Всесоюзно известный передовик Алексей Стаханов имел кулак размером с голову ребенка и в молодости легко поднимал в воздух взрослую лошадь. За свою жизнь шахтер-рекордсмен трижды женился. При этом самой красивой супругой Стаханова считалась Галина Бондаренко, обычная девушка из города Харькова.
Привлекательная внешность жены главного передовика страны неизменно восхищала его знакомых и приятелей из советской верхушки. Однажды из-за красоты Галины Алексею Григорьевичу даже пришлось пережить несколько часов настоящего ужаса.
Три класса сельской школы
Андрей Григорьевич Стаханов (имя в последующем было ошибочно заменено журналистами на Алексея) родился в 1905 г, еще во времена правления Николая II. Местом рождения будущего передовика стала захудалая деревенька Луговая в Орловской губернии.
Бедные родители-крестьяне, конечно, не могли дать Алексею хорошего образования. Но все же в детстве Стаханов смог пройти начальное обучение, закончив три класса сельской приходской школы.
В поселок за лошадью
В возрасте 22 лет, уже после революции, решив поддержать семью, Алексей отправился из своей деревни в поселок Ирминский рудник в Луганскую область. В поселке он поступил на работу отбойщиком на шахту «Центральная-Ирмино».
Изначально будущий передовик планировал всего лишь подзаработать немного денег на покупку лошади, а затем вернуться обратно к себе в Луговую. Однако работа на шахте так понравилась Алексею, что уезжать обратно в деревню он передумал.
Рекорд
Через несколько лет Стаханов закончил курсы забойщиков, и в ночь на 31 августа 1935 г. вместе с двумя помощниками добыл 102 тонны угля, что многократно превысило положенную в те времена норму. В последующем Стаханов поставил еще несколько новых рекордов, доведя в конечном итоге выработку до 175 тонн.
Трудовой подвиг Алексея, хотя без некоторых хитростей там не обошлось, конечно же, вызвал огромный резонанс в СССР. Вдохновленные примером Стаханова, рабочие по всему Союзу начали ставить свои рекорды. Развернувшееся в стране движение было названо «Стахановским». Имя Стаханова прогремело на всю страну и стало едва ли не нарицательным.
Сбежавшая жена
Ко времени постановки своего рекорда Алексей Григорьевич уже был женат и имел двоих детей — сына и дочь. Сразу после его трудового подвига жилищные и бытовые условия Стаханова, конечно, начали резко улучшаться. Передовику повысили зарплату, а вскоре он получил и новую просторную квартиру.
Супруга Стаханова — Евдокия, свалившихся на семью благ однако не оценила. Будучи цыганкой по национальности, однажды она взяла и сбежала от мужа с цыганским табором. Обоих детей при этом Евдокия оставила Стаханову.
Уход жены Алексей Григорьевич, конечно, переживал тяжело. Давая интервью журналистам, по воспоминанию дочери Стаханова Виолетты, тему своей личной жизни он всегда старательно обходил.
Долго неженатым однако Алексею Григорьевичу пробыть не пришлось. В 1936 г, посетив одну из харьковских школ с выступлением, главный передовик страны заинтересовался одной из девочек, певших для него со школьной сцены.
Галя Бондаренко
В тот год, когда их школу решил посетить всесоюзно известный Стаханов, ученице 9 класса Гале Бондаренко исполнилось всего 15 лет. Восхищенная подвигом шахтера, девочка так проникновенно спела для него на сцене «Соловья» Алябьева, что привлекла к себе его самое пристальное внимание. Стаханов влюбился в красавицу-школьницу с первого взгляда.
Галина была восхищена Стахановым, но о замужестве на момент знакомства с ним, конечно, еще и не помышляла. Имя всенародного передовика однако сыграло свою роль, и свадьба вскоре была организована. Разрешение на брак Галины, по воспоминаниям современников, дал лично ее отец.
Чтобы выдать девушку замуж, ей, по легенде, даже приписали 2 года возраста в документах. По другим же сведениям, Стаханов не женился на Гале сразу, а два года ждал, пока ей исполнится хотя бы 17 лет. В любом случае, выйдя за Стаханова, 15-летняя (или 17-летняя) Галина, помимо всего прочего, еще и официально стала мамой двух детей своего супруга от первого брака — Клавы и Виктора.
В Москве
Через год после свадьбы молодая семья переехала на жительство в Москву, где Алексей поступил в Промакадемию для завершения образования. В столице семья Стаханова поселилась в известном доме на Бересеневской набережной, до 1952 г. считавшимся самым высоким зданием Москвы. Алексей продолжал давать интервью, занимался общественной работой, стал депутатом и часто лично общался со Сталиным.
В 1940 г. уже 19-летняя Галина родила Алексею первого общего ребенка — дочь Виолетту. Через два года после этого родилась Алла, а затем через некоторое время — еще двое детей, которые, к сожалению, скончались совсем крохами.
Любимая супруга
По воспоминаниям современников, Стаханов просто боготворил свою молодую жену, которая была на целых 17 младше него. По рассказам Виоллетты, Алексей называл Галину «козликом» и постоянно демонстрировал ей свою любовь всеми возможными способами.
Омрачала жизнь супругов, по воспоминаниям современников, лишь патологическая ревность Стаханова. Галина Стаханова была красивой женщиной и часто привлекала к себе внимание мужчин. Алексей Григорьевич же, по рассказам Виолетты, мог ударить мать просто за то, что на нее кто-то слишком долго смотрел.
