О том, что у нее есть сестра, Норма Джин узнала только в двенадцать лет. Ее матери Глэдис (в девичестве — Монро) было всего пятнадцать лет, когда она вышла замуж за двадцатичетырехлетнего Джаспера Ньютона Бейкера у супругов в 1917 году родился сын Роберт, а через два года дочь Бернис.
Глэдис была красивой, влюбчивой, темпераментной и психически неуравновешенной. Она все чаще оставляла детей на попечение соседкам, а сама отправлялась на танцы или на пляж с друзьями. Муж ее, тем временем, целыми днями работал в качестве торгового посредника.
Супруги постоянно ругались и однажды это чуть не привело к трагедии: маленький Роберт выпал из движущегося автомобиля и повредил ногу. Родители были заняты выяснением отношений и не заметили, как Роберт открыл дверь машины. В результате этого происшествия, мальчик всю оставшуюся жизнь хромал. Джон обвинил во всем Глэдис: недоглядела за ребенком.
Постоянные разногласия и бурные ссоры привели к тому, что Глэдис в 1921 году подала на развод. После расставания Джаспер сумел доказать аморальное поведение супруги, забрал детей и вернулся в свой родной город Флэт Лик, штат Кентукки.
Он настоял на том, чтобы Глэдис как можно меньше общалась с детьми, возможно потому, что подозревал, что экс-супруга уже тогда была не вполне психически здорова. Детей она навестила через год и без угрызений совести оставила детей на постоянную опеку отца.
В 1924 году Глэдис вышла замуж за служащего южно-калифорнийской газовой компании, норвежца по происхождению, Мартина Эдварда Мортенсена. Еще до того, как она забеременела Нормой Джин, они с Мортенсеном расстались всего через четыре месяца после свадьбы.
Глэдис в то время встречалась с многими мужчинами и определить кто из них являлся отцом Нормы Джин сложно. Вероятным отцом Нормы Джин называют Чарльза Стэнли Гиффорда, работавшего на киностудии вместе с Глэдис.
Норма Джин родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе и была третьим ребенком двадцатидвухлетней Глэдис, работавшей к тому времени киномонтажницей студии RKO Pitures.
Интересен факт, что при заполнении метрик новорожденной дочери Глэдис сообщила, что Норма Джин была ее третьим ребенком, но единственным из ныне живущих. Поэтому долгие годы девочка не подозревала, что у нее есть единоутробные брат и сестра.
Впрочем, ей было совсем не до поиска родственников: ее мать еле сводила концы с концами и все чаще попадала в психиатрические лечебницы, так что Норма Джин все детство провела в семьях опекунов и приютах.
В 1933 году произошло несчастье — умер Роберт Бейкер. Мальчишкой он был непоседливым и хулиганистым. Во время праздника он решил поэкспериментировать и положил петарду в стеклянную бутылку. От взрыва он лишился правого глаза. В пятнадцать лет Роберт скончался от почечной недостаточности на фоне обширной инфекции.
Через год после смерти старшего сына, в январе 1934 года, Глэдис был поставлен диагноз параноидальная шизофрения. К тому моменту она практически потеряла контакт с Нормой Джин. Однако в 1938 году Глэдис неожиданно решила написать письмо старшей дочери Бернис.
Бернис уже отпраздновала свой девятнадцатый день рождения и успела выйти замуж и ждала ребенка. «Одним зимним днем, через несколько месяцев после моей свадьбы, мой папа отвел меня в сторону, когда я приехала домой, — вспоминала Бернис. — Он сказал: «Я не знаю, надо ли давать тебе это или нет. Сначала я подумал, что никогда тебе этого не покажу. Мы с твоей мачехой это обсудили и решили, что это письмо все-таки принадлежит тебе». Конверт, который он мне передал, был уже открыт…»
Это было письмо от Глэдис, в котором она просила прощения у дочери и призналась, что у Бернис есть двенадцатилетняя сестра по имени Норма Джин. Также она написала адрес, по которому можно связаться с младшей сестрой. В заключение она добавила, что ее саму держат в психиатрической лечебнице и умоляла дочь вызволить ее оттуда.
Бернис расплакалась и не могла уснуть. Она не чувствовала обиды, было лишь желание вновь обрести настоящую мать. Бернис написала матери ответ. Так началась их переписка.
