Известный режиссер, народный артист России Павел Чухрай, снял много фильмов, которые принесли ему широкую известность. Но, наверное, самый противоречивый его фильм, который вызвал в обществе большой резонанс, это фильм «Водитель для Веры». Кинолента получила премию на кинофестивале «Кинотавр» в 2004 году и даже выдвигалась на премию «Оскар». Но несмотря на это фильм был буквально разгромлен отечественными кинокритиками, а в прокате оказался и вовсе провальным.
Почему вокруг этого фильма возникло столько споров и почему комитет киноакадемиков «Оскара» его дисквалифицировал? Об этом читайте в нашем новом материале.
Павел Чухрай не только снял этот фильм как режиссер, но и написал сценарий. Про свой фильм он говорил, что это:
«драма несостоявшейся любви и несостоявшейся семьи».
А в СМИ эту киноленту как только не называли: и «политическим триллером», и «мелодрамой», и «драмой о государственной машине, которая уничтожила людей».
Надо сказать, что эта картина была одной из первых в отечественной киноиндустрии, где создателями был использован объемный звук и высокая четкость изображения. Снимали фильм чуть больше двух лет и очень много времени заняли подготовки к съемкам – Павел Чухрай был известен, как очень требовательный режиссер, уделяющий большое внимание самым мелким деталям.
Достаточно сказать, что актеров искали почти полгода, а сам отбор проходил в три этапа: вначале актеров отбирали помощники, потом кинопробы проходили в присутствии режиссера, а на завершающем этапе претендентов на роль гримировали, одевали в костюмы и снимали несколько дублей.
Вот что говорил Павел Чухрай о выборе Игоря Петренко на одну из главных ролей:
«На роль водителя пробовались несколько очень хороших актеров. Но Игорь, помимо того, что он профессиональный актер, обладает еще какой-то особенной мужской притягательностью, а она чрезвычайно важна для этой роли».
К началу подбора актеров Алена Бабенко была практически неизвестной актрисой. Ее пригласили на пробы после выхода фильма с ее участием «Подари мне жизнь». Актриса смогла обойти несколько десятков своих соперниц и получить роль в этом фильме. После утверждения на роль, актриса стала тщательно работать над своим образом. И даже придумала для нее биографию.
Именно она предложила наделить Веру хромотой, а походку у своего персонажа она «срисовала» у случайно встреченной на улице девушки. После выхода фильма в широкий прокат, Алена Бабенко стала знаменитой и получила несколько наград на престижных кинофестивалях.
Вот что вспоминала позднее актриса о своей первой встречи с актером с Украины Богданом Ступкой, который в фильме исполнил образ ее отца:
«Когда он приехал в Москву на пробу грима и костюма, я зашла в актерский цех. Ступка сидел в майке, тренировочных штанах… Нас представили друг другу: «Алена, это Богдан Сильвестрович Ступка, твой ПАПА! А это Алена Бабенко, ваша ДОЧЬ!» «Па-а-апочка!» – закричала я, а он улыбнулся и по-свойски произнес: «До-о-оча!» Я села к Ступке на колени, и нас сфотографировали. Снимок у меня дома хранится… Он очень быстро меняется, может играть что угодно. Мастер высшей категории. Учиться и учиться у такого мэтра!».
Съемки проходили непросто, каждую сцену приходилось ни один раз репетировать, а потом снимать по 2 – 3 дубля. Позднее Богдан Ступка говорил со смехом, что в одной сцене ему пришлось на протяжении пяти дублей пить стаканами портвейн, после чего он еле держался на ногах.
А вот Алене Бабенко в одной из сцен, где она признавалась своему отцу-генералу, что забеременела, а он в ответ бил ее рукой по лицу, здорово досталось. Достаточно сказать, что эту сцену снимали… 18 раз!
Павел Чухрай не только актерам, но и всем, кто принимал участие в съемках, не давал расслабляться не на секунду. Иногда это приводило к нервным срывам. Вот что вспоминал Игорь Петренко:
«У меня такое ощущение, будто мы в течение дух лет каждый день сдавали премьеру спектакля».
По сюжету действие фильма происходит в 60-х годах прошлого века, когда наступила, так называемая, хрущевская оттепель. Снимали фильм в Севастополе и вокруг него. Дачу для генерала, где и развивалась основная сюжетная линия, искали в течении 2-х месяцев. Павел Чухрай исколесил весь Крымский полуостров, просмотрел почти все пансионаты, дома отдыха, частные дачи, но все было не то. Однажды ему кто-то посоветовал обратить внимание на пустой санаторий для детей, который находился в старинном особняке. Едва взглянув, Павел Чухрай понял, что это именно то, что нужно.
Место для съемок подверглось тщательной реконструкции. Особняк переделывали не только внутри, но и снаружи. Одежду для главных героев искали на мелких рынках в округе, так как современные ткани не годились для одежды середины прошлого века.
Премьерный показ фильма прошел в 2004 году, на «Кинотавре». Фильм стал абсолютным победителем во всех номинациях.
Но несмотря на такой громкий успех, в прокате фильм оказался провальным. При израсходованном бюджете почти в 3 млн. долларов, в кинозалах страны он едва набрал 2 млн. А сам фильм стал предметом шквала критики. Режиссера обвиняли в том, что у фильма совсем непонятная драматургическая основа, очень много событий, за которыми зрителю сложно уследить, характеры героев недостоверные, психологическая мотивировка отсутствует, историческая достоверность нарушена…
Отчасти критики были правы. Зрителю было непонятно: а любил ли вообще герой Игоря Петренко Веру. С этим немым вопросом многие выходили из кинозала после просмотра фильма. Сам Игорь Петренко на этот вопрос отвечал так:
«Любви там не было. Было родство душ. Виктор понимает, что Вера так же одинока, как и он сам».
Режиссер говорил:
«Мне неинтересно делать кино про правых и виноватых, мне не нравится в искусстве черное и белое. Человек – сложное противоречивое создание. И мне хочется про это все время рассказывать».
Но все это было режиссерское видение. А зритель должен был сам для себя найти ответы на многие вопросы.
В 2004 году фильм «Водитель для Веры» попал в шорт лист претендентов на получении премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Кинолента была выдвинута как претендент от Украины, так как по действующим правилам страна могла получить награду, если фильм именно там был показан в кинопрокате.
Фильм снимали как кинематографисты из России, так и с Украины, в главной роли был занят украинский актер. В результате фильм был внесен в число претендентов, но к участию в конкурсе его не допустили. Причина, по мнению заокеанских киноакадемиков была в том, что фильм с Украины демонстрировался на русском языке. Они посчитали это грубым нарушением правил…