22 фильма, которые заставили людей уйти из кинотеатра, не досмотрев их

С выходом нового фильма Ларса фон Триера и раскрытием того, что «Дом, который построил Джек», посвящен серийному убийце, поклонники режиссера задались вопросом: насколько трудно его смотреть? Действие фильма разворачивается на протяжении 12 лет жизни Джека, которого со зловещим рвением изображает Мэтт Диллон, играющий роль психопата. Нападая на жертв — от женщин и детей до несчастных птиц, — фильм намеренно создавался так, чтобы спровоцировать споры.

Споры начались уже на каннской премьере, когда более 100 человек покинули зал во время показа. Даже по меркам фон Триера это число было ошеломляющим, однако те, кто остался, выразили свою поддержку продолжительными овациями.

В этой статье мы решили вспомнить фильмы, с показа которых люди уходили толпами. Узнаем причины и, что стало с этими кинокартинами впоследствии.

Дикая банда (1969)

Следуя по стопам «Бонни и Клайда», Сэм Пекинпа возвысил изображение насилия на экране своей кровавой данью американскому Западу. Насилие нависает над каждым кадром, начиная с начальной сцены, где дети мучают скорпионов, и заканчивая замедленной, изрешеченной пулями кульминацией — сценой, которая остается одной из самых жестоких в истории кинематографа. Во время известного показа фильма в 1969 году в Канзас-Сити, по сообщениям, 30 человек покинули кинотеатр, а некоторых даже стошнило в проходах. Одна из карточек с комментариями, яростно нацарапанная, лаконично передавала настроение: «Только безумец мог назвать это произведением!».

Изобретательность Сэма Пекинпы и монтажёра Луиса Ломбардо, способствовавшие созданию впечатляющих сцен перестрелок. Они формировали эти сцены на основе материала, снятого сразу с шести камер, оборудованных различными линзами. Камеры двигались одновременно с разной скоростью. Это позволило создать высокое напряжение и нервозную атмосферу в сценах.

Соломенные псы (1971)

Сэм Пекинпа вновь вызвал бурные споры и критику за откровенные сцены и насилие, показанные в «Соломенных псах». Особенно тревожной была сцена с участием Сьюзан Джордж, которая вызвала осуждение и была истолкована некоторыми критиками как проявление женоненавистнических фантазий. Согласно биографии Пекинпы Дэвида Уэддла «Если они двигаются… Убей их», треть зрителей во время первого предварительного просмотра «Соломенных псов» ушла еще до того, как включили свет. Гаспар Ноэ, будущий «маэстро уходов», которого мы тоже встретим в этом списке, рассказал, что, когда он смотрел «Соломенных псов» подростком, он отшатнулся. «Мне показалось, что это слишком тяжело».

Изгоняющий дьявола (1973)

Фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола», установил новые стандарты провокации, чтобы узнать, насколько зрители готовы терпеть дерзкие решения режиссера. Используя сакральную тему религии и нарушая невинность, сцена, в которой юная Линда Блэр совершает возмутительный акт с распятием, оказалась ошеломляющей для многих зрителей. В сочетании с подсознательным появлением демона Пазузу и печально известной сценой рвоты фильм дал зрителям повод упасть в обморок, заплакать и ответить взаимностью на отвращение. Клип 70-х годов запечатлел реакцию зрителей, иллюстрируя непреодолимую силу шока в кино.

Техасская резня бензопилой (1974)

Репутация морального возмущения вокруг «Техасской резни» в значительной степени преувеличена. Но легенда гласит, что во время предварительного показа в Сан-Франциско в 1974 году половина зрителей якобы упали в обморок, а остальные стали бить по экрану, выкрикивать непристойности и требовать возврата денег. В фойе даже вспыхнули потасовки. Некоторые утверждают, что показ был испорчен группой политиков из Сан-Франциско, которые, будучи глубоко оскорбленными фильмом, распространяли слухи, чтобы предотвратить моральное разложение. Независимо от происхождения, легенда прочно укрепилась в истории.