Все письма, полученные из психиатрической лечебницы, девушка бережно хранила: они были ей дороги. Когда они с супругом переезжали на новое место жительства, Бернис тщательно упаковала их в коробки и отвезла в новый дом. Иногда послания от Глэдис превышали объем десяти страниц.
Несчастная описывала все муки, которые ей приходится переживать в больнице, и даже разрабатывала подробный план своего спасения, который включал в себя обращение в Конгресс. Глэдис уже не ждала ответов от Бернис, она просто забрасывала дочь новыми порциями своих сумасшедших идей.
Несмотря ни на что, Бернис продолжала поддерживать активную переписку с матерью, даже понимая всю безнадежность ситуации. Вскоре она решилась написать своей единоутробной сестре, которая еще не подозревала о ее существовании. Написав письмо, Бернис приложила к нему свою фотографию.
Вскоре она получила обстоятельный ответ, написанный круглым аккуратным почерком и фотографию двенадцатилетней Нормы Джин. Девушки очень быстро нашли общий язык, они были симпатичны друг другу. У каждой из них создавалось ощущение, что они знают друг друга очень давно.
С самого начала их переписки Норма Джин начала доверчиво делиться с Бернис буквально всем, что казалось ей значимым, — историями подростковой жизни, любимыми песнями, книгами и фильмами, набросками причесок, которые она хотела бы сделать себе. Норма Джин в конце письма подписывалась: «Твоя сестра».
Несмотря на длительную переписку, девушки долго не решались встретиться. Их разделяло не только расстояние, но и страх: как пройдет эта встреча? Смогут ли они узнать друг друга при личном знакомстве? Почувствуют ли ту самую связь, которая образовалась между ними в переписке?
Но желание воссоединиться с родным человеком все-таки пересилило опасения. Им обеим не хватало материнской любви и обе они чувствовали себя брошенными и ненужными.
В 1944 году 18-летняя Норма Джин решилась приехать в Детройт для встречи с сестрой. Она уже начала карьеру модели. Они условились с сестрой, что встретятся на железнодорожной станции. Появившись на станции, Бернис очень переживала, сможет ли найти сестру в толпе. Конечно же, она ее узнала…
Как вспоминала Бернис впоследствии, «я не смогла бы ее пропустить: она выделялась на фоне всех других пассажиров, сошедших с поезда». Первые несколько секунд девушки стояли на месте, не говоря ни слова, а затем бросились друг другу в объятия.
Бернис привезла младшую сестру в свой дом, заранее извинившись за то, что он совсем небольшой. «О, ничего страшного, — с улыбкой ответила Норма. — Я привыкла к маленьким пространствам. Я даже спала в ящике»- «В ящике?» — изумленно переспросила Бернис.
Норма Джин пояснила, что когда мама вернулась домой после очередного реабилитационного курса в больнице, в их доме не оказалось детской кроватки. Тогда она вынула ящик из шкафа, постелила в него одеяло и положила туда дочку.
На момент их первой встречи Бернис было 25 лет, она была замужем за Парисом Мираклом, у нее была пятилетняя дочка Мона Рей. Бернис успела поработать и учительницей, и бухгалтером, и художником по костюмам.
Норма Джин давала сестре советы по выбору макияжа, а ее свадебное платье стало праздничным нарядом Бернис. Норма Джин, очень любящая детей, была очарована своей племянницей Моной и девочка ее искренне полюбила.
Племянница вспоминала: «Мне было всего пять,когда мы познакомились. Я помню, она прекрасно пахла и все время меня обнимала, когда мы приехали встречать ее на станцию в Детройте». Девочка сказала тете: «Я хочу быть такой же красивой, как ты». В ответ Норма покрасила ее ноготки своим красным лаком.
«Все женщины в нашей семье имеют средний палец на ноге чуть длиннее, чем все остальные. Мы сравнили свои ступни. Они оказались одинаковыми. Я была в восторге. Я так хотела походить на нее» — из воспоминаний Моны Рей.
Бернис и Норма много говорили о своей матери. Старшая сестра спросила Норму Джин: «Как она выглядит сейчас? Все также хороша собой?» — «Да… Она все еще довольно красива. Но никогда не улыбается. Я ездила с тетей Анной к ней в клинику. Хотя сейчас думаю, что лучше бы я туда не ездила. Я не видела ее с десяти лет… Я больше туда не поеду. Она совсем не похожа на мою мать».
В словах Нормы было столько боли и разочарования, что Бернис не стала дальше расспрашивать сестру о той поездке.
