Скорее всего, нет в России человека, который не знал бы Анастасию Волочкову. Кто и как относится – разговор другой. Но вот то, что «главную балерину» и обладательницу действительно выдающегося шпагата, который постоянно демонстрируется по поводу и без него, узнают в любой части РФ – это непреложная истина.
Анастасия Волочкова.
Меня немного смешит, когда кто-то из соотечественников начинает ругать Анастасию, как ничем не выдающуюся балерину, которая стала знаменитой исключительно благодаря своему эпатажному поведению. Это происходит хотя бы потому, что в стране не так много людей, кто вообще разбирается в этом сложном искусстве – искусстве балета. Но уж поверьте, что играть в Мариинском и Большом театре позовут далеко не каждую во всех смыслах. И стать Примой-балериной достойны и вовсе единицы. А Настя стала – и в первом театре, и во втором.
Именно поэтому балетное прошлое Волочковой уже давно обросло самыми невероятными мифами и догадками. И сегодня я попытаюсь либо развенчать, либо подтвердить основные мифы об этой сложной, зачастую противоречивой личности.
1. У Волочковой нет балетных данных от природы
Странное утверждение, если задуматься. Хотя бы потому, что даже если это и так, то поработала над собой Настя столь основательно, что победила генетическую не предрасположенность к данному виду деятельности.
…поработала над собой Настя столь основательно, что победила генетическую не предрасположенность к данному виду деятельности.
В сети муссируется мнение, что в Вагановское училище Настю взяли по чему-то большой протекции. А так, попасть в лучшее хореографическое училище мира без обозначенного блата, она бы не смогла.
Давайте будем объективными: в некоторые годы конкурс на поступление в Вагановское училище действительно невероятно велик. Доходит до того, что на одно студенческое место претендует до 100 кандидаток. И есть отчего, так как выпускники училища сразу становятся слугами Большого, Мариинского и прочих основных Театров России и мира. И Волочкова, так либо иначе, попала в ряды студенток. А это – очень ранние подъёмы, невероятно строгий режим и постоянные тренировки не только до 7-го пота, но и до 7-й крови, так как пальцы далеко не сразу привыкают правильно держать тело. А вот окончила Анастасия учебное заведение с отличием. И от этого уже можно сказать, что даже в том случае, если «на старте» она не имела природных данных, она «переломила генетику о колено» и стала профессиональной балериной.
Анастасия Волочкова в молодости.
Есть даже версия, что в Вагановское училище Анастасию взяли с оценкой «условно удовлетворительно». Иными словами, она была взята с испытательным сроком и могла вылететь уже после первого экзамена. Однако если это и так, то с такой же оценкой брали Диану Вишнёву и Ульяну Лопаткину, что не помешало им стать ведущими балеринами всего мира.
Анастасия Волочкова в молодости.
Тем, к слову, показательнее одно знаковое автобиографическое высказывание Вишнёвой, ибо именно она любила говорить, что добилась своего высокого положения вопреки всему, так как изначально её тело вовсе не подходило для сложных «па». И именно поэтому, иметь отличные оценки при поступлении, вкупе с выдающимися природными данными – далеко не признак того, что в дальнейшей деятельности эта талантливая студентка либо студент добьётся выдающихся высот.
2. Волочкову взяли на службу в Мариинский театр также «по блату»
Тут можно было просто сослаться на пункт номер один, в котором указано, что хореографическое училище Волочкова окончила с отличием и больше ничего не говорить. Но давайте разберём этот слух подробно, чтобы расставить все точки над «i».
Анастасия Волочкова в молодости.
Итак, согласно имеющемуся мнению, в Мариинский театр Насте помогла попасть преподаватель Вагановского училища – Инна Зубковская. И не из-за того, что Волочкова была одарённой выпускницей, а потому, что «дружила» с внуком Инны.
К слову, слухи о том, что Настя везде и всюду всего добивалась через постель – вообще «притча во языцех». Да, Волочкова никогда не скрывала свою любвеобильность. Равно как и то, что и в уже почтенном возрасте обладает просто феноменальной растяжкой. Но везде и всюду притягивать «постель» к личности Насти всё-таки «дурной тон», дамы и господа. Все таки дурной тон!
Прежде всего, Инна Зубковская – выдающаяся балерина, которая подготовила огромное количество балерин и танцоров с мировыми именами. И если она и помогла Анастасии устроиться в Мариинский театр – она была абсолютно уверена в том человеке, которого рекомендовала.
