Здравствуйте. Как думаете — что в творчестве на первом месте? В абсолютно любом творческом коллективе рано или поздно начинаются разногласия. Это, к сожалению, данность, и ничего с ней не поделать. Некоторым удаётся договориться, прийти к общей цели, найти выход, и творчество побеждает амбиции. Но чаще коллектив распадается и участники идут своими путями. Рассмотрим пример «Уральских пельменей», расскажу о своём опыте и обменяемся мнениями.
Уральские пельмени
Дорогие читатели, интересный вопрос мне поступил в личные сообщения в Телеграм. (Обязательно подписывайтесь на мой ТГ — канал,ссылка в конце каждой статьи). Вопрос по поводу «Уральских пельменей», их разлада и почему вообще многие творческие коллективы распадаются? КВН и вышедшие из него шоу (коим и являются «Пельмени») мне не очень нравятся. Да, бывает смешно, но меня не цепляет. Я больше люблю глубокие актёрские работы, и особенно в театре. Но, справедливости ради, скажу, что «Пельмени» бывают интересны, а ещё они выгодно отличаются от коллег, потому как в их юморе нет этой модной пошлости.
Но вопрос натолкнули меня на размышления о разногласиях в творческих коллективах. К таким коллективам можно отнести антрепризный спектакль, музыкальную группу, коммерческий театр, те же команды КВН и многое другое. Я в своей актёрской жизни не раз и не два был участником такого коллектива (Я играл в рок-группе, в антрепризах, мы с однокурсниками пытались открыть свой театр, снимал ролики с товарищами и в других) Я пообщался с друзьями и коллегами на этот счёт и мы пришли к одному выводу, о котором я сейчас расскажу. Напоминаю, что в своих статьях я делюсь своим мнением, которое я никому не навязываю.
В каждом творческом союзе есть лидеры — наиболее яркие личности, которых больше любит публика. Их называют «Фронтмены». В музыкальных группах, обычно, это вокалисты, в спектаклях — «звёзды» кино или эстрады, а в шоу другая история. В «Уральских пельменях» нет определённого лидера, все они равны перед зрителем и, по идее, должны всё делить поровну — деньги, славу, идеи и т.д. Именно по этой причине не получилось и нашего с однокурсниками театра. Все мы были полны идей и энтузиазма, но у нас не было чёткого лидера и поэтому мы начали ругаться и очень скоро театр наш «погиб». Мы так и не договорились о концепции, векторе развития. Дело было совершенно не в деньгах, но, как мне сказал мой знакомый продюсер, работающий на телевидении, 99 процентов всех коллективов распадается именно из-за финансового вопроса.
И как бы они потом не «пели» в интервью и соц.сетях, что не сошлись по творчеству, обычно, причина банальна — деньги. Всегда находятся недовольные тем, что кто-то более успешен и получает больше и тут уж не о творчестве мысли. Но давайте отбросим деньги. Очень часто, они дополняют общую картину разлада. Есть люди, которые не созданы для коллектива, мой друг — режиссёр называет их «передовиками». Они встречаются и в театре, и в кино, и в любой творческой сфере, да и не только в творческой, кстати, Среди них есть и молодые артисты, возомнившие себя «звёздами», но чаще это уже состоявшиеся артисты. Такие «передовики» абсолютно не умеют быть на вторых ролях, они всегда должны быть в первой линии, а эпизоды пусть играют другие. А если «передовик» вдруг вынужден быть в чьей-то тени, он обязательно выскажет недовольство или затаит обиду.
Сергей Нитиевский
Творческий коллектив (любой) — это сосредоточение артистов, объединённых общей целью и идеей, но каждый из них, в первую очередь думает о своей минуте славы (пусть даже глубоко в душе). Если нет чёткого руководства и равнозначности каждого артиста, то начинаются разлады и споры. Страдает и «продукт» и отношения. Одного участники коллективов не понимают — зачастую, по одиночке они никому не нужны… Что же касается «Уральских пельменей», то тут всё очевидно, по моему мнению. Они так часто говорят и пишут, что не сошлись взглядами и т.д. что деньги ни при чём. А это значит, что ещё как причём!
Только недавно закончились суды «Пельменей» с ушедшим Нитиевским. Да и, как пишут, решением суда не все довольны, и скорее всего — будут новые иски и апелляции. По мнению, многих участников «Пельменей», Нитиевский слишком много получал, хотя делал меньше. Мол, он предал их и дружбу ради денег. А по его словам, именно он договаривался с СТС и с кучей концертных площадок, и если бы не он, «Пельмени» бы вообще ничего не заработали. Нитиевский считает что именно его предали… В общем, суд разберётся, а мы видим стандартную и стереотипную историю, в которой обвинения по типу: «Ты мало делал, но много получал».
А ведь дружат они со студенчества, больше 25 лет… и неужели деньги могут разрушить такую дружбу?
А это значит, что творчество ушло на дальний план. Что денежный вопрос разрушил неплохую команду. Новые участники, судя по комментариям зрителей, блёклые, а номера скатываются в самоповтор и скуку. При этом, по данным Форбс, «Пельмени» за 2022-й год заработали 300 миллионов рублей, и это не считая личных корпоративов и рекламных контрактов некоторых участников. И их доходы упали после скандала с Нитиевским и раскола. Так не лучше ли договориться, сохранить творческий запал? Не поливать друг друга грязью, а держать разборки внутри коллектива. Ведь они потеряли деньги, а не приобрели.
В театральных вузах нас учат работать в команде, поэтому среди профессиональных актёров такие разлады случаются реже. Но КВНщики и другие артисты с телевидения — очень от нас отличаются. Хотя, большие деньги могут любому человеку навредить и разрушить коллектив, дружбу и даже семью.
А Вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях.