Перестройку не принял и отстранился от окружающего мира

Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них…

Пик славы этого актёра пришёлся на конец 40-х – начало 60-х годов, то есть послевоенные годы, смерть Сталина и «Оттепель» – по сути, целая эпоха в жизни страны. В сорока картинах Владимир Дружников играл горделивых красавцев, был кумиром женщин нескольких поколений. У него была такая яркая внешность, такое благородное интеллигентное лицо и умные глаза, такой красивый обволакивающий голос, что, однажды увидев и услышав его, забыть было нельзя.

Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них...

Детство

Владимир родился 30 июня 1922 года в Москве. Отец, кадровый краском Василий Львович, приучил Володю и его младшего брата Лёву к порядку и держал их в строгости. Отец был для сыновей примером, а мама, Серафима Ивановна, тоже почти краском, т.к. что служила в Наркомате обороны, старалась, как могла, «домашний режим» смягчить, но хлюпиков из мальчиков не делала. Сыновья были очень разными: Володя, как отец, уважал дисциплину и утренние зарядки, а Лёва вместе с мамой любил литературу, театр и кино. Жизнь рассудила по-своему: гуманитарий Лев стал инженером, а Владимир после десятилетки пошёл во вспомогательную труппу Центрального детского театра.

Первая роль

Вспомогательный состав на самом деле был студией, где учили актёрскому мастерству. Художественным руководителем студии был известный актёр и режиссёр, выпускник ГИТИСа Владимир Дудин. Позже Дружников с большой теплотой вспоминал своего первого учителя. Первой ролью, которую сыграл юный Володя, была лягушка. Ему пришлось гримироваться в зелёный цвет, входить в образ, прыгать в ластах по всей сцене, и, конечно, квакать под хохот детворы, битком набившейся в зрительный зал. Громче всех смеялись родители и брат, сидевшие в первом ряду. Позднее ему стали доверять роли посерьёзнее, но сам он из тех времён запомнил именно эту, потому, что была она первой.

Когда началась война, Владимир с театром эвакуировался в Новосибирск. В 1943-м пришла весть, что внезапно умер Василий Львович. Это был страшный удар – отец был для него настоящим духовным наставником. На похороны отца Владимир не успел.

Школа-студию МХАТ

После войны Владимир вернулся в Москву, продолжал работать ТЮЗе. И вдруг коллега по театру решил поступить в школу-студию МХАТ, и попросил Владимира подыграть ему на вступительном экзамене. Как такое часто случается, ко двору он не пришёлся, а вот Владимиру Народный артист СССР, двукратный сталинский лауреат Николай Хмелёв предложил задержаться, прочитать что-нибудь самостоятельно, а потом объявил, что он прошёл в следующий тур. Дружников документы в приёмную комиссию не подавал, он за один день собрал все характеристики и у него, нарушив все правила, приняли их задним числом. Хлопоты оказались не напрасны: Дружников сдал все экзамены и его зачислили в школу-студию МХАТ.

«Без вины виноватые»

Впрочем, там Дружников учился всего год, и это было его решение. Однажды в аудиторию зашёл кинорежиссёр Владимир Петров, искавший актёра на роль Григория Незнамова в картину «Без вины виноватые» по Александру Островскому. Окинув взглядом молодых людей, он вызвал двух друзей, сидевших рядом – Дружникова и Владлена Давыдова, и пригласил их на пробы, которые оба прошли успешно. Однако, пока Петров выбирал, кого взять, Давыдову и Дружникову пригрозили отчислением из училища, поскольку МХАТ категорически запрещал студентам до третьего курса сниматься в кино, и все об этом знали. Давыдов сниматься отказался, и остался во МХАТе навсегда, а Дружников согласился. Это была его первая большая роль в кино, и последняя во время учёбы: ректор Вениамин Радомысленский и директор МХАТа Владимир Месхители не стали ждать выхода картины, и отчислили студента Дружникова, чтобы другим неповадно было. Сейчас трудно сказать, насколько прав был Дружников, изменив МХАТу – больше его туда уже не приглашали – но и фильм, ставший в 1945 году одним из лидеров проката, и его роль получились что надо. По нынешним временам, игра Дружникова может показаться излишне пафосной, не совсем натуральной, но, во-первых, это была театральная пьеса, во-вторых, у Дружникова была театральная школа, и, в-третьих, в те годы именно так и играли – это видно и по ролям других актёров, и по дальнейшим работам самого Дружникова, таким, как в героической дилогии Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Он был исполнителем, и делал то, что от него хотели режиссёры.

"Без вины виноватые" (1945)

«Без вины виноватые» (1945)

Проснувшись знаменитым, красавец Дружников, и до этого женским вниманием не обделённый, не знал, куда от них спрятаться: его караулили везде, набрасывались и рвали на части последние штаны и пиджаки.

"Без вины виноватые" (1945)

«Без вины виноватые» (1945)

«Каменный цветок» и «Глинка»

В начале 1946 года режиссёр Лео Арштам позвал Дружникова на небольшую роль поэта и декабриста Кондратия Рылеева в свою картину «Глинка», в которой от звёзд рябило в глазах, а сказочник Александр Птушко пригласил на главную роль Данилы-мастера в сказку «Каменный цветок» по уральским сказам Павла Бажова. Дружников согласился на обе роли.

"Глинка" (1946)

«Глинка» (1946)

Оба фильма были отмечены Сталинскими премиями – «Глинка» – II, а «Каменный цветок» – I степени, но Дружников не получил ни одной. С премией за «Глинку» всё более-менее понятно: в той картине у Дружникова роль была небольшая. Из создателей же «Каменного цветка» – лидера проката 1946 года, который в СССР посмотрело 23 млн. человек, а ещё её увидели в Германии, США, Финляндии, Франции и Швеции, премию получили лишь режиссёр Птушко и оператор Фёдор Проворов – Дружникова и царственную Тамару Макарову, игравшую Хозяйку Медной горы, почему-то, обошли. Фильм получил один из призов Каннского кинофестиваля за цветовое решение. Помимо несомненного мастерства оператора Проворова, это в немалой степени было обусловлено и тем, что картину снимали на дефицитнейшую трофейную плёнку AGFA, что, в свою очередь, свидетельствует, какое значение этой картине придавали в ЦК.

"Каменный цветок" (1946)

«Каменный цветок» (1946)

«Наше сердце»

Спустя год Александр Столпер позвал Дружникова на главную роль в «Наше сердце» – редкий фильм, который он снимал не по произведениям Константина Симонова. Дружников играл авиаконструктора Сергея Казакова, который в тяжкие годы войны на авиазаводе в Сибири разработал новый скоростной истребитель. Фильм и Дружников зрителям понравились, однако такого восхищения, как «Каменный цветок», не вызвал.

"Наше сердце" (1946)

«Наше сердце» (1946)

«Сказание о земле сибирской»

Едва закончилась работа над этой картиной, корифей советского кино Иван Пырьев пригласил Дружникова на главную роль в свою музыкальную полукомедию-полудраму «Сказание о земле сибирской». Сюжет был такой: герой Дружникова пианист высочайшего уровня Андрей Балашов из-за ранения руки, полученного на фронте, на рояле больше играть не мог. Он уехал в Сибирь, где строился крупный завод, днём работал на стройке, а по вечерам играл на аккордеоне в чайной и пел. Но тут, как в кино, неподалёку от стройки совершил вынужденную посадку «Дуглас», в котором за границу на международный конкурс летела бывшая девушка Балашова Наташа. Её привезли в чайную, она увидела своего бывшего возлюбленного, про которого ничего не знала. Балашов уехал ещё дальше на север, и там, в полярных льдах написал ораторию, которая и дала название фильму. В фильме герои много пели в унисон хорошо поставленными голосами.

"Сказание о земле Сибирской" (1947)

«Сказание о земле Сибирской» (1947)

Зрители снова были в восторге и от картины, и от актёров – Дружникова с Мариной Ладыниной, которая играла Наташу, от великого Бориса Андреева, и от дебютантки Веры Васильевой. Фильм понравился и Сталину, он наградил Пырьева и исполнителей главных ролей премией имени себя I степени. Той части от стотысячной премии, которая после дележа на девять лауреатов досталась Дружникову, на взнос за кооперативную квартиру не хватило, и Дружников продолжал жить вместе с мамой и братом в 10-метровой комнате в коммуналке на четыре семьи – просить, требовать, стучать кулаком по столу, он не умел. Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них. В то же время, Дружников был достаточно закрытым человеком, сложным в общении. Он либо молчал, либо не лез за словом в карман, и говорил в лицо всё, что думает, что оттолкнуло от него многих людей.

