Олег Ефремов был гениальным режиссером и реформатором театра, но миллионы зрителей Советского Союза любили его не за это. Они могли ни разу не быть в Москве и не видеть его спектаклей, но обожали героев, которых он сыграл в кино.
Его любили самые красивые актрисы Советского Союза и звезды новой страны в 90-е. Но в мир иной он ушел абсолютно одиноким человеком, сознательно выбрав жизнь без семьи и тепла любимой женщины.
По хозяйству одинокому Ефремову долгие годы помогала Татьяна Горячева. Приносила ему продукты, готовила, убирала. Он любил, чтобы кровать все время была застелена кипенно-белым бельем. Татьяна знала, что режиссер болен эмфиземой легких, и поражалась тому, сколько он при этом курит.
В 17 часов 24 мая 2000 года к Ефремову пришла Татьяна Горячева. И сразу, еще не подойдя к нему, поняла, что он скончался. Через два часа о смерти Ефремова знала вся страна.
Олег Ефремов с родителями и Мишей
Олег Ефремов родился в одном из Арбатских переулков в большой коммунальной квартире. Отец был экономистом, мать домохозяйкой.
Олег Ефремов всегда рассказывал о своем детстве с восторгом, как будто речь шла о Царском селе. А на самом деле в нем были и темные страницы.
В июле 1941 года его отец пошел работать бухгалтером в систему ГУЛАГа и семья отправилась в страшный поселок Абезь под Воркутой. Олег быстро нашел общий язык с местной гопотой и стал заядлым курильщиком. Эта привычка смолить одну за другой осталась с ним до последних дней жизни.
Юный Олег завел друзей и среди заключенных. Даже несколько раз ходил “на дело”. У будущего режиссера было прозвище “Лисья мордочка” и он лазил по форточкам. Но отец Олега вовремя спохватился и решил вернуться в столицу.
“Я буду главным режиссером МХАТа”. Это одна из первых дневниковых записей Ефремова в Москве. Он стал звездой дома пионеров и создал свой кукольный театр.
Потом легко поступил в Школу-студию МХАТ, выдержав конкурс в 500 человек на место. И всегда считался лучшим на курсе. Когда он закончил школу-студию, а его не взяли во МХАТ, он сказал: —Я вернусь.
«Первый эшелон», 1955 год
Ефремов был страшно влюбчивым человеком. Еще во время учебы в школе-студии он был увлечен одной из самых красивых студенток Ириной Скобцевой. Но она предпочла ему другого. А Ефремов женился на однокурснице Лилии Толмачевой. Официально они были женаты два года, но под одной крышей протянули всего полгода.
На прощание с Олегом Ефремовым Лилия Толмачева приедет одной из первых. И, увидев его в гробу, горько зарыдает.
Еще при жизни Ефремова Толмачева как-то призналась, что разрушило ее брак с великим режиссером. Она слишком устала от его любви к горячительным напиткам. “Олег был по-настоящему болен алкоголизмом. И я не могла видеть, как из тонкого, застенчивого и интеллигентнейшего человека мой муж превращается в нечто совершенно ужасное. Я не понимала, как в нем уживались два таких разных человека«.
Лилия Толмачева была восторженной провинциалкой и часто спрашивала у мужа, любит ли он ее как Ромео Джульетту. Но Ефремов такой домашний театр терпеть не мог и подобных признаний делать не собирался. А жена постоянно чувствовала, что муж ей не верен.
О его романе со звездой детского музыкального театра Ритой Куприяновой все знали. Именно там Ефремов поставил свои первые спектакли. Когда Толмачева уехала в Саратов, Ефремов считал себя абсолютно свободным человеком. Но на Рите жениться он не собирался, несмотря на то, что вместе они были долго.
А Лилия Толмачева скоро вернулась в столицу. Ее пригласили в Театр Моссовета. А потом она с радостью приняла приглашение бывшего мужа прийти в “Современник”. Лилия простила ему все обиды и поняла, что для него нет ничего важнее театра.
Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков. Это Ефремов сделал главных звезд советского кино и театра.
Он выбрал пьесу Виктора Розова “Вечно живые” и заявил молодым актерам, что это станет первой постановкой нового театра.
До этого времени в советском театре все было чинно и серьезно. Артисты мало двигались, занимали картинные позы и не говорили, а вещали. Действие на сцене всегда было бесконечно далеко от реальной жизни. Актеры пели поставленными голосами, делали огромные паузы, ждали аплодисментов. Все это Ефремов ненавидел.
Премьера спектакля “Вечно живые” состоялась ночью. И зрители не расходились до утра. Все поздравляли Ефремова и несколько часов обсуждали увиденное на сцене. Люди почувствовали, что открыта не форточка, а большое окно. В театре говорили о том, что и представить раньше было невозможно.
Ефремова в театре называли фюрером. Человек он был жесткий и властный. Но при этом он провозгласил новые принципы руководства. Распределение ролей происходило на общем собрании. Вместе решали, кто сколько должен получать, что ставить, а что не нужно. Это было страшно, но такой жесткости требовал театр.