Инна Зубковская – выдающаяся балерина, которая подготовила огромное количество балерин и танцоров с мировыми именами.
Но есть и другой факт – когда Анастасия находилась только на втором курсе, училище посетил художественный руководитель Мариинского театра – Олег Виноградов. И именно он, оценив студенток, сразу же выделил Волочкову и пригласил к дальнейшему сотрудничеству. И если кто-то не знает, то подскажу, что обучение в Вагановском училище идёт три курса.
Впервые попав в театр, Анастасия буквально поразила всех своим трудолюбием. В частности Диана Вишнёва, в одном из интервью сказала, что так, как работает над собой Волочкова, не работает никто. Именно поэтому уже на первых порах Насте доверяли и сольные партии. И она ни разу не подвела на сцене, отрабатывая выступление от и до, как настоящая «русская машина».
Анастасия Волочкова.
Если просмотреть газеты тех лет, то можно обнаружить десятки дифирамбов в адрес Насти.
Как её только не называли: «идеальная балерина, как и Петипа», «Одна из достойных балерин обеих столиц», «Обладательница выдающейся артистической индивидуальности» и многое другое.
Но и это как-то оказалось вне внимания достопочтенной и «разбирающейся» публики, ввиду чего, когда Анастасия перешла в Большой театр, вновь понеслись слухи о «блате».
Хотя опять же балерину позвал туда никто иной, как Владимир Васильев – художественный руководитель известнейшего учреждения культуры.
3. Увольнение из Театра произошло из-за бездарности Анастасии
Данный миф родился в 2003-м году, когда в Большой театр пришёл новый директор – Анатолий Иксанов, который и отказался продлевать контракт с Настей. Своё решение новый руководитель аргументировал якобы тем, что Прима набрала лишний вес. Чтобы облечь основную претензию в более благообразную форму, Иксанов подговорил мужскую часть труппы подписать коллективное письмо об отказе выступать с Волочковой. К слову, от подписи тогда с большим скандалом отказался Николай Цискаридзе, а вместе с ним большинство коллег Анастасии по сцене.
К слову, от подписи тогда с большим скандалом отказался Николай Цискаридзе…
Но вся эта информация, мягко говоря, не достоверна. Это только самая вершина айсберга. То, что прорвалось из кулуарных игрищ Большого театра, вопреки всем завесам. Как же развивались дела, в самом деле, нам «с земли» не увидеть. И если посмотреть на реальный документ – приказ об увольнении, то там не будет ни строчки ни о профнепригодности балерины, ни о якобы имеющимся лишнем весе.
Да, в ту пору был небольшой конфликт между Волочковой и педагогом-репетитором Екатериной Максимовой. Но опять же ни одного упоминания о профнепригодности Насти. Суть конфликта заключалась в разности взглядов и жизненных позиций, отчего женщины просто не смогли поладить друг с другом, о чём весьма корректно рассказывала сама Максимова.
Корректное высказывание «разница позиций» из уст педагога означало примерно то, что именно во время работы в Большом Театре Анастасия начала чересчур сильно упиваться мужским вниманием, эпатировать публику, вскоре став постоянным участником скандальных шоу и элитных тусовок Москвы. Тогда и началось её своеобразное отдаление от академического балета, потому что Настя – это человек-шоу.
Анастасия Волочкова.
И в этом амплуа она чувствовала себя наиболее комфортно.
Может быть, сказалась и обычная перегрузка, ибо быть Примой – это «не вылезать» из репетиций, гастролей, выступлений, тренировок. Скорее всего, в какой-то момент Волочковой попросту захотелось обычной, земной жизни. И за это её винить, как мне кажется, совсем не следует.
Завершая статью
Завершая статью, хочется только сказать, что о Волочковой, как о талантливой балерине отзывались очень и очень многие именитые представители этого мира: Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Екатерина Максимова, Николай Цискаридзе и многие другие. То, как ведёт себя Настя сейчас и с кем дружит – другой разговор.
У человека действительно имеются проблемы с алкоголем, а когда Волочкова выпивает, она мало контролирует своё поведение – факт. Но это нисколько не умаляет её заслуг как выдающейся балерины. Ибо, если говорить образно, то с какого-нибудь Чемпиона либо Чемпионки не слетают многочисленные регалии, если после завершения карьеры он (а) опускается на дно социальной лестницы. А ведь таких примеров — пруд пруди.
Анастасия Волочкова.
В свою очередь Анастасия Волочкова живёт дорого и богато, за годы деятельности накопив баснословное состояние. Это ли не показатель общей успешности, если задуматься?