"Сказание о земле Сибирской" (1947)

«Сказание о земле Сибирской» (1947)

В те годы Дружников и вправду был нарасхват. Почти сразу после триумфа «Сказания о земле Сибирской» режиссёры Александр Файнциммер и Владимир Корш пригласили его в Минск, где на киностудии «Беларусьфильм» они снимали картину про героя-партизана в республике Константина Заслонова, посмертно представленного к званию Героя Советского Союза. Дружников конечно, согласился, но ему пришлось основательно набрать вес: Заслонов был существенно крупнее и куда брутальнее стройного интеллигентного Дружникова.

"Константин Заслонов" (1949)

«Константин Заслонов» (1949)

Семья

«Откармливала» Дружникова ни мама и не съёмочная группа, а красавица Нина Чалова, приехавшая из Свердловска на съёмки своего первого фильма. Начался бурный роман, который перерос в огромную любовь на всю жизнь – Нина стала женой Владимира, ушла из кино, уехала в московскую коммуналку, и стали они жить вчетвером, а потом и впятером: в 1949 году у Нины и Владимира родилась дочь Наталия. Свои первые шесть лет она провела в этой коммуналке – в хорошую отдельную квартиру в новом сталинском доме на улице Горького чета Дружниковых переехала лишь в 1955-м. Жена сделала квартиру уютной и хлебосольной.

Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них...-10

«Донецкие шахтёры» и «Заговор обречённых»

В 1949 году «Константин Заслонов» вновь стал лидером проката, а Дружников – лауреатом Сталинской премии, на этот раз III степени. Но Дружников на лаврах не почивал, он снимался сразу в двух картинах. У Леонида Лукова в «Донецких шахтёрах» он играл инженера Дмитрия Трофименко, который изобрёл первый в СССР угольный комбайн, а в фильме Михаила Калатозова «Заговор обречённых», направленном против югославского лидера Иосипа Броз Тито, с которым Сталин поссорился, – одного из лидеров социал-демократов Марка Пино.

"Донецкие шахтёры" (1950)

«Донецкие шахтёры» (1950)

"Жуковский" (1950)

«Жуковский» (1950)

"Заговор обречённых" (1950)

«Заговор обречённых» (1950)

За шесть лет с начала своей кинокарьеры, так и не получив театрального образования, Дружников снялся в девяти фильмах, и все были успешными, почти все занимали первые места в прокате, шесть из них были номинантами международных кинофестивалей – в Венеции, в Каннах и в Карловых Варах. Главных ролей в этих фильмах у Дружникова было пять. Вероятно, это рекорд всего советского кинематографа.

"Адмирал Ушаков" (1953)

«Адмирал Ушаков» (1953)

Первые характерные роли

В 1954 году Самсон Самсонов пригласил Дружникова на роль художника Рябовского в фильм «Попрыгунья» по Антону Чехову. Партнёрами у Дружникова были Сергей Бондарчук и Людмила Целиковская. Для Дружникова это была, пожалуй, первая характерная, более глубокая, чем раньше, роль. Его герой человек творческий, талантливый, но он нарцисс, и самолюбование вскоре опустошает его личность. Фильм получил Серебряного льва на XVI Венецианском кинофестивале. Через десять лет Самсонов позвал Дружникова в «Три сестры» на роль Василия Солёного. И снова характерная роль Дружникову удалась.

"Попрыгунья" (1955)

«Попрыгунья» (1955)

«Две жизни»

В 1961 году Луков, с которым Дружников работал на «Донецких шахтёрах», снова позвал его, на этот раз на роль белого офицера Кирилла Бороздина в картину «Две жизни». Задача у Дружникова была не из простых: с одной стороны, он должен был показать в том межреволюционном лихолетье интеллигентного человека, белую косточку, а с другой – опорочить эту интеллигентность, изобразить некоего перевёртыша, флюгера, конъюнктурщика. С задачей Дружников справился успешно, и, глядя на экран, не скажешь, что это потребовало у него много сил.

