Всё по законам жанра, не подкопаешься: если в мелодраме прекрасная дама с сердцем, разбитым вдребезги, встречает кого-то в финале, то кто это может быть? Ну не начальник же отдела очистки Полиграф Полиграфович Шариков, любитель Каутского и ярких галстуков! Конечно, рыцарь в сверкающих доспехах, который немедленно спасёт её, вырвав из лап безжалостного рока, и умчит навстречу восходящему солнцу.
Тем более, что вокруг рыцаря ещё и подружки мечутся, ветер создают, слёзы счастья проливают и вроде как свидетельствуют, что всё идёт по плану.
Романтично настроенных зрительниц пытаются ввести в заблуждение, подсунув невнятного Гошу, имеющего явные проблемы с психикой, в качестве эталонного принца, случайно завалявшегося на складе женских мечт и воздыханий.
Как говорил Аркадий Велюров (правда, в другом фильме и по другому поводу): «Он сомнителен!»
Но нас, стреляных воробьёв, на мякине не проведёшь! Это Катерина жизнь прожила, ума не нажила, на ошибках не учится и предпочитает исполнять танец маленьких лебедей на граблях до тех пор, пока грабли не сломаются.
Первый провал можно было бы списать на юношескую неопытность, хотя по моему мнению проблема кроется в фатальном неумении героини говорить «нет»: соблазнам, нечистоплотным комбинациям (ведь была же против предложения Людмилы выдать себя за дочерей профессора Тихомирова, да только что-то слишком вяло возражала), сладкому пирогу сомнительных амурных приключений, умело пропитанному игристым шампанским и украшенных вишенками гитарных аккордов Bésame mucho.
Товарищ Рачков выглядит в данной ситуации довольно бледно, но его можно понять: прелестная интеллектуалка, проживающая в роскошной квартире, вдруг оказывается скромной заводской работницей без собственного угла, а её беременность нивелирует романтическую историю со счастливым финалом в виде обручальных колец и куклы на радиаторе до пошлого пассажа с принудительным браком, унылой жизнью вшестером на скромной жилплощади и неизбежными склоками на кухне между свекровью и невесткой. Короче говоря, Золушка превращается в тыкву. Неравноценная замена, как ни крути.
Небогатый выбор у незадачливого соблазнителя: искупить вину, бросившись на амбразуру и закрыв её штампом в паспорте, или уплыть в туман с ярлыком последнего негодяя. Родион выбирает второе – поступок, конечно, неблаговидный, однако в одном он прав: это ты, Катя, его обманула!
Повернём ситуацию наоборот. Ты встречаешь красивого молодого человека, он знакомит тебя со своей мамой, а потом оказывается, что молодой человек женат, воспитывает троих детей и рыбок в аквариуме, а мама в контрах с невесткой и подыскивает сыночке более выгодную партию. Красиво? То-то. Тебе не понравилась даже такая мелочь, как невинная подмена имени – Рудольф вместо Родиона, – и ты не преминула при случае этим уколоть, а своей лжи, вероятно, нашла оправдания. «Мне плохо» – и все должны утонуть в слезах сопереживания.
Казалось бы: когда так сильно обожглась, сделай выводы и будь осмотрительна! Но Катерина из всего многообразия мужчин выбирает вариант «женатый любовник». О, мадам знает толк в экстремальных удовольствиях!
Кроме того, вызывает искреннее недоумение, как руководит людьми директор предприятия, которая к сорока годам не научилась говорить «нет». Ей не хочется ехать к Володе домой, ей некомфортно – но она едет! В результате оказывается в крайне неприглядной ситуации с нагрянувшей тёщей, любовником, напуганным до кондрашки, и закономерный итогом из серии «бесаме мучо» и «мне плохо».
Даже дети в состоянии понять, что если потянули в рот какую-то гадость, а потом сделалось нехорошо и больно, то впредь так делать не следует. Катерина однажды уже наелась поганок до тошноты, а теперь – ба, какая неожиданность! – от них опять дышать темно и воздуха не видно! Бывает же такое, ну просто поверить невозможно.
Переходим к Гоше, он же Гога, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, он же Георгий Иваныч. Ох уж мне этот цветок лазоревый, находка для врага!
В одном нужно отдать ему должное: манипулятор этот слесарь высшего разряда действительно первостатейный. Надо же так уметь себя подать!
Что мы имеем: мужчину средних лет, потрёпанного житейскими бурями, вся биография которого состоит из сплошных «тёмных пятен». Разведён, хотя бывшая жена – «прекрасная женщина», а у самого Гоши, по его скромной оценке, «вообще нет недостатков». К середине жизни, когда его коллеги и друзья защитили докторские и сделали карьеру, он всё ещё слесарь. Ну да, да, он сам не хочет, ему нравится, что без него не крутится то, что при нём крутилось, мы все поняли и, безусловно, оценили.
Судя по размаху («У меня есть пять рублей, почему я не могу довезти до дому понравившуюся мне женщину?») распоряжаться наличностью Георгий Иванович не научился, посему проживает в комнатке захолустной коммунальной квартиры, где с ним – обратите внимание! – не соседствует ни один кандидат технических наук или инженер, только немощные старушки, коротающие свой долгий век. Остальные мужчины трудоспособного возраста, очевидно, позаботились о том, чтобы квадратные метры их жилой площади выглядели более презентабельно.
Из движимого и недвижимого у Георгия Ивановича, кроме комнаты с голыми окнами, стола и пары стульев, один плащ, один приличный костюм, один галстук, три дюжины книг, перевязанных бечёвкой, и батарея пустых бутылок (хорошая попытка представить Гогу человеком тонкой душевной организации и широкого кругозора, но нет). Из компетенций – уверенный навык обращения с сушёной воблой и задатки прирождённого пикапера.
Поскольку в коммуналке антураж для соблазнения так себе, Георгий Иванович усиленно пускает пыль в глаза: устраивает театральный бенефис на природе и караулит даму сердца у подъезда, дабы выхватить у нее из рук пакеты с продуктами и блеснуть талантами на кухне, приготовив ужин (ужин из продуктов, купленных дамой, я сейчас разрыдаюсь от умиления!)
«— А вы что, вместе с мамой работаете? — Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе»
И всё, Дульсинея поплыла. Много ли женщине для счастья надо – один пикник, один шашлык, один ужин, и бери её голыми руками, она не то что досье собирать не станет – даже фамилией не поинтересуется.
Залог успеха – быстрота и натиск. Важно, чтобы жертва не успела прийти в себя и не начала мыслить критично: «Выйти замуж после двух дней знакомства – просто верх легкомыслия. Надо всё хорошенько обдумать. Дней пять. Так что, ты не торопись, до среды есть время».
«— Гоша, а сколько вы получаете? — Да уж как-нибудь побольше твоей матери».
И ещё необходимо незаметно и мастерски подорвать остатки её уверенности в себе, сразу продемонстрировав, кто здесь главный. Не смей мне указывать, всё и всегда я буду решать сам, на том простом основании, что я – мужчина (так и вижу, как все домостроевцы и тираны исступлённо рукоплещут на галёрке, утирая скупую слезу). Зарабатывать больше мужчины женщина не просто не должна – не имеет права. И это не я обязан «дотягивать», а она опустить личную планку, дабы не ранить моё и без того больное самолюбие.
А если она, тварь дрожащая, посмела стать успешной и скрыла сей позорный факт – я её накажу, исчезнув без объяснений. Пусть плачет, терзается, сожалеет, что потеряла такое сокровище.
Ах, Катерина Александровна, Катерина Александровна, что же это такое, куда смотрели ваши глаза? Вас развели как ребёнка, а вы бегаете с борщами, уже готовы подобострастно прислуживать своему божку и не видите ничего зазорного в том, что вас без всякой вины «наказали» своим отсутствием, а потом милостиво снизошли с небес. «Как долго я тебя искала?» Да лучше было бы для всех, чтобы поиски не увенчались успехом.
Так что у меня, Катерина, плохие новости: это не последнее «бесаме мучо» в вашей жизни. И если вы продолжите потакать своему избраннику, впереди вас ждёт «одно сплошное телевидение».
Хотя кому я это говорю…
В публикации приведены кадры из фильма «Москва слезам не верит», киностудия «Мосфильм», 1979. Режиссёр Владимир Меньшов. Картина удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1981 году.