В СССР было много замечательных актёров, блиставших в театре и кино, но мало кто мог сравниться с выдающимся артистом Юрием Богатырёвым, о котором сегодня и пойдёт речь. Юрий Георгиевич Богатырёв родился 2 марта 1947 года в Риге, Латвийской ССР, СССР. Советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Его отец был офицером военно-морского флота, а мать — домохозяйкой. В семье было двое детей — Юрий и его сестра Маргарита.
В 1953 году отца Богатырёва перевели служить в Москву, где Юрий стал посещать художественную школу. По выходным мальчик устраивал представления самодеятельного театра кукол для соседей и родных. В 1963 — 1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил. С 1965 года занимался в студии детского кукольного театра “Глобус” Московского Дома пионеров.
На фотографии: Юрий Богатырёв
В 1966 -1971 годах Юрий Богатырёв учился в Театральном училище имени имени Б. В. Шукина на курсе Юрия Катина-Ярцева. В 1971 -1977 годах служил в МДТ “Современник”, в 1977 году был приглашён во МХАТ и некоторое время работал в двух театрах. Одна из лучших театральных ролей Богатырёва — Клеант в спектакле по пьесе Мольера “Тартюф”.
Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву в конце 1974 года после выхода на экраны истерна “Свой среди чужих, чужой среди своих”, в котором он гениально сыграл роль чекиста Егора Шилова. Актёр называл режиссёра фильма Никиту Михалкова своим “крёстным отцом” в кино, и для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом, приносящим удачу.
Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с Константином Райкиным он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной реки.
Юрий Богатырёв был разноплановым актёром и ему были подвластны перевоплощения в самых разных героев. За неполные 20 лет актерской карьеры Богатырев сыграл более 50 ролей в кино, театре и на телевидении. И никто из поклонников не догадывался, что ведущий актёр СССР был человеком слабохарактерным и ведомым.
“Юре всегда был нужен «лидер«, — признавался в одном из интервью Никита Михалков. — Человек, который скажет, что, как и когда делать”. Им и стал Никита Сергеевич, по сути сотворивший из Богатырёва легендарного артиста. Режиссёр снял его в нескольких своих эпохальных лентах, в том числе и в дебютной короткометражке 1970 года выпуска “Спокойный день в конце войны”, где Богатырёв исполнил роль немецкого солдата; в мелодраме “Раба любви”, экранизации рассказов Чехова “Неоконченная пьеса для механического пианино”, трагикомедии “Родня”. Была для актёра подготовлена роль и в “Сибирском цирюльнике”, но дожить до неё Юрию не хватило сил.
Самое интересное, что во всех ролях Юрий Богатырёв разный. Где-то подлый, где-то сильный, где-то глупый, где-то расчетливо деловой — но всякий раз ничего общего с ним самим. Как ему это удавалось? Ответ прост и ужасен одновременно: Богатырев всегда хотел убежать от самого себя.
Успешный в профессии, актёр не нашел счастья в личной жизни. Он был романтичным и по-детски непосредственным, и поэтому часто влюблялся. Объектами его обожания были знаменитые советские актрисы: Елена Соловей, Светлана Крючкова, Анастасия Вертинская, Наталья Варлей и многие другие. Каждую Богатырёв готов был носить на руках, осыпать цветами и комплиментами — но не более того.
Он восхищался женщинами, однако его чувства к ним всегда носили лишь платонический характер. Для Богатырёва девушку были лишь чём-то сродни произведению искусства. Он любил их, но никогда не испытывал к женщинам влечения.
Когда речь заходила о создании семьи и выборе спутницы жизни, Богатырев менялся на глазах. Он очень страдал из-за своей нетрадиционной ориентации и не знал, что с этим делать. Друзья и коллеги несколько раз пытались его женить, но дальше коротких свиданий дело не шло. Не оправдав ожиданий очередной пассии, её знакомых и своих родителей, Юрий Богатырёв замкнулся в себе и начал погружаться в пучину одиночества.
Но спустя какое-то время Богатырёв внезапно женился, как говорили его знакомые, из чувства сострадания. Его женой стала актриса Надежда Серая, соседка по коммуналке, которая была старше Юрия на четыре года. После развода с мужем Надежда и её маленькая дочь Варя оказались в Москве без прописки. Девушка была на волоске от потери работы. Сердобольный Богатырёв не раздумывая предложил коллеге свою помощь.