Калигула (1980)

Фильм Тинто Брасса и Боба Гуччионе, основателя Penthouse, был признан одним из самых осуждаемых критиками фильмов и представлял собой «историческое» повествование о скандально известном римском императоре. Фильм не был допущен в основные кинотеатры; вместо этого его отнесли к «специализированным кинотеатрам», чтобы отдалить от неблаговидных заведений для взрослых. Юридические сложности, вызванные откровенными сценами, еще больше снизили шансы фильма на широкую аудиторию. Примечательно, что даже Роджер Эберт, переживший за свою жизнь множество разочарований в кинематографе, предпочел уйти. Он выдержал первые два часа из 170-минутного хронометража, что стало одним из редких случаев, когда он публично признался в преждевременном уходе из фильма.

Последнее искушение Христа (1988)

Адаптированный по не менее спорному роману Никоса Казандзакиса, фильм Мартина Скорсезе о человечном и несовершенном Христе, казалось, был обречен на споры. Театры усилили меры безопасности и присутствие полиции, ожидая бурных протестов. Однако, если не считать поджога парижского кинотеатра воинствующей христианской группировкой во время показа фильма, общая реакция была в основном положительной. Тем не менее религиозные лидеры, приглашенные на предварительный показ, в большом количестве покинули кинотеатр, а преподобный Фрэнк Эйклор выразил свое возмущение, заявив: «Когда вы видите, что Иисус изображен таким образом, когда вы видите, что Иисус Христос изображен как слабак, я могу только возмущаться».

Бешеные псы (1992)

Квентин Тарантино оставил неизгладимый след своим дебютным фильмом «Бешеные псы». Все фирменные элементы, которые определят его дальнейшие работы, уже были на месте: ретро-саундтрек, поп-культурные образы и, что особенно важно, графическое насилие. Сцена с отрезанием уха, несомненно, стала моментом, бросившим вызов стойкости зрителей, что побудило Тарантино скрупулезно подсчитывать количество выходов из зала во время фестивальных показов фильма. В один из вечеров он зафиксировал максимальное количество выходов — 33, что стало почетным знаком для начинающего провокатора.

Король Лев (1994)

Раннее знакомство с душераздирающими сценами в фильмах может оставить неизгладимый эмоциональный след, особенно в юных умах. Возможно, Disney не рассчитали, как смерть Муфасы, отца Симбы, повлияет на маленьких зрителей. Во время сеансов вестибюли превращались в импровизированные зоны утешения, когда родители успокаивали своих плачущих детей, в итоге убеждая их вернуться в кинотеатр для зажигательного исполнения песни «Акуна матата».

Автокатастрофа (1997)

Картина Дэвида Кроненберга, адаптированная по провокационному роману Дж. Г. Балларда 1973 года, рассказывает об клиническом исследовании субкультуры, увлекающейся автомобильными авариями, и представляет собой жуткий кошмар в эпоху, предшествующую появлению интернета. До того, как мы получили доступ ко всему на наших телефонах, зрители испытывали отвращение от самой идеи фильма. В Каннах его освистывали, покидали залы, и, как вспоминал Кроненберг, во время первого тестового показа «в зале была женщина, которая не переставала говорить: «О Боже!»».

Ведьма из Блэр (1999)

Несмотря на то, что «Ведьма из Блэр» не был первым фильмом в жанре «найденной пленки» (эта честь принадлежит фильму 1980 года «Ад каннибалов»), он навсегда останется в истории как родоначальник этого поджанра. Хотя сегодня использование найденных пленок и трясущейся ручной видеосъемки стало стандартом, в 1999 году этот прием был совершенно новым. Стали появляться сообщения о том, что зрителей начинает укачивать и тошнить, а некоторые даже теряют самообладание в проходах.

