Кадр из фильма «Заполярный вальс»
Ведущий артист Театра имени Моссовета Нил Кропалов, несмотря на молодой возраст, имеет актёрский стаж почти 20 лет. За его плечами десятки ролей в театре и кино, среди которых большая часть – это главные роли. Телезрителям Нил известен по таким фильмам и сериалам, как «Ранетки», «Лестница в небеса» , «Молодое вино», «Большой артист», «Серебряный бор», «Заполярный вальс» и многим другим. А в родном Театре Моссовета у Нила Кропалова центральные роли в спектаклях «Герой нашего времени», «Жестокие игры», «Общага-на-крови», «Идиот» и «Опасные связи». Естественно, увидев на сцене или на экране такого талантливого, харизматичного артиста с яркой и невероятно красивой внешностью, зрители запоминают его надолго, а зрительницы влюбляются с первого взгляда.
——
— Нил, кем вы себя в большей степени ощущаете – артистом театра или кино?
— Я постоянно задаю себе этот вопрос – и у меня нет на него ответа, потому что в равной степени люблю театр и кино. Слишком много сделано и там, и там, чтобы отдать предпочтение чему-то одному. Могу лишь сказать, что у меня без театра не появилось бы кино. Это сильно взаимосвязанные вещи, но между ними есть существенная разница – кино полностью выжимает энергию из актёра, а в театре происходит взаимообмен энергиями с зрителями, ты отдаёшь много энергии в зал, но она к тебе тут же возвращается обратно.
— Вы согласны с высказыванием, что сейчас стираются границы способов существования в театре и кино?
— Нет. Абсолютно ничего не поменялось. Своя специфика работы в театре и абсолютно другая специфика работы в кино. И вообще, наверное, для этого нужно два разных образования, потому что разные выразительные средства, разная подача, совершенно различный градус актёрской игры. И кто этого не знает, тот допускает ошибки.
— А вы себе нравитесь на экране?
— Ой, просмотр фильмов с моим участием – это отдельная песня. Для меня это некий стресс, потому что я не просто смотрю фильм, в котором я снялся, а для меня это активная работа – я сравниваю ожидание с результатом, нахожу какие-то новые моменты, сразу записываю на будущее определённые вещи, которые нужно сделать. Это колоссальная работа над собой, которая, я надеюсь, даёт результат.
— Вы когда-нибудь слышали нелестную критику в свой адрес?
— Начну издалека. Моё обучение актёрскому мастерству началось ещё в подростковом возрасте в театре «Ленком». Моим первым учителем был Марк Захаров, и тогда он мне сказал всё, что мне нужно, чтобы начать свой путь в профессии и действовать уверенно. Когда у меня встал вопрос, поступать в театральный вуз или нет, он мне дал совет: «Нил, актёрство – это твое. У тебя есть неповторимая харизма, поэтому кто бы тебе что ни говорил, знай, что это твое дело. Двигайся, развивайся, работай – и будешь иметь большой успех!» Мне этих слов хватило, плюс, меня поддержала Инна Михайловна Чурикова, с которой мы работали в спектакле «Город миллионеров». В нём также играл и Николай Петрович Караченцов. Вот как раз от него и некоторых других мастеров ленкомовской сцены я и получал втыки. Но они были беззлобные и это скорее не критика, а ценнейшие советы в профессии, о которых не узнаешь ни в одной из книг. Когда же в 16 лет, снявшись в «Ранетках», я стал одним из самых рейтинговых молодых артистов, весь театр очень удивился моему раннему успеху.
— А если бы вам самому пришлось давать себе характеристику, что бы вы о себе сказали?
— Глубокий драматический актёр, обожающий комедии, боевики и мелодрамы.
— Вас легко расколоть на сцене?
— Я крайне весёлый человек и расколоть меня достаточно легко, но зрителю практически невозможно заметить, что я засмеялся. У меня настолько наработанная техника выхода из этой ситуации, что мне достаточно легко скрыть свой «раскол». У меня даже есть такая фирменная фишка — «улыбка сквозь слёзы». То есть даже если в очень серьёзной драматической сцене попробовать меня расколоть и я вдруг улыбнусь или, еще хуже, начну смеяться, то я обыграю, что это улыбка отчаяния или смех высочайшей грусти.
— А что делать, если вы не питаете симпатии к своей партнёрше по сцене, а вам нужно сыграть любовь и страсть?
— Безусловно, в этом случае симпатия между партнёрами очень важна, но если её нет, то просто представляешь себе другую – и всё! Классический метод Станиславского. А иногда случалось, что романтические отношения из фильма переходили в жизнь. Такое тоже бывает.
— Кстати, об отношениях. У вашего героя Печорина было непреодолимое отвращение к женитьбе. Как у вас с этим обстоят дела?
— Печорин – вообще мой любимый герой. Моя жизнь в чём-то похожа на жизнь Печорина, у нас с ним столько общего, что я даже никогда не повторяю текст перед спектаклем «Герой нашего времени», чтобы больше импровизировать и свободно существовать в этой роли. Моей первостепенной задачей в этой работе, я считаю, добавить в роль всей своей энергетикой, всем своим актёрским умением, всей своей личной биографией то, чего нет в романе Лермонтова. По поводу отношения к женщинам – во многом мы, конечно, сходимся с Печориным, но я к женитьбе отношусь более спокойно. Просто у меня пока нет одобренной кандидатуры на роль жены.
Нил Кропалов в роли Печорина в спектакле «Герой нашего времени». Театр им. Моссовета
— У вас возникали конфликтные ситуации в театре?
— Острых конфликтов в театре никогда не было. С режиссёрами я всегда нахожу общий язык, так как я за пластичность и всегда принимаю позицию режиссёра. Бывали конфликтные моменты с партнёршами, которые пытались переходить из профессионального пространства в личное. И тут уже находилось поле для каких-то внутренних интриг. Например, одна партнёрша просила, чтобы я её ударил в сцене по-настоящему по щеке. Ей это было необходимо, чтобы она правдоподобно играла. Но я не мог этого сделать, потому что просто не могу ударить женщину. На что она очень грубо мне ответила, и мы месяца два потом не общались, хотя надо было репетировать. Дошло до того, что мы отказались играть премьеру друг с другом. Правда, потом наши взаимоотношения внезапно переросли в глубокий роман. Но это, скорее, из разряда единичных случаев. А вообще я человек неконфликтный.
— Чем вас можно удивить как артиста?
— Меня можно удивить хорошим сценарием, неординарным решением режиссёра, искренней игрой партнёра. И вообще, я никогда не перестаю удивляться профессионализму тех, с кем я работаю. А ещё меня очень удивляют необычные статьи про меня, особенно, когда на экран выходит очередной фильм с моим участием. Бывает, что собирают информацию из разных источников, а источники не всегда верные, а потом на всё это накладываются какие-то легенды, и на выходе можно прочитать о себе совершенно удивительные вещи.
— Что из прочитанного о себе было самым несуразным?
— Наверное, самое несуразное – это то, что я сын Абдулова. Это пошло после выхода на Первом канале сериала «Серебряный бор». И все обсуждения этого сериала сводились к тому, что я безумно похож на Абдулова и что я – его «реинкарнация», с соответствующими предположениями о родстве.
— При вашем невероятно плотном графике съёмок и спектаклей легко ли удаётся переключиться из одного образа на другой?
— Это переключение может занимать всего несколько минут, и меня не смущает, что час назад я играл в какой-нибудь современной мелодраме, а сейчас выхожу в историческом спектакле. Если говорить о моих ролях в Театре Моссовета, то каждый спектакль связан в моем воображении с