Танцы с Буденным
Вращаясь среди сильных мира сего, между тем, уберечь от восхищенных взглядов свою жену Стаханов смог бы, конечно же, вряд ли. Известен случай, когда на одном из праздников Галина была вынуждена весь вечер протанцевать с Семеном Буденным.
Восхищенный красотой Стахановой, геройский маршал доверил ей на весь вечер свою маршальскую звезду. Галина же в ответ приколола ему на грудь свою брошку. Неизвестно, как Стаханов отреагировал на Буденного, но по словам Виолетты, если бы ее мать изменила ему, он бы ее попросту «убил», не задумываясь.
Похищение в ГУМе
Однажды из-за красоты супруги Стаханову и вовсе пришлось пережить буквально несколько часов настоящего ужаса. Помимо роскошной квартиры в Москве, у главного передовика советского производства в Москве имелось еще и две служебных машины с личным шофером.
Однажды на одной из этих машин Галина Стаханова отправилась за покупками в ГУМ. Когда автомобиль приехал на место, Галина вышла из него и отправилась в магазин. Водитель машины последовал за ней для охраны и шел в некотором отдалении, чтобы наблюдать за своей подопечной.
Неожиданно шофер Стаханова увидел, как к Галине подошли два человека, внезапно подхватили ее под руки, дотащили до выхода и на улице затолкали в машину. Когда водитель, пробившись через толпу, подбежал к выходу из ГУМа, автомобиль, в котором увезли Галину, уже скрылся из виду. Разумеется, испуганный водитель тут же кинулся к автомату и начал звонить Стаханову.
Ярость Стаханова
Узнав о похищении жены, Стаханов жутко испугался и при этом, по воспоминаниям Виолетты, крайне разозлился. В то время по Москве упорно ходили слухи о том, что на улицах похищают красивых девушек и увозят за город в особняк Берии по его приказу. Алексей Григорьевич, конечно же, сразу же понял, кто организовал нападение на Галину.
Как рассказывала Виолетта, яростно крича, что он «убьет гада», Стаханов тут же кинулся названивать Сталину. После звонка передовика в Кремль, Галину практически сразу же привезли домой. Как позднее рассказывала Стаханова, она действительно побывала в особняке Берии, но ей очень повезло.
«Все вы — жены Стаханова»
Когда ее похитители и привезли к Берии, Галина, по ее словам, тут же начала говорить Лаврентию о том, что она — жена Стаханова, и ее стоило бы отпустить. Берия однако притворился, что не верит ей, и лишь сказал: «Все вы — жены Стаханова». Тогда испуганная Галина начала уверять похитителя в том, что она беременна. Пока Берия раздумывал, раздался звонок Сталина и похищенную супругу главного передовика страны повезли обратно в Москву.
В последующем брак Галины и Алексея Стаханова продлился до 1957 г. Когда Галине исполнилось за 30, а Стаханову — за 50, супруги фактически расстались. Слава не слишком хорошо сказалась на Алексее Григорьевиче, и в конечном итоге он начал сильно выпивать. Из-за этого в семье часто случались скандалы. Пришедший ко власти Хрущев решил отправить пьющего Стаханова с глаз долой из Москвы.
В ссылке
Алексей Григорьевич уехал в город Торез на Донбассе, где поступил на работу на завод «Торезантроцит» помощником главного инженера. Поселился Стаханов в обычном рабочем общежитии.
Галина с мужем в Торез не поехала. Вместе с детьми она осталась в Москве. Как рассказывала в последующем Виолетта, многие упрекали супругу Стаханова за то, что она будто бы бросила мужа в беде. Но отказываясь ехать в ссылку вслед за Алексеем, Галина думала в первую очередь не о себе или о нем, а о детях. Алла в то время заканчивала школу, а Виолетта уже собиралась поступать в театральный институт. В Торезе для девочек бы не было вообще никаких перспектив.
В любом случае, как рассказывает Виолетта, Галина с дочерьми очень часто навещала Алексея на Донбассе. Сам Стаханов продолжал пить, но работал по-прежнему с энтузиазмом, горячо выступая за продолжение практики соцсоревнований. При Брежневе Алексею выделили квартиру в одноэтажном кирпичном домике на две семьи на окраине города.
После снятия Хрущева, у Стаханова вполне имелась возможность вернуться в Москву. Известно, что Галина часто звала его поехать обратно в столицу с собой. Но, обидевшись на высылку, Алексей Григорьевич не пожелал вернуться в Москву и при Брежневе. Известно, что в «ссылке» Стаханов женился в третий раз. Однако сведений о его последней жене практически не сохранилось.
Кончина
В 1970 г. Алексей Григорьевич с огромным запозданием получил звание Героя Социалистического Труда. Эта награда так обрадовала передовика, что у него, по воспоминаниям современников, случился приступ. В последующем их-за алкоголя у Стаханова развился склероз и в конечном итоге после инсульта он попал в психиатрическую клинику.
В этой больнице осенью 1977 г. Алексей Григорьевич и ушел из жизни. Перед кончиной, по воспоминаниям Виолетты, отец даже перестал узнавать родных. Однажды, идя по проходу между кроватями, Стаханов наступил на валяющуюся на полу чайную ложку, поскользнулся, и упав, ударился головой о спинку кровати. Это удар и стал для Алексея Григорьевича роковым.