Кинопроба (1999)

Режиссер Такаси Миикэ построил чрезвычайно плодотворную карьеру, основой которой стало раздвижение границ кинематографа, но атмосфера в «Ичи-киллере» и «Посетителе Q» все равно меркнут по сравнению с мучениями, показанными в «Кинопробе». Сюжет повествует о вдовце, который устраивает фальшивые прослушивания, чтобы найти новую партнершу. Тогда он встречает Асами… Несмотря на то что фильм получил признание на Роттердамском кинофестивале, не обошлось и без выходов из зала. Одна женщина кричала на Миике, называя его дьяволом, когда уходила с показа.

Необратимость (2003)

Девятиминутное надругательство и избиение Моники Беллучи, снятое одним мучительным дублем служит лакмусовой бумажкой для поклонников экстремального кино. Для усиления накала страстей режиссер Гаспар Ноэ включил в фильм сцену с избиением огнетушителем. Примерно 20 процентов зрителей в Каннах и Санденсе решили уйти. Пытаясь исправить ситуацию, бывший президент дистрибьютора Lionsgate отметил, что на кинофестивалях в Торонто и Теллуриде зрителей было гораздо меньше. «В Торонто в зале было 900 зрителей, а ушло всего шесть человек», — заявил он. Похвально, Гаспар!

Бурый кролик (2004)

Винсент Галло получил признание благодаря своему дебютному фильму «Баффало 66» в 1998 году, но почти всех оттолкнул его последующий фильм, вызывающий только скуку, «Бурый кролик». Фильм, изображающий долгую поездку по пересеченной местности, кульминацией которой становится не симулированная откровенная сцена Винсента Галло с его тогдашней девушкой Хлоей Севиньи, подвергся критике за напыщенность и претенциозность. На Каннском фестивале Роджер Эберт назвал его «худшим фильмом в истории фестиваля». Многие зрители покинули зал во время показа, оставшиеся освистали ленту. Винсент Галло был вынужден после сеанса извиниться за свой фильм и заявил, что больше не будет снимать кино.

Великий экстаз Роберта Кармайкла (2005)

Этот малоизвестный британский фильм рассказывает об ужасающем путешествии группы подростков, погрязших в веществах и насилии. Несмотря на утверждение начинающего режиссера Томаса Крэя, что многочисленные сцены насилия в фильме — это метафора военных жестокостей, многие критики не нашли оправдания тревожному содержанию. Во время премьеры в Каннах фильм вызвал массовый уход зрителей. Значительное число зрителей покинуло зал после сцены вторжения в дом мужа и жены, в результате которого женщина истекает кровью — этот момент Variety назвал «мучительным, не имеющим аналогов в истории».

Кловерфилд (2008)

Вирусная маркетинговая стратегия «Кловерфилда», окутанная тайной, принесла свои плоды: заинтригованные зрители и поклонники Джей Джей Абрамса бросились разгадывать загадку, разворачивающуюся в вымышленном городке. Их ждал бешеный фильм о монстрах в стиле found-footage, который превзошел даже вызывающую тошноту «Ведьму из Блэр». Укачивание среди зрителей было настолько распространено, что в кинотеатрах появились предупреждения о возможных побочных эффектах от просмотра фильма. Чтобы решить эту проблему, компания AMC Entertainment пошла на то, чтобы вернуть деньги тем, кому стало плохо и кто покинул кинотеатр.

Антихрист (2009)

После долгих лет дразнилок фон Триер наконец перешел в режим полного ужаса с фильмом «Антихрист». Уиллем Дэфо и муза фон Триера Шарлотта Генсбур погружаются в глубокое горе после трагической смерти ребенка и ищут утешения в своем лесном домике. Битва полов заканчивается шокирующей сценой… На премьере в Каннах четыре человека упали в обморок, что вызвало споры среди критиков о том, является ли фильм художественным выражением или просто пыткой. Фон Триер, ничуть не смутившись, радостно заметил: «Я сделал это не для вас и не для зрителей».