За театром пристально следили чиновники. Многие спектакли запрещали, но в таких ситуациях Ефремов чувствовал себя прекрасно.
Он очень любил борьбу. И чем сильнее был противник, тем лучше было для него. По натуре он был конфликтным человеком. Он расцветал, когда он был в конфликте. В “Современник” часто приезжала министр культуры Екатерина Фурцева. Она подолгу сидела в кабинете Ефремова за рюмкой коньяка.
_________________________
Новость о смерти Олега Ефремова застала труппу МХАТа на Тайване. И все артисты испытали чувство шока. Представить театр без Ефремова было невозможно. Что делать? Гастроли только начинаются. Впереди пять спектаклей. Уехать невозможно. Стали звонить в Москву министру культуры, с просьбой подождать с похоронами.
Михаил и Анастасия Ефремовы на прощании с отцом
-Без кого угодно можно было, без меня, без Миши, но без театра нельзя было хоронить. Мы ждали долго. Девять дней почти. Нам Алексий дал разрешение, мы его спросили. Я отупела от горя, от слез.
Анастасия Ефремова.
После смерти отца Анастасия и Михаил Ефремовы несколько дней провели в его квартире, ожидая, когда же вернется в Москву труппа МХАТа.
___________________
Анастасия родилась в коротком гражданском браке Ефремова с актрисой Ириной Мазурук. Тогда Ефремов был бедным молодым человеком, у которого не было своего угла. Вместе с женой он поселился в квартире ее обеспеченных родителей. Это была настоящая семья, но в ЗАГС Ефремов Ирину не позвал.
Ирина Мазурук
-97 процентов — это был театр. Три процента — это родители, дети, любовницы, жены. Вся остальная жизнь укладывалась в эти три процента.
Анастасия Ефремова.
Он думал только о “Современнике” и мог уйти из дома в пижаме и носках разного цвета. Ефремову было совершенно все равно, есть у него семья или нет.
Ирина тоже понимала, что гражданский муж крутит романы.
На съемках фильма “Первый эшелон” Ефремов влюбился в Нину Дорошину. С ней он был близок почти двадцать лет. Дорошина не требовала, чтобы он на ней женился, не устраивала сцен ревности, не ругала за пьянство. Просто была очень верным другом.
Через три года жизни полной обид и слез Ирины, Олег Ефремов оставил ее, поняв, что этот брак для него настоящая обуза. Мазурук впала в депрессию, и даже пыталась уйти из жизни.
А Нина Дорошина, несмотря на привязанность к Ефремову, вышла замуж за Олега Даля. Она тоже поняла, что нормальной семьи с Ефремовым у нее никогда не будет. А Ефремов пришел на ее свадьбу с Далем, сидел за столом, говорил тосты, а потом посадил Дорошину себе на колени и при всех сказал: -А любишь ты все-таки меня. Олег Даль в ярости выскочил за дверь.
Этот брак был самым коротким в истории Советского кино.
В минуты, когда Ефремову лучше было спрятаться от посторонних, рядом с ним была Дорошина. Она всю жизнь помогала ему во время запоев.
На съемки фильма “Здравствуй и прощай”, когда простой из-за его запоя длился уже неделю, Дорошина незаметно для всех приехала и занималась только им. Съемки возобновились.
С Аллой Покровской, мамой Миши
Второй официальной женой Ефремова стала актриса Алла Покровская. В 1963 году у них родился Миша, который еще подростком начал сниматься в кино. Потом жизнь у Михаила сложилась бурная. Интернет забит его выходками. Но звание Заслуженный артист он получил не из-за отца, а за свои прекрасные роли.
Это трудно представить, но МХАТ в конце 60-х переживал страшный кризис. Несколько знаменитых МХАТовских “стариков” пригласили Олега Ефремова на квартиру Михаила Яншина и попросили возглавить их театр.
Сценарий встречи был разработан Екатериной Фурцевой. Это был звездный час Ефремова, ведь он когда-то обещал сюда вернуться. Он был потрясен тем, что “старики” сами сделали первый шаг.
Но обстановка во МХАТе была просто ужасной. Борьба кланов, зависть, соревнования за звание самого-самого. Большинство актеров было против прихода Олега Ефремова. Были в шоке и артисты “Современника”, ведь по сути Ефремов бросал свою семью. Уйти с ним во МХАТ согласились только Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев. А Волчек, Толмачева, Кваша, Табаков, Мягков, Дорошина расценили это как предательство.
Но за несколько лет Ефремов поистине совершил революцию. В зале МХАТа наконец зазвучали бурные аплодисменты. Он “сломал” замшелые традиции, и старожилы начали играть совершенно по-другому. Ему удалось переманить из “Современника” еще несколько блестящих актеров.
Анастасия Вертинская пришла в “Современник” в 1968 году. Благодаря кино она уже была звездой всесоюзного масштаба. Но Ефремов поставил Вертинскую в массовку и она не получала ролей почти два года. А потом, наконец, сыграла Нину Заречную в “Чайке”. И влюбилась в Ефремова несмотря на то, что была замужем за Никитой Михалковым.
В то время Ефремов был женат на актрисе Алле Покровской. Отношения с Вертинской длились 18 лет. Им было очень просто играть любовь на экране. Но Вертинская не могла принять запоев любимого мужчины. Когда Ефремов пил по несколько дней и выпадал из реальности, она выливала водку и объявляла ему бойкот. Но силы были неравными.
Те, кто любит и уважает Ефремова, считают, что алкоголь был технологией его творческой жизни. Алкоголь помогал сосредоточиться и расслабиться, бодрил или успокаивал. Но это мешало, мешало окружающим, мешало организационно.
Анастасия Вертинская ушла за Ефремовым во МХАТ и стала новой звездой театра. Все считали ее без пяти минут женой. Но в итоге она рассталась с Ефремовым. У нее просто кончились силы.
Ее роли стала играть Ирина Мирошниченко, с которой у Ефремова тоже завязались любовные отношения.
Роман, переросший в дружбу был у Ефремова и с Людмилой Максаковой. Она часто бывала в доме Ефремова.
Олег Ефремов с отцом и сыном Мишей
Но последние годы жизни Олег Ефремов был абсолютно одиноким мужчиной. Долгие годы он жил с отцом, Николаем Ивановичем, который до конца своих дней трогательно заботился о сыне. Будучи 90-летним стариком ходил в ресторан “Прага” и приноси ему оттуда еду. Следил, не ушел ли Олег в мороз в осенней куртке.
Страшно переживал за него в 1988 году во время раскола МХАТа.
За 18 лет правления ему не удалось уволить ни одного актера. Он говорил, что труппа в 156 человек — это много. Актеры годами не выходили на сцену, но из театра уходить не хотели. Держались за зарплату, прикрывались былыми заслугами.
Ефремов хотел, чтобы труппа была небольшой и мобильной. И чтобы все были активны и востребованы публикой. К 1988-у году закончился долгий ремонт в большом историческом здании в Камергерском переулке. Ефремов заявил, что в нем должна остаться лишь часть огромной труппы. А все остальные отправятся во МХАТ на Тверской бульвар.
Собрание в театре длилось несколько дней. За скандалом следила вся страна. Чистить ряды половина театра не желала.
Громче всех об этом сказала Татьяна Доронина.
-Олег. А куда деваться остальным?
-А мне какое дело? Куда хотят. Хоть в клуб завода “Каучук”.
И вот тут Татьяна Васильевна с ее характером сказала: -Ну нееет.
Нервы у артистов были обнажены до предела. Актриса Елена Королева пыталась покончить с жизнью. Из-за событий во МХАТе скоропостижно скончался актер Леонид Харитонов.
Это разделение не принесло того, что он ждал. Там было много поломанных судеб.
В 90-е на Ефремова навалились болезни. Страшно износились сосуды, болела нога. Еще не старый мужчина хромал и выглядел плохо.
-В эту ногу не поступало достаточное количество крови и она немела. Нога стала маленькая и усохла. Страшное дело.
Анастасия Ефремова.
Случилось еще одно несчастье. Во время спектакля “Наедине со всеми” Ефремов упал и сломал ребро. Оно пробило легкое. А через пару лет он неудачно упал ночью в своей квартире и сломал ключицу.
Большую боль вызывало и поведение сына Михаила. Олег Ефремов взял его во МХАТ, но в итоге выгнал за нарушение трудовой дисциплины.Он не прощал тех, кто не был строителем, или был плохим строителем театра. Михаил пил, дебоширил и устраивал скандалы. Однажды даже ударил заместителя директора МХАТа.
Олег Ефремов признавался, что воспитанием сына практически не занимался.
Только однажды жена Алла попросила его погулять с маленьким Мишей, который еще был в коляске. Он погулял немного, пришел домой и отрезал: -Алла, давай решать, либо прогулки с Мишей в коляске, либо театр.
Но в последние годы жизни он очень сблизился с сыном.
Обсуждение спектакля «Сирано де Бержерак» в квартире Олега Николаевича
В последние месяцы его жизни, на него было просто больно смотреть. На репетиции он приходил с костылями, его мучили невыносимые боли в ноге. За ним всюду следовал баллон с кислородом, от которого тянулись трубочки, вставленные в нос.
Но он выходил на сцену. И когда появлялся в образе Бориса Годунова, трубочки из носа ненадолго вытаскивали.
Однажды он заказал машину к МХАТУ. Поехал, не сказав куда. Долго ездил, просто катаясь по городу. А на самом деле он просто прощался с Москвой.
Олега Ефремова похоронили на Новодевичьем кладбище. Недалеко от него могила великого Станиславского, по правилам которого он строил театр.