2023 год можно смело называть годом больших возвращений. После судебных тяжб на экраны вернулся Кевин Спейси, нашлась новая большая роль для выпавшего из обоймы Джонни Деппа, второе дыхание обрели Джош Хартнетт и Брендан Фрейзер, в новом «Изгоняющем дьявола» заметное место заняла Эллен Берстин – казалось бы, Голливуд всех принимает в радушные объятия. Однако есть в студийных картотеках актер, чье исчезновение с радаров по-прежнему горячо обсуждается, хотя его камбэк вовсе не гарантирован. Мне стало интересно, куда пропал Джеймс Франко, чем он сейчас занимается и насколько вероятно то, что современная киноиндустрия примет эксцентричного артиста обратно.
Задумайтесь, когда вы видели Джеймса Франко на экране в последний раз? Отбросим повторные показы «Человека-паука» Сэма Рейми, захватывающего бенефиса «127 часов» или пестрой диснеевской сказки «Оз: Великий и ужасный» – что у Джеймса новенького? Вы удивитесь, но в новых лентах Франко не появлялся уже очень давно, учитывая его деятельный подход, и вовсе пора бить тревогу – актер не появлялся в кадре с 2019-го. Кажется, пора запускать расследование «По следам Джеймса Франко, или куда заводит Ананасовый экспресс и Интервью с корейским лидером»…
Предыдущее десятилетие Джеймс провел с огромной отдачей – выше обозначенные картины и несколько других фильмов оказались в центре внимания самой разнообразной публики. Заслуженную похвалу Франко получил и от критиков – за «127 часов» его номинировали на «Оскар» в категории «Лучший актер», а «Горе-творца» отметили «Золотым глобусом» и несколькими другими индустриальными премиями. Универсальность и смелость принесли артисту славу и востребованность. Да, Франко всегда был проблемным человеком на площадке, но и что-то новое привнести он всегда умел, такое ценится очень высоко. Однако 2010-е закончились, а с ними закончился и полет Джеймса…
Доступные справочники указывают на то, что последнее на сегодняшний день появление Франко в титрах было в анимационной ленте «Стражи Арктики» четыре года назад – сами понимаете, это несколько не то, к чему привыкли поклонники артиста. Многих не удовлетворило и предпоследнее игровое выступление Джеймса – в 2019-м он поставил и сам сыграл главную роль в драме «Зеровилль», весьма странном оммаже Голливуду и его обитателям, нахватавшему номинаций на «Золотую малину» больше, чем бродячий пес репья. Фактически, финальным заметным образом в большом кино стала та самая сцена из «Баллады Бастера Скраггса» на виселице, превратившаяся в мем. Красивый уход, но хочется понять, что произошло и каковы перспективы возврата актера в колею.
Так что же заставило Джеймса Франко, прежде активно тусовавшегося на различных мероприятиях и церемониях, вдруг резко исчезнуть из-под софитов? Ответ прост – мягко говоря, репутация актера особой чистотой не отличалась, на протяжении многих лет его преследовали обвинения в неподобающем поведении, многие из конфликтов доходили даже до судебных исков, что не добавляло любви со стороны критиков и публики. Еще в 2014-м всплыли скриншоты переписки Франко с 17-летней девушкой (самому Джеймсу на тот момент было 34) с предложением встретиться в номере отеля. Причем актер не сбавил обороты даже узнав возраст пассии. В 2017-м от Джеймса отвернулось несколько близких знакомых, когда актер начал носить значок «Time’s Up», солидаризирующий его с движением MeToo, в то время как самого Франко обвиняли в абьюзе.
Чаша переполнилась после церемонии раздачи «Золотых глобусов» 2018 года – сразу несколько женщин выдвинули против Франко обвинения в неподобающем или сексуально эксплуатирующем поведении, которое Джеймс практиковал в своей актерской школе Studio 4. Часть студентов утверждала, что Франко переходил границы в обсуждении и обыгрывании ролей с обнаженкой. Другие говорили, что актер хранит у себя записи кинопроб, на которых кандидатов просили раздеться. Все сходились на том, что артист слишком много внимания уделяет сексуальному подтексту актерской работы. Окончилось это выдвижением коллективного (от полутора тысяч студентов!) иска к Франко и его школе. Несмотря на досудебное урегулирование и выплату многомиллионных компенсаций, неприятный шлейф за Джеймсом остался, а его восприятие в Голливуде существенно изменилось.
Если порванные отношения с малозначимыми далекими коллегами или шапочными знакомыми еще как-то возможно пережить без особенных душевных потрясений, то расставание со старинным близким другом – это заметно более болезненная история. А ведь с Франко именно это и произошло – проблемы неподобающего поведения заставили отвернуться от него Сета Рогена, человека, с которым Джеймс работал вместе над полутора десятком проектов. Кто-то может сказать: «Что же это за друг такой, если в самый трудный час предпочел отвернуться и спрятать глаза вместо необходимой поддержки и действенной помощи?» Но в том и дело, что Роген, пожалуй, лучше других знал Франко с этой стороны – и если Сет предпочел дистанцироваться, то, на мой взгляд, только потому, что и сам прежде пытался вытащить дуга из болота, но не справился. Думаю, Роген знал, что обвинения обоснованы, а нарушения реальны – выступать защитником он не мог.
Вплоть до самого «Зеровилля» Роген и Франко появлялись в совместных проектах не меньше раза в год, но сегодня некогда близких друзей вместе не увидишь. Сет в недавнем интервью отметил, что вряд ли когда-то снова станет работать с Франко: «Я помню, как говорил, что мне было комфортно с ним во время съемок, но теперь кое-что изменилось, и я больше не могу называть нас друзьями. Мне сложно сказать что-то конкретное наперед, мы больше не планируем никаких совместных проектов«. Эта размолвка ярче всего иллюстрирует слом отношения к Джеймсу в отрасли – дистанцирование столь давнего партнера не может не изменить траекторию карьеры, да и для других становится маячком. Этическая сторона вопроса оказывается значимой даже в столь циничном месте как Голливуд.
Насколько охладели студии и дистрибьюторы к проектам Франко демонстрирует кейс фильма «Долгий дом». Инди-драма, снятая Джеймсом еще в 2015 году, и без того с трудом пробивала себе дорогу к зрителям – только в 2017-м права на нее были приобретены компанией Great Point Media, но на экраны лента выйти не успела. Когда грянул гром, картина отправилась на полку, не помог даже потенциально хитовый актерский ансамбль – помимо Франко в фильме заняты Эштон Катчер, Джош Хатчерсон и Джанкарло Эспозито. В настоящий момент аналитики полагают, что репутация Франко не позволит картине отбить вложенные в нее средства, не говоря уже об извлечении прибыли. Похоже, что «Долгому дому» придется еще какое-то время попылиться в дальнем ящике, если даже онлайн-площадки на него не зарятся.
В неопределенном состоянии существуют сегодня и анонсированные уже после 2018 года проекты с участием Джеймса. Одной из наиболее интригующих картин мог бы стать байопик дочери Фиделя Кастро под названием «Алина с Кубы» (или «Дочь Кастро» по другой информации) – в этой ленте за Франко закреплена роль самого Команданте, однако после публикации анонса никакой иной информации о проекте не поступало. На первый взгляд мы видим интерес к сотрудничеству с актером со стороны студий и конкретных постановщиков, но статус Джеймса остается весьма противоречивым и не располагающим к текущему сотрудничеству. В отличие от других звезд, которые прошли через череду обвинений и смогли доказать свою невиновность, Франко явно имеет темные страницы в своем прошлом, что затрудняет его возвращение.
У меня есть крохотный персональный опыт общения с этим актером – десять лет назад Джеймс Франко посещал Москву в рамках маркетинговой кампании студии Disney, продвигающей прокат фильма «Оз: Великий и ужасный». Всех подробностей раскрывать не хочу, да и не могу твердо опираться на свою память, но некоторые детали пребывания Джеймса в нашей столице легко восстановить по имеющимся видеозаписям, репортажам и фотохронике. Франко серьезно задержал тогда пресс-конференцию и едва не сорвал круглые столы – я не доктор, чтобы давать диагнозы, и не ханжа, чтобы осуждать, поэтому ограничусь предположением об искусственном поддержании в актере приподнятого состояния духа. Это я вспоминаю к тому, что даже в тот момент, без абьюзивных обвинений Джеймс был проблемным капризным дитя для своего окружения и принимающей стороны. Скандалы только усугубили настороженность коллег и публики. Вернуть их расположение будет непросто.
Впрочем, окончательно закрывать двери перед Джеймсом Франко Голливуд вряд ли станет. Да, недостатка в талантах сейчас индустрия не имеет, но большое число современных актеров испытывает серьезные затруднения с разнообразием образов. Франко же – актер универсальный, способный моментально переключаться с комедии на драму, выходить из комфортабельного личного фургона многомиллионного блокбастера и присоединиться к копеечной самодеятельности у черта на куличках, брать на себя смелость собственных постановок. Такое разнообразие навыков остается ценным ресурсом, который у Джеймса до конца еще не исчерпан. Вполне вероятно, что для возвращения требуется лишь один смелый ход кого-то из постановщиков, идущих вразрез с мейнстримом – нужна яркая роль в заметном проекте.
Буду с вами откровенен – думаю, былая слава Франко уже больше не светит. Серьезность обвинений, стремление индустрии к более ответственному отношению внутри коллективов, репутационная инерция делают маловероятной полную перезагрузку карьеры Джеймса, существующий климат в Голливуде требует долгого деятельного раскаяния и значительных подвижек на пути перевоспитания, которые, в свою очередь, крайне сложно проявить, находясь на периферии кинопроизводства. Франко попал в пузырь, пробить который можно только извне – но найдется ли такой спаситель? Как мы уже знаем, Сет Роген умыл руки. Может, брат Дэйв? Может кто-то из коллег по комедиям вроде Дэнни Макбрайда? Или, наоборот, кто-то из коллег-женщин – с Сарой Гадон в «11.22.63» у Джеймса чувствовалась определенная химия…
Как минимум, за дальнейшей судьбой Джеймса Франко будет интересно последить – он плоть от плоти Голливуда начала XXI века, а значит, его пример непременно станет другим наукой. Не исключено, что лет через двадцать мы с вами увидим фильм об еще одном «горе-творце», который смог похоронить свою карьеру в ворохе грязного белья и липких соблазнов. Хотя я, на самом деле, желаю Джеймсу выкарабкаться и если не вернуть прежний лоск, то хотя бы устоять на краю, за которым бездна. Ведь такое отторжение запросто может обернуться трагедией – творческие личности подрывали душевное здоровье и под куда меньшим прессингом. Так что я за то, чтобы актеру дали шанс, а уж по его ответным шагам буде понятно – в петлю или в команданты.