На фотографии: кадр из фильма «Объяснение в любви» 1977 год
Они расписались тайно, не известив об этом родителей. Молодые люди сблизились и какое-то время даже жили вместе, но семейной идиллии не получилось. Это был фиктивный брак, хотя Серая очень нежно относилась к Юрию, который был крайне сентиментальным человеком.
А потом они разъехались, оставаясь по документам мужем и женой. И Богатырёв продолжил страдать от одиночества, которое было непонятно его родным и коллегам. От армии поклонниц Юрию приходили мешки писем со всей страны, но он так и не смог никому ответить.
На нервной почве Богатырёв подорвал своё здоровье, да и долгие скитания по коммуналкам ему не пошли на пользу. К тому же, при больших заработках он так и не научился распоряжаться деньгами. Его добротой и безотказностью бессовестно пользовались десятки актёров, называвших себя друзьями. Бывали случаи, когда Юрий одалживал очередному “доброму товарищу” почти всю зарплату.
Юрий Богатырёв был очень неуверенным в себе человеком и крайне зависимым от чужого мнения. В угоду окружающим, перейдя из “Современника” во МХАТ, начал пить. Его коллеги безбожно пьянствовали, и Юрий решил, что ему нельзя отбиваться от коллектива.
А затем начались новые проблемы и неприятности. Юрий Богатырёв после всех застолий внезапно понял, что люди, с которыми он работает в театре и пьёт водку, его не только не уважают, но ещё и ненавидят. За талант, главные роли, хорошие гонорары, успех, даже за свободу от семейных уз.
На фотографии: Юрий Богатырёв
Зависть коллег больно ранила Богатырева и он начинал впадать в отчаяние. Жизненная неустроенность, собственная бесхарактерность и переживания по поводу своей нетрадиционной ориентации вызывали в нём отвращение к самому себе.
Спасение Юрий искал в живописи и… снова в алкоголе. Порой, находясь в запое, Богатырёв звонил людям, которых он считал своими друзьями и просил их, чтобы они с ним поговорили. И то ли умолял, то ли кричал в трубку: “Я не вынесу этого больше! Я сойду с ума!” И всякий раз слышал в ответ: “Юра, уже три часа ночи! Мне завтра рано вставать”.
На фотографии: Картины, которые рисовал Юрий Богатырёв
В 1988 году, когда Юрию Богатырёву исполнился 41 год, в жизни актёра произошли перемены к лучшему. Он получил звание Народного артиста РСФСР, небольшую квартиру на улице Гиляровского и начал готовиться к своей первой выставке.
В эти месяцы Богатырёва как подменили — многолетняя депрессия сменилась безудержным весельем. Теперь актёрские пирушки, начинавшиеся во МХАТе, обязательно продолжались у Юрия дома. Богатырёв безропотно оплачивал услуги такси, алкоголь и закуску для всех гостей. А утром с больной головой отправлялся в театр или на съемки.
Актёр вёл неправильный образ жизни, он был совсем измотан, сильно располнел, а высокое давление и боли в сердце стали для него нормой. В добавок ко всему, Юрий принимал антидепрессанты, от которых ему становилось только хуже.
На фотографии: Юрий Богатырёв
В январе 1989-го Богатырёв получил гонорар за роль в советско-итальянском фильме “Очи черные”- несколько тысяч долларов! Режиссёром картины был его ближайший друг, Никита Михалков, а на съёмочной площадке Юрий играл в дуэте с самим Марчелло Мастроянни. На вечеринке, устроенной по поводу крупного гонорара, Богатырёв внезапно потерял сознание.
Это случилось в Москве 2 февраля 1989 года. Юрий Богатырёв не дожил до своего 42-летия всего один месяц. Так называемые “друзья” вынесли из его квартиры всё — деньги, книги по искусству, десятки его картин. И до сих пор неизвестно, где находятся все эти вещи. А первая персональная выставка картин Юрия Богатырёва всё-таки состоялась, но она прошла уже после ухода из жизни выдающегося актёра и талантливого художника.