Казанова: горькое счастье Вячеслава Шалевича

Вячеслав Шалевич испытал последнее горькое счастье: когда от жизни остались одни руины, судьба подарила ему последнюю любовь.

 Казанова: горькое счастье Вячеслава Шалевича

Казанова: горькое счастье Вячеслава Шалевича

В 89-ю годовщину со дня рождения Вячеслава Шалевича вспоминаем его судьбу.

Содержание статьи

  1. Встреча с отцом
  2. Без билета
  3. Поженились — развелись
  4. Сражения с алкоголем
  5. Любовь уже не ждал

Встреча с отцом

Вячеслав Шалевич приехал на гастроли в сонный алтайский город Бийск. В городке переполох: тот самый Шалевич из фильмов «Три тополя на Плющихе» и «Хоккеисты»! В гостинице сказали: его только что разыскивал какой-то пожилой мужчина… да вот он, в окно еще видно. Вячеслав почему-то кинулся его догонять. Было непонятно и жутко, как во сне. — Кто вы? — Анатолий Иванович Шалевич. — Так вы мой отец? — И я так подумал, — кивнул незнакомец. В 38 лет Вячеслав Шалевич впервые увидел своего отца…

Без билета

Анатолий Шалевич был белым офицером, потом перешел на сторону красных. Сделал ошеломительную карьеру, стал генералом НКВД. В конце 30-х его репрессировали, и после лагеря и ссылки он остался в Бийске. Там он тоже сделал карьеру, но уже поскромнее: дослужился до директора таксопарка. Вячеслав сидел в гостях у отца, слушал его путанные рассказы… Многое из этого он не хотел бы знать.

Вячеслав Шалевич испытал последнее горькое счастье: когда от жизни остались одни руины, судьба подарила ему последнюю любовь. В 89-ю годовщину со дня рождения Вячеслава Шалевича вспоминаем его судьбу.-2

Оказывается, его отец очень любил какую-то женщину, а на матери Вячеслава женился ей назло. Та не смогла жить с равнодушным человеком и ушла, уехала из Минска в Москву. Через месяц в коммуналке на Арбате родился Вячеслав. Узнав о сыне, Анатолий приезжал мириться, но дверь ему не открыли…

Так Вячеслав и рос с мамой и тетей. Прогуливал уроки, чтобы сходить на утренний сеанс в Кинотеатр повторного фильма. Через год билетерши начали пускать его бесплатно на любой фильм. Потом рядом с его домом отреставрировали руины Театра имени Вахтангова. Мальчик проникал в театр днем, три часа прятался в туалете, а потом пробирался в зрительный зал. Вскоре его стали бесплатно пускать и в театр. А в Щукинское училище он поступил с первого раза, и потом шестьдесят лет проработал в своем любимом театре имени Вахтангова.

Поженились — развелись

 Кадр из кинофильма "За городской чертой" (1961 г.). Вера - Людмила Бутенина, Раду - Вячеслав Шалевич.

Кадр из кинофильма «За городской чертой» (1961 г.). Вера — Людмила Бутенина, Раду — Вячеслав Шалевич.

Шалевич постоянно был в кого-то влюблен. В театре его называли Казановой – он женился четыре раза. Первый брак продлился две недели – в Лену он был влюблен с восьмого класса, и на первом курсе они поженились, потому что так, вроде, было надо. Шел в ЗАГС и думал: «Зачем я туда иду?» Поженились, развелись и забыли друг о друге.

Со второй женой, Натальей Упеник, они вместе учились в «Щуке». Сначала все шло хорошо, родился сын Володя. «Наталья меня любила», — вспоминал актер. Но было непросто: у него карьера складывалась, у нее — нет. Актерская ревность портила отношения. А потом Шалевич познакомился с артисткой Валентиной Титовой, ослепительной красавицей, и семья стала для него неважной.

Валентина жила в Ленинграде, а Шалевич не мог и дня выдержать в разлуке с ней: после спектакля ночным поездом мчался в Ленинград, звонил в дверь любимой, дарил ей розу и самолетом возвращался в Москву, чтобы успеть на репетицию. Когда уезжал на гастроли в Венгрию, то даже не заметил, как эти гастроли прошли: перед глазами все время стояла Валя. Вернулся домой, вручил семье подарки, а пока жена и сын радостно их разбирали, потихоньку вышел и отправился на Ленинградский вокзал. Домой он больше не вернулся.

Потом он будет вспоминать этот момент: счастливые жена с сыном и он, осторожно закрывающий за собой дверь, чтобы не скрипнула. Заплатить за это ему придется слишком дорого.

Сражения с алкоголем

А Валентина вскоре бросила его и вышла замуж за режиссера Владимира Басова. Вышло так, что Шалевич сам познакомил ее с Басовым – режиссер искал главную героиню для фильма «Метель»… — Выходите за меня замуж, — предложил ей режиссер после первых же кинопроб. Шалевич все еще был официально женат, и Валентина не раздумывала: Басов- это было перспективно.

Всегда легкая, всегда веселая, душа любой компании. Ей было двадцать, Шалевичу тридцать. Познакомились они удивительно: Галина сидела с подругой в кафе, обсуждали любимых киноактеров. Галя сказала: самый лучший – Шалевич. И тут он подходит познакомиться! Ну и как не поверить в судьбу? Они поженились, Галя пошла работать в школу учителем рисования.

Все довольно долго было просто весело, он не сразу понял, что у жены большие проблемы с алкоголем… Шалевич перепробовал все: больницы, частных наркологов, колдунов. Галину не остановило даже рождение сына Вани. Они прожили тридцать лет, то выигрывая, то проигрывая сражения с алкоголем. Болезнь победила, Галина умерла от цирроза печени. А за несколько месяцев до этого умер его старший сын Володя, и тоже из-за проблем со спиртным.

Любовь уже не ждал

Актер долго не мог прийти в себя, думал – если бы он тогда не ушел из дома, не уехал в Ленинград, попробовал все наладить со второй женой, сын, возможно был бы жив… Но время шло и шло, и не было ему дела до страданий немолодого человека. Однажды чернота, которая до краев наполняла его жизнь, расступилась, как будто кто-то включил свет. Шалевич увидел в театральном буфете симпатичную женщину.

Эта любовь сначала пугала: Шалевич был старше Татьяны на 30 лет, у нее двое детей… Но он понимал: «Таня спасла меня от одиночества». Когда Шалевичу исполнилось 67 лет, у него родилась дочка, Аня. Вячеслав наконец-то был счастлив. Они с женой работали, дочка росла, все было отлично. Шалевич просил у судьбы одного: чтобы она дала ему время вырастить дочку.

И судьба дала ему еще пятнадцать счастливых лет. Вячеславу стало плохо на сцене, в обожаемом театре имени Вахтангова, в том самом, куда в детстве он проходил без билета. Вызвали «скорую», но Шалевич отказался от реанимации, а через две недели впал в кому, из которой уже не вышел…

 Капитанская дочка (1958)
 Хоккеисты (1964)
 Курьер Кремля (1967)

Капитанская дочка (1958)