Они познакомились во время учебы во ВГИКе. Она — миниатюрная хрупкая блондинка с обворожительной улыбкой. Он — нескладный долговязый юноша с задумчивым взглядом. Чуть позже он снимет десятки гениальных комедий, ставших поистине народными. А она прославится скромными эпизодическими ролями, уверенная в том, что главная роль в ее жизни — быть женой великого советского режиссера. Мы хотим рассказать историю любви Нины Гребешковой и Леонида Гайдая, чей счастливый брак продлился 40 лет. В конце статьи припасен бонус, который, безусловно, порадует любителей легендарных советских комедий.
Знакомство в стенах ВГИКа
© East News
Леонид Гайдай и Нина Гребешкова познакомились в конце 40-х годов XX века. Они учились на одном курсе во ВГИКе: он — на режиссерском факультете, она — на актерском. Невзрачный молодой человек в очках, бывший фронтовик, Гайдай был тогда никому не известным студентом. Гребешкова же, несмотря на юный возраст, была довольно популярной артисткой. Уже на 1-м курсе театрального института она начала сниматься в кино. Зрители узнавали ее на улицах, педагоги пророчили ей будущее выдающейся драматической актрисы.
© Честь товарища / Ленфильм
В их истории любви не было ни пылких признаний, ни красивых ухаживаний. Гайдай, как и его легендарный Шурик, скромно провожал девушку до дома после учебы и развлекал ее разговорами. Однажды во время очередной прогулки кавалер заявил: «Что мы все ходим да ходим? Давай поженимся!» Нина рассмеялась: «Ты такой длинный, а я такая маленькая». Ухажер не растерялся и пообещал всю жизнь носить девушку на руках.
Когда Гребешкова сообщила о своих планах маме, та взмолилась: «Нина, он же больной! От осинки не родятся апельсинки». Гайдай и впрямь не мог похвастаться отменным здоровьем. Девушка была непреклонна. Вскоре пара расписалась.
Быть женой гения: участь или выбор?
© Gnevashev Igor / East News
Быт полностью лег на плечи молодой актрисы. Она занималась всем: от готовки обеда до ремонта машины. Гайдай в этом смысле был абсолютно беспомощен. Друзья шутили, что Леониду Иовичу проще написать сценарий, чем забить гвоздь. Нина Павловна делала все, чтобы обеспечить мужу комфортные условия: только бы он творил. Сама же отказывалась от крупных ролей, ездила с супругом в экспедиции и следила за тем, чтобы режиссер ни в чем не нуждался.
© Не может быть! / Мосфильм
Спустя некоторое время после женитьбы Гайдая как подменили: от обходительного и смешливого молодого человека не осталось и следа. Он стал серьезным, замкнутым и отстраненным.
Как-то раз пара возвращалась домой. На улице делали ремонт, дорога была изрыта ямами и колдобинами. Нина попросила мужа подать ей руку. Гайдай, рассмеявшись, ответил: «Может, тебя еще и на руках понести?» Эти слова больно кольнули сердце актрисы, ведь именно это режиссер обещал делать всю жизнь, когда звал ее замуж. Она заплакала.
Большая роль в жизни, маленькие — в кино
© 12 стульев / Мосфильм
После 10 лет брака Гребешкова решила уйти от мужа. Гайдай произнес всего одну фразу, которая заставила актрису передумать. Он сказал: «Нина, я без тебя пропаду!» И она осталась.
Супругу в своих фильмах Гайдай снимал часто, но только в эпизодических ролях, считая, что «продвигать» родственников неэтично. Иногда появление актрисы в картинах и вовсе было случайным. Например, на съемки «Кавказской пленницы» Гребешкова поехала только для того, чтобы готовить Гайдаю диетическую еду (он страдал язвой желудка). Для этого актрисе пришлось отказаться от участия в фильме другого режиссера. Коллеги по цеху пристыдили Леонида Иовича, и он, чтобы как-то отблагодарить жену, ввел в сценарий роль врача психиатрической больницы.
Самой запоминающейся ролью актрисы стала роль Надежды Ивановны Горбунковой в фильме «Бриллиантовая рука».
© Бриллиантовая рука / Мосфильм
Актрис — много, жена такая — одна
Гайдаю нравилось снимать в своих фильмах красивых женщин. Он любовался ими, как произведениями искусства. И Нину Павловну это нисколько не смущало. Однажды во время какого-то мероприятия она заметила, как муж засмотрелся на очередную красавицу. Тогда Гребешкова незаметно подошла к незнакомке и посоветовала ей пригласить Гайдая на танец.
Бывало, что режиссер раскладывал перед женой фотографии актрис и спрашивал, кого из них выбрать на роль. Тогда супруга уточняла: «Ты можешь полюбить вот эту актрису? Если режиссер снимает артистку и не любит ее, она будет плохо играть, не будет смотреться в кадре. Тебе нужна актриса, которой ты будешь восторгаться».
© Gnevashev Igor / East News
О чувстве ревности между ними не было и речи. Хотя Нина Павловна знала: ее, в отличие от многочисленных актрис, муж красавицей не считает. Гайдай говорил жене: «Нинок, ты понимаешь, что ты некрасивая?» — «Зачем же тогда женился?» — спрашивала та. Режиссер отвечал: «Просто у тебя столько своих достоинств. Не надо казаться, надо быть».
Единственными женщинами в жизни Гайдая были его супруга и дочь Оксана, которая, став взрослой, не пошла по стопам родителей, а стала экономистом.
© East News
Дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой — Оксана Гайдай (Худякова).
Супруги прожили вместе 40 лет — небывалая редкость для мира кинематографа. Уже в конце жизни Гайдай сказал жене: «Нинок, я перед тобой виноват». Актриса вспоминает: «Я так напряглась. Ну, думаю, сейчас будет рассказывать свои мужские истории». А режиссер покаялся, что ни разу не снял жену в главной роли.
© East News
Леонид Гайдай скончался в одной из московских больниц от тромба в легочной артерии в 1993 году. Спустя уже более 20 лет после ухода мужа Нина Гребешкова призналась: «Я рада, что Леня ушел первым. Если было бы наоборот, он бы не справился. Для меня он не умер, а просто вышел на минутку».
Бонус: 5 архивных фотографий со съемочных площадок картин Леонида Гайдая
«Бриллиантовая рука», 1968 год.
© East News
«12 стульев», 1971 год.
© Gnevashev Igor / East News
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год.
© Gnevashev Igor / East News
«Инкогнито из Петербурга», 1977 год.
© Gnevashev Igor / East News
«За спичками», 1979 год.
© East News