127 часов(2010)

Дэнни Бойл, известный своей готовностью к шокирующим сценам, вышел на новый уровень в фильме «На игле», но это ничто по сравнению со сценой с Джеймсом Франко. Подобно реальному герою Арону Ролстону, которому пришлось делать самоампутацию, Бойл заставил зрителей стать свидетелями изнурительной процедуры, а звуковой эффект жужжащей пилы, когда Франко задевает нерв, вызывает первобытный, тошнотворный приступ. Первый публичный показ фильма на TIFF привел к трем обморокам и, как сообщается, одному припадку, закрепив за фильмом статус одного из самых шокирующих в истории.

Древо жизни (2011)

Абстрактное исследование самой жизни, проведенное Терренсом Маликом, показало, что зрители могут так же негативно реагировать на кажущуюся претенциозность, как и на экстремальные сцены насилия и кровопролития. Те, кто не был знаком с творчеством этого автора и надеялся увидеть типичный фильм с Брэдом Питтом, были вынуждены смотреть лишенную диалогов, кажущуюся бесконечной вступительную последовательность, изображающую сотворение Вселенной. Это вызвало массовое бегство из зала, недовольные зрители были настолько раздражены началом фильма, что требовали возврата денег. Ирония судьбы заключалась в том, что тем, кто выдержал весь фильм, а затем потребовал возврата денег, не повезло, поскольку по правилам кинотеатров AMC возврат денег возможен только в течение первых 30 минут.

Женщина (2011)

Режиссер Лаки Макки в своем фильме провокационно исследует ужасы, скрывающиеся за идиллическим фасадами. Одичавшую женщину отлавливает и привозит домой для «реабилитации» семьянин-социопат. Деградация и жестокость, которым подвергается девушка, достигают кульминации в графической сцене насилия, вызвавшей самый запоминающийся скандал в истории «Сандэнса». Неизвестный мужчина, встав и прокляв фильм, призвал зрителей выйти вместе с ним, продолжив свою пламенную речь за пределами кинотеатра, что было полностью запечатлено на видео.

Прогулка (2015)

Фильм рассказывает о невероятной прогулке по канату между башнями-близнецами Манхэттена, совершенной в 1974 году французским канатоходцем Филиппом Пети. Снятый в формате 3-D с намерением погрузить зрителей на канат, фильм привел к тому, что вместо острых ощущений зрители испытали головокружение и тошноту. Телеканал CBS News рекомендовал потенциальным зрителям избегать обильной еды перед просмотром фильма и сообщил, что по меньшей мере 10 процентов зрителей испытывали физическое недомогание.

Сырое (2016)

Гибрид ужастика с каннибализмом получил самую дурную славу со времен «Необратимости». Повествование вращается вокруг юной Жюстин, строгой вегетарианки, постепенно поддающейся ненасытному желанию полакомиться человеческим мясом. На Международном кинофестивале в Торонто как минимум двум зрителям потребовалась помощь медиков после обморока во время просмотра. Режиссер Джулия Дюкурно рассказала, что даже ее подруга упала в обморок во время показа, и выразила сожаление, сказав: «Я потом извинилась. Мне кажется, это не комплимент, что люди падают в обморок. Я чувствую себя виноватой!»

Мама! (2017)

Фильм Даррена Аронофски «Мама!», ставший одним из самых спорных, не смог найти общий язык с аудиторией. В то время как некоторые критики приветствовали его смелость, большинство зрителей взбунтовалось, что привело к многочисленным протестам и негативным отзывам в Twitter. После провального дебютного уик-энда негативные отзывы быстро распространились, в результате чего фильм стал самым низкокассовым в карьере Дженнифер Лоуренс. Из-за резкого неприятия зрителями фильм получил оценку «F» по шкале Cinemascore, поставив «Маму!» в один ряд с такими “уважаемыми” фильмами, как » Я знаю, кто убил меня» и «Нереальный блокбастер».