«Человек с бульвара Капуцинов» – фильм, в котором никто не хотел сниматься

«Человек с бульвара Капуцинов» входит в число самых успешных советских фильмов. Казалось бы, успех фильму был обеспечен уже на старте.

Кроме оригинальной задумки в виде ироничной пародии на американские вестерны, наполненной нескончаемым потоком остроумных шуток, режиссер Алла Сурикова собрала целую плеяду знаменитейших актеров того времени. Однако фильм мог вообще не появиться на экранах, потому что сначала никто не хотел браться за съемки.

СЦЕНАРИЙ-АВАНТЮРА

Фильм вышел на экраны в 1987 г., однако сценарий был написан Эдуардом Акоповым намного раньше. Пять лет «ироническая фантазия в стиле вестерна», как обозначил жанр Акопов, ждала своего режиссера. Но комедийная пародия на американские ковбойские фильмы никого не привлекала. История о человеке, который возит кинопроектор по маленьким городкам Дикого Запада и несет культуру в массы, выглядела провальной.

В 1986 г. сценарий напечатали в журнале «Искусство кино». Однако желающих взяться за картину так и не нашлось. Откликнулась лишь Алла Сурикова. Позже режиссер вспоминала:

«Хорошо, что никто из мужчин не взялся за этот фильм. Только женщина была способна на такую авантюру».

Хотя и Алла Сурикова признавалась, что разглядела в сценарии потенциал только тогда, когда представила в главной роли Андрея Миронова.

НИ НАЗВАНИЯ, НИ РЕКВИЗИТА





На поисках режиссера трудности не закончились. Оказалось, что на «Мосфильме» для картин в жанре вестерн практически нет реквизита. Не было нужных ковбойских седел, сбруй. Даже кольтов не было.

Реквизит собирали практически по всему свету. Из Крыма привезли перья для головных уборов, с других киностудий – мебель. Ковбойской амуницией поделилась братская чехословацкая студия «Баррандов».

Городок Санта-Каролина возводили под Феодосией с нуля. Причем почти все декорации были картонными, даже кактусы. Однажды в разгар съемок Санта-Каролина чуть было не исчезла с лица земли из-за сильного ветра. Помогли каскадеры, которые укрепили декорации, вкопав тяжелые столбы.

Не было у фильма и названия. Сценарий Акопова назывался «Человек с бульвара Капуцинов». Но Алла Сурикова, углубившись в историю кинематографа, с ужасом обнаружила, что первый общедоступный кинопоказ братьев Люмьер проходил на бульваре Капуцинок, названном по располагавшемуся там женскому монастырю.

«Капуцинки» Алле Ильиничне категорически не нравились, но и называть фильм с ошибкой тоже не хотелось. Тогда стали спешно подыскивать картине новое название. Режиссер даже объявила конкурс среди съемочной команды. В качестве приза была бутылка хорошего коньяка.

Фильм мог бы называться «Заряжай!», «Тушите свет», «Пришел и показал» и даже «Приключения мистера Феста в стране боевиков». Алле Суриковой больше всего понравилось «Десять капель перед стрельбой». Но в то время правительство как раз проводило в стране масштабную антиалкогольную компанию. Высокое начальство из Госкино название, естественно, не пропустила, и в итоге режиссер решила вернуться к первоначальному варианту, который ей уже казался не таким и плохим.

МИРОНОВ СОГЛАСИЛСЯ ИЗ ЖАЛОСТИ

Мистера Феста должен играть только Андрей Миронов – таковым было главное условие Аллы Суриковой, когда она бралась за сценарий Акопова. Вот только сам актер ни в какую не соглашался участвовать в съемках. Миронова история про синематограф не впечатлила, к тому же он был сильно занят в театре. Режиссеру пришлось ждать и уговаривать актера целых полгода.

Поначалу отказывались и другие актеры. Так, например, Сурикова приглашала в картину Армена Джигарханяна и Фрунзика Мкртчяна. Только когда было получено согласие Миронова (поговаривали, актеру просто стало жалко Аллу Сурикову, которая не желала снимать без него эту картину), за ним потянулись и другие звезды. Сурикова пробовала Николая Караченцева на роль Черного Джека, но актеру больше понравилась роль Билли. Режиссер перечить не стала. С ролью Черного Джека отлично справился Михаил Боярский.

На роль обворожительной Дианы Литтл пробовалось множество актрис – от уже известных до студенток театральных училищ. Сурикова показала самые удачные пробы Миронову и из всех претенденток он выбрал Александру Яковлеву.

На Андрея Миронова была также возложена миссия уговорить Геннадия Гладкова написать музыку к фильму. Композитор тоже был загружен работой, но Миронову отказать не смог. Получился самый настоящий эффект домино: без Суриковой не было бы Миронова, без Миронова – доброй половины актерского состава и гениальных песен, а без всего этого – потрясающего фильма.