Скандал в связи с участием Любови Успенской в новогоднем огоньке продолжает набирать обороты. Автор песни «По полюшку» Наталья Лапина уверяет: никакого разрешения на исполнение композиции в новогоднем эфире она «королеве шансона» не давала. Лапина уже в самое ближайшее время планирует направить певице досудебную претензию, после чего намерена обратиться в суд. О том, как испортились отношения с Успенской, для которой она написала главный хит последних лет, Наталья откровенно рассказала корреспонденту «МК».
Из личного архива.
— Разногласия у нас с Успенской случились практически сразу после того, как песня стала хитом, — говорит Наталья. — Я не раз задавала Любе вопрос: «Почему я не вижу авторских вознаграждений?». Когда я ей отдавала песню, сказала, что живу исключительно на отчисления.
— Вы сразу понимали, что «По полюшку» станет хитом?
— Конечно. История создания этой песни очень интересная. Я летела в Москву из Лос-Анджелеса прямым рейсом. Рядом со мной сидел Олег Тактаров, актер и чемпион мира по боям без правил. Мы знакомы с ним много лет, но мне и в голову не могло прийти, что он пишет стихи. У него, кстати, довольно глубокая поэзия… Я предложила ему написать что-то прямо в самолёте, так как лететь до Москвы нужно было порядка 15 часов… И мы начали писать. Я попросила салфетку, ручку у стюардессы и родились эти строчки: «Я сделана из дождя, мне в солнечном городе нет места…» Потом мы с Олегом читали друг другу стихи. А я, прилетев домой, сразу написала мелодию к «По полюшку», только добравшись до рояля. С этой песней я, правда, потом еще долго возилась: совершенствовала текст, создавала историю в картинках. Я очень люблю текстовые песни. Для меня всегда важно дотронуться до человеческих сердец через поэзию. Я всегда слушаю текст в песнях. И если он меня никак не трогает, для меня это не искусство. В общем, «По полюшку» я совершенствовала довольно долго. Как оказалось, не напрасно. Приятно видеть, как твою песню поют миллионы людей и пишут письма благодарности, рассказывая, как композиция рифмуется с их жизнью, с потерей любимого человека.
— Как «По полюшку» попала к Успенской?
— Изначально песня очень понравилась Ире Аллегровой. Ира сразу поняла, что это – хит. Мне всегда нравилось, как Аллегрова доносит до своего слушателя слово. Поэтому я решила отдать «По полюшку» ей. У нас уже была назначена дата подписания договора. Но тут на горизонте появилась Успенская. У нее в тот момент были непростые отношения с дочкой, которая уехала в Америку, пристрастившись к чему не надо. Успенская говорила, что эта песня сможет помирить ее с Таней. Я ей поверила. Я сама – мать, мне хотелось, чтобы у Любы были хорошие отношения с дочкой. Еще Успенская уверяла, что Аллегрова испортит песню. А она исполнит ее так, как нужно. И будет хорошо платить…
— У вас изначально с Успенской были хорошие отношения?
— Конечно. Она приглашала меня к себе домой, мы думали о новых хитах. Потом она помирилась с Таней. Предлагала мне написать песни и для нее, потому что Люба решила сделать из дочки звезду. Все изменилось, когда я спросила: «Где мои авторские?». Вот после этого «звезда шансона» вместе со своим директором отправили меня в блоки, чтобы не платить за труд. Доходило до смешного. Как-то меня пригласили на программу Андрея Малахова, где я должна была рассказать об истории создания «По полюшку». Директор Успенской, увидев меня в коридоре, потребовал, что меня не выпускали в студию. В результате меня записали после того, как Успенская ушла. А она, между тем, продолжала исполнять мой хит везде и всюду, даже тур свой назвала «По полюшку». Я, естественно, за это ничего не получала.
— Вы общались с Успенской после этого?
— Да, она мне звонила с угрозами. Но я ей сказала, что в таком тоне разговаривать не буду. Она дала больше двухсот концертов, в которых исполняла мою песню. А мне с этого не досталось ничего! Вы можете себе представить? От РАО помощи тоже ждать не приходилось. У каждого автора в РАО есть онлайн-каталог, где перечислены все его композиции. Из моего каталога песня «По полюшку» постоянно исчезала (из-за этого мне не приходили авторские за концерты и эфиры). Мне приходилось приезжать к ним в офис много раз. Я требовала отчисления за свою интеллектуальную собственность. Успенская же исполняла «По полюшку» действительно везде: на всех крупных концертах и фестивалях. А еще на всех своих сольных концертах и корпоративах.
— А как так получилось, что у нее нет прав на песню?
— Я, как уже говорила, не передаю свои авторские права. С Успенской это было обговорено изначально. Поэтому у нет никаких существующих договоров с передачей авторских прав. У нее есть только право на неэксклюзивное исполнение. Именно поэтому «По полюшку» сейчас легально звучит в исполнении других исполнителей. Например, Акмаля и Дуэта Римские, которые платят за это. Что касается Успенской, то однажды мне их шофёр в три часа привез в гостиницу бумажку, сказав, что нужно срочно подписать разрешение на выпуск песни на Первом канале в программе «Три Аккорда». Я подписала это разрешение. В той бумажке, кстати, был указан её американский паспорт с несуществующими номерами. У Любы есть и настоящий паспорт США с действующими номерами, но, видимо, как я предполагаю, есть некий способ уходить от налогов в России и США. Никакого легального договора с её существующим паспортом нет. Успенская, кстати, умудрилась забрать у меня ещё одну песню, которую я ей якобы продала за три тысячи рублей.
— Как так?
— После того, как я подписала разрешение на съемку песни в «Трех аккордах», появились два или три параграфа, будто я продала ей еще одну песню за три тысячи рублей. Это был мой авторский дуэт с поющим актёром Александром Устюговым. Мы с ним записали потрясающую песню «Под небом пьяным», которую регулярно крутили на радиостанциях шансона. Люба долго извинилась за это и дала письменную расписку в том, что я ей не продавала второй хит за три тысячи рублей. Знаете, мне жаль, что далеко не бедная Успенская по-прежнему не платит создателю своего главного хита последних лет. Из-за этого я ей еще несколько лет назад официально запретила исполнять «По полюшку» и ушла из РАО. Мне очень жаль, что мой труд не ценят. Я теперь пою «По полюшку» и сама: многим поклонникам версия в моем исполнении кажется более интересной.
Да, такое отношение со стороны Успенской ломает крылья. Но у меня появилась сильная юридическая команда, которая скоро предъявит всем тем, кто нарушает мои авторские права, досудебные претензии и иски. Я хотела довести это дело до конца еще два года назад, но тогда у меня возникли проблемы со здоровьем. Я перенесла серьезную операцию на сердце. А сейчас я отступать не намерена.