"Две жизни" (1961)

«Две жизни» (1961)

В 1961-м Дружников получил звание Заслуженного артиста РСФСР, через девять лет – Народного.

Радио

В начале 60-х везение и успех стали постепенно Дружникова покидать: всё чаще его приглашали на роли второго плана, потом ролей почти совсем не стало, и Дружников пришёл на радио: он великолепно читал русскую классику. По литературе я был записным троечником, благодаря учительнице Тургенева с Некрасовым и Достоевским не любил, но Дружникова, забросив уроки и даже хоккей, слушал с удовольствием, а потом и книжки в руки взял.

Дубляж

Много времени Дружников посвящал дубляжу иностранных картин – их у него 35. Его голосом говорил Жана Маре в трилогии о «Фантомасе», герцог Бекингем в «Трёх мушкетёрах», Юл Бриннер в «Великолепной семёрке», царь Леонид в «300 спартанцев», Маккена в «Золоте Маккены», Гойко Митич в «индейских» фильмах – люди старшего поколения знают, какой фурор эти фильмы делали в СССР.

Внучки

В 1967-м семейство Дружниковых обзавелось дачей под Звенигородом, которая заменила Владимиру Васильевичу дом. Он любил лес, часто уходил так надолго, что домашние его теряли, бросались на поиски. Для такой паники основания были: оставшись без работы, Дружников начал пить, в лес уходил, пряча в пальто бутылку, и запросто мог заблудиться или замёрзнуть. К счастью, в какой-то момент он понял, что приносит родным несчастья, пошёл к докторам, они избавили его от пагубной зависимости, но подолгу гулять по лесу он не перестал. Когда у Наталии родились две дочери Маша и Даша, Дружников превратился в сумасшедшего деда, который во внучках души не чаял, и готов был нянчиться с ними круглосуточно.

В 70-е Дружников надеялся, что Олег Ефремов, возглавивший МХАТ, позовёт его к себе, но не дождался, а сам просить он не хотел – боялся получить отказ. Дружников театр любил, долгие годы он служил в Театре-студии киноактёра, но сыграл там всего в двух спектаклях: в «Бесприданнице» – Паратова, и в «Варварах» – Чиркуна.

«Офицеры»

В 1971 году режиссёр Владимир Роговой позвал Дружникова на небольшую роль в ставшую культовой для нескольких поколений картину «Офицеры» по сценарию писателя фронтовика Бориса Васильева. Дружников играл командира эскадрона Георгия Петровича, который погиб в самом начале фильма, но успел сказать, что есть такая профессия защищать Родину – эти слова стали и главным лейтмотивом фильма, и девизом многих мужчин. В паре эпизодов Дружников умудрился сыграть целую судьбу – от службы в царской армии до службы в Армии Красной: его герой не правителю служил, а России.

"Офицеры" (1971)

«Офицеры» (1971)

"Офицеры" (1971)

«Офицеры» (1971)

«Визит дамы»

В трагифарсе Михаила Казакова «Визит дамы», вышедшем на телевидении в 1989 году, Дружников, игравший дворецкого Боби, который раньше был окружным судьёй в этом городишке, снял тёмные очки, и грустно произнёс: «Думаю, вряд ли кто-то сможет меня узнать». Эта фраза может быть в равной степени отнесена и к самому Дружникову, который к тому моменту сильно изменился.

"Визит дамы" (1989)

«Визит дамы» (1989)

Перестройку Дружников не понял и не принял, и отстранился от окружающего мира. Работы не было, жить было не на что.

Борис Пастернак

В 1987 году Евгений Радомысленский, по иронии судьбы, сын того самого Вениамина Радомысленского, который выгнал Дружникова из школы-студии МХАТ, поставил в Театре-студии киноактёра спектакль «Затонувший остров» о любви и романе в письмах Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, и пригласил Дружникова играть Бориса Леонидовича. Дружников задыхался на репетициях, их даже приходилось останавливать, но на спектаклях такого не было ни разу.

"Желание любви" (1993)

«Желание любви» (1993)

Последний раз Дружников сыграл в кино в 1993 году в фильме Владимира Георгиева «Желание любви» по Куприну, но премьеры не увидел: 20 февраля 1994 года Владимир Дружников умер на 71 году жизни.