Но Норма продолжила: «Понимаешь, ты спрашиваешь меня о моей маме. И как я уже сказала, я теперь ее совсем не знаю. Как и ты. Часть меня хочет быть с ней, но другая часть меня боится ее». Бернис кивнула и взяла сестру за руку : «Я это прекрасно понимаю».
После первой встречи Норма Джин прислала сестре открытку: «Дорогая Бернис, я даже не могу описать словами, как я была рада встретиться с вами. Спасибо тебе за все, я прекрасно провела время. С любовью, Норма Джин».
Через несколько месяцев после приезда сестры Бернис с семьей вновь переехала, на этот раз в штат Теннесси. Все это время сестры поддерживали связь по переписке. Норма была немного расстроена, что сестра все еще жила очень далеко от нее. Ей хотелось, чтобы они стали соседями и могли видеться чаще. Бернис приехала к сестре в гости в 1946 году.
В том же году Глэдис выписали из психиатрической больницы. Бернис ухаживала за матерью и помогала ей вернуться к нормальной жизни. Двадцатилетняя Норма Джин, уже начавшая карьеру актрисы — она ходила на классы актерского мастерства и взяла псевдоним Мэрилин Монро (насколько ей не хватало матери, этот факт говорит сам за себя, Монро — девичья фамилия Глэдис!), приехала встретиться с матерью.
Девушка решилась поделиться с Глэдис своими мечтами о карьере актрисы в надежде, что мать ее поддержит. Наблюдая за тем, как Норма выполняет речевые упражнения перед зеркалом, мать зло сказала: «Это так нелепо. Ты выглядишь глупо. Тебе следует заняться чем-то полезным. Если тебе нечем заняться, можешь пойти и помочь мне постирать вещи» — «Но, мама, мне нужно работать над своим произношением» — «А мне нужно постирать эти грязные блузки, потому что у меня нет денег, чтобы заплатить работникам химчистки».
Воцарилось молчание. Бернис чувствовала, что мать была несправедлива к ее младшей сестре, и решила вмешаться. «Я сказала, меня не волнует, чем она там занимается», — отмахнулась от нее мать. С этого момента Норма Джин оставила попытки сближения с матерью, но навещала ее регулярно, заботилась о ней и всегда оплачивала ее лечение.
Сестру Монро считала по-настоящему близким человеком. Несмотря на плотный рабочий график актрисы и переезд Бернис в Гейнсвилл, штат Флорида, сестры изредка навещали друг друга.
Когда не было возможности увидеться — писали письма. Сестры обменивались впечатлениями, делились новостями и поздравляли друг друга с праздниками. Сохранилась открытка, которую Бернис отправила Норме на ее 33-ий день рождения в 1959 году.
Она украшена изображениями бабочек и подписана: «С любовью, от Бернис и Париса». В конверт было также вложено письмо: «Дорогая Мэрилин, я бы хотела прилететь и навестить тебя этим летом во время моего отпуска. Пожалуйста, позвони или напиши мне, когда ты будешь дома, и в какое время к тебе можно приехать. Передавай привет Артуру (Миллеру, третьему супругу Монро — примечание автора). С любовью, Бернис».
После того, как Мэрилин перенесла операцию на желчном пузыре в 1961 году, Бернис тут же прилетела в Нью-Йорк. Она бросила все свои дела, чтобы быть с сестрой, пока она выздоравливала. Сестры поддерживали друг друга в самые трудные моменты жизни, хотя и виделись редко. К сожалению, эта встреча сестер была последней.
Сестры поддерживали отношения до самой смерти Монро в 1962 году. Их последний телефонный разговор состоялся незадолго до смерти актрисы: Монро купила новый дом и рассказывала о нем сестре, советовалась в плане выбора аксессуаров для гостиной.
Бернис, согласно завещанию Монро, получила в наследство 10 000 долларов, сумму по тем временам немаленькую. Вместе с Джо Ди Маджо Бернис выбирала платье для похорон сестры.
Бернис в соавторстве с дочерью Моной написала книгу о своей знаменитой сестре «Моя сестра Мэрилин: мемуары Мэрилин Монро», которая вышла в день рождения Мэрилин 1 июня 1994 года.
Эти мемуары были написаны совсем не для того, чтобы обрести славу, а лишь за тем, чтобы почтить память горячо любимой сестры. Бернис никогда не пыталась стать знаменитой за счет родства с Мэрилин.