Ширпотреб или индпошив? Шансы Игоря и Веры на счастье после 00:00

Мне нравится Верочка.

Мне нравится Верочка. Несмотря на тщательно выписанный режиссёром образ «моли в обмороке» она отнюдь не жертва визуальных мужских предпочтений, попавшая под каток безжалостной судьбы и проливающая над своей участью горькие слёзы. Вполне себе цельная личность – начитанная, хоть и с некоторым заносом в «заумь» и занудство (эка она загнула про «побратимов одномоментности существования», аж гордость берёт!), разносторонне развитая интеллектуалка с весьма широким кругозором. При этом сострадательна, добросердечна, отзывчива и отнюдь не слабохарактерна.

То, в чём убеждена, продвигает уверенно, её с толку не собьёшь; случайно попав в поле зрения красавчика и баловня судьбы (хотя и пребывающего в статусе «сбитого лётчика») Игоря Брагина разум не теряет, ножками не сучит в попытках ему понравиться или в страхе его потерять и проявляет завидное, хотя и не всегда обоснованное упрямство. 99,9% дурнушек в подобной ситуации уже бы пали ниц и причитали с придыханием: «Аладдин!» А Верочка ничего, ершится.

Лирическая трагикомедия «Влюблён по собственному желанию». Киностудия «Ленфильм», 1982 год. Режиссёр Сергей Микаэлян. Авторы сценария Сергей Микаэлян, Александр Васинский. Игорь Брагин – Олег Янковский, Вера Силкова – Евгения Глушенко

Лирическая трагикомедия «Влюблён по собственному желанию». Киностудия «Ленфильм», 1982 год. Режиссёр Сергей Микаэлян. Авторы сценария Сергей Микаэлян, Александр Васинский. Игорь Брагин – Олег Янковский, Вера Силкова – Евгения Глушенко

Можно, конечно, порассуждать на тему вероятности встречи таких красавчика и дурнушки в жизни, но мои личные наблюдения доказывают, что всё возможно в этом мире. Однако интереснее заглянуть в будущее – туда, где электронный циферблат начал отсчитывать минуты нового дня. Есть ли «завтра» у подобной пары?

Я, кстати, вопреки традиции наводить критику на героев-мужчин, Игоря Брагина парафинить не стану. Небезнадёжный персонаж. Ушёл из спорта, поскольку не мог подняться выше второго места – что ж, спортивный азарт, уязвлённое самолюбие и неудовлетворённые амбиции при таком раскладе вполне закономерны. Встал к станку и, хотя профессия заточника не вызывает у него особенного трепета, тянет лямку. Умён, ироничен, даже совестлив, но слаб. Поэтому и подсел на стакан основательно.

«Что, если вместо этих плакатов Венеру повесить, Голую. Петрушин дуба даст!»

«Что, если вместо этих плакатов Венеру повесить, Голую. Петрушин дуба даст!»

Мне нравится Верочка.-4

Игорь – типичный «ведомый». Если вдуматься, всё хорошее (как и всё плохое) он делает с чьей-то подачи. В один из периодов жизни «рулевым» был сосед-собутыльник Коля с его нехитрой житейской философией, крепко сидящий под каблуком жены, в другой период появилась Вера с чёткими, хотя и несколько наивными убеждениями относительно того, что такое хорошо и что такое плохо.

Её привычка говорить лозунгами способна сильно раздражать, однако нивелируется тем, что Верочка не только разглагольствует, но и сама неуклонно следует собственным постулатам, хотя перегибает палку: пользуясь Вериной скромностью, добротой и безотказностью, разве что ленивый не сел ей на шею и начал погонять, эксплуатируя без всякого стыда и совести. Одному пойди отметься в очереди на Лескова, другой – дождись телевизионного мастера, третью замени на работе, пока она встречается с ухажёром. Забывшие о чувстве меры, паразитирующие на Верином альтруизме наглецы отказ воспринимают как личное оскорбление.

Мне нравится Верочка.-5
Мне нравится Верочка.-6
Мне нравится Верочка.-7

Сама героиня не видит в этом ничего предосудительного, ведь она не умеет жить для себя. Воспитанная в семье, где родители много трудились и жили скромно, молодая женщина не имеет привычки наряжаться, давно махнула на себя рукой, уверена, что «можно, можно найти счастье в себе самом» и повторяет эти слова как заклинание. Вера привыкла руководствоваться разумом и не позволяет себе жить сердцем, зная, что на этом пути её ждёт слишком много разочарований.

Не только Вера для Игоря, но и Игорь для Веры стал спасительной соломинкой. Два потерявшихся человека ухватились друг за друга, один – вспомнив о том, что не только примитивные потребности и материальные блага правят миром, другая – впервые почувствовав себя женщиной.

«– Если бы нас кто послушал – это же белая горячка! – Нет. Мы вступаем в интереснейшую полосу нашей жизни!»

«– Если бы нас кто послушал – это же белая горячка! – Нет. Мы вступаем в интереснейшую полосу нашей жизни!»

Мне нравится Верочка.-9
Мне нравится Верочка.-10

Вот только, как мне кажется, их возрождение запустили разные механизмы. Вера, несмотря на жёсткие установки, в рамках которых привыкла себя держать, попросту влюбилась. Именно это, а не аутотренинги, самовнушение и работа над собой превратили скучнейшую бесцветную библиотекаршу в Мадонну Оньиссанти с невероятными глазами, сияющими поистине неземным светом.

«– Не двигайтесь, вот так. Не двигайтесь! Джотто, «Мадонна Оньиссанти». Потрясающе!»

«– Не двигайтесь, вот так. Не двигайтесь! Джотто, «Мадонна Оньиссанти». Потрясающе!»

Мне нравится Верочка.-12

А в чувствах Игоря я не уверена. Вспомним, как со свойственной ему беззлобной, но весьма едкой иронией бывший спортсмен и сердцеед мысленно характеризовал свою спасительницу: «Ну, то, что дурдом по ней плачет – это ясно. Ножки… Ножки как у козы рожки. Мордашка… Мордашка-промокашка. Фигура… Спроси что-нибудь полегче!»

Позднее, ставя перед Верой задачу превращения из лягушки в принцессу, объяснял: «А самое главное, ты должна быть уверена, что ты смазлива, что ты хороша собой!» «Это только у дур бывает», – со свойственной ей категоричностью парирует Вера. «И дурой нужно быть немножко, если хочешь, понимаешь? Нести такую чертовщиночку в глазах. Бывают девчонки – вроде бы нет ничего, но…»

Мне нравится Верочка.-13
Мне нравится Верочка.-14

И вот тут-то коренится проблема. Верочка, которую любовь превратила в совершенно очаровательную женщину – нежную, мягкую, «уютную» – тем не менее никогда не будет во вкусе Игоря. Она слишком духовная, и пресловутой «чертовщиночки» в её бездонных глазах никогда не появится. А Игорю нравились и будут нравиться такие лёгкие, бесшабашные красавицы как Наташа, которая не «грузит» высокими устремлениями, не рассуждает о вечном и незыблемом, а говорит просто: «Поцелуй меня, пожалуйста». Высокая, стройная, статная, кровь с молоком, а по натуре – невесомая: легко вошла в жизнь, легко отпустила.

Наташа, пассия Игоря, с которой он познакомился в колхозе на уборке урожая – Ирина Резникова

Наташа, пассия Игоря, с которой он познакомился в колхозе на уборке урожая – Ирина Резникова

Мне нравится Верочка.-16

Верочка же, в сердце которой чувство к мужчине пришло впервые, совершенно теряет самообладание. Именно поэтому, почувствовав, что в жизни Игоря появилась другая женщина, она в сердцах бросает матери страшные слова: «Ненавижу. Себя, всех ненавижу. И тебя. Вы преступники! Вам нельзя было иметь детей, вам надо было запретить иметь детей! Кого вы производите на свет? Каких-то уродин, которые всю жизнь потом обречены мучиться! Всё время рано или поздно их ставят на место!»

Горе и охвативший её ужас неподдельны: ведь этот мальчиш-плохиш открыл перед Верой совсем иную жизнь, иные чувства, иные ощущения; подарил надежду, в которую царевна-лягушка, стыдливо прятавшаяся в полумраке пыльных библиотечных стеллажей, попросту боялась верить! И что теперь? Всему конец, конец любви, конец надеждам, конец мечтам…

Мне нравится Верочка.-17
«Неправда ли, Моцарт – это вдох, а Бетховен – выдох?» Незадачливый ухажёр-эстет (Иван Уфимцев)

«Неправда ли, Моцарт – это вдох, а Бетховен – выдох?» Незадачливый ухажёр-эстет (Иван Уфимцев)

Помните, как Вера сползает на пол, обнимая ноги Игоря? Как она говорит: «Теперь можно и умереть…» Истончилась, иссякла её воля, она растворилась в своей любви. Что бы ни случилось, эта «хорошая девочка» будет тащить на своих плечах «плохого мальчика», пока хватит сил. Что бы ни случилось, в какой бы водоворот он ни попал, в какую бы яму ни угодил, его поддержит непобедимая сила её любви.

А водоворотов будет предостаточно. Хотя сосед Коля, в доме которого спинки стульев обёрнуты целлофаном, не вызывает ни малейшей симпатии, в одном он прав: «Ничего не изменится. Если ты до 30-ти получился какой есть, то и не переделаесся».

Мне нравится Верочка.-19
Мне нравится Верочка.-20
Мне нравится Верочка.-21

Вера, несомненно, любит Игоря. А Игорь Веру? «Я тебя сразу раскусил: хорошая, но не в моём вкусе» – сказал он в самом начале их знакомства. Да, многое изменилось. Вера пробудила всё лучшее в нём: Игорь вспомнил, что есть понятия чести, долга, милосердия, сопереживания. Он благодарен ей за это. Похорошев, открывшись с неожиданной стороны, Верочка вызвала симпатию, интерес – сыграло свою роль ощущение новизны. Но надолго ли? Позднее, когда острота восприятия притупится, не станут ли эти отношения ещё одними в череде тех, где один любит, а другой позволяет себя любить? Ведь Вера уже сейчас воздвигла для возлюбленного высокий пьедестал и готова поклоняться своему кумиру всю жизнь.

Жизнь, в которой где-то всё ещё несут себя легко и изящно, завораживая тонкой улыбкой и манящим взглядом, красивые и соблазнительные Наташи.

Несут в невыносимой лёгкости бытия.

«Страшно. Уак начало мира. Ещё ничего нет – ни времени, ни пространства».

«Страшно. Уак начало мира. Ещё ничего нет – ни времени, ни пространства».

Мне нравится Верочка.-23
Мне нравится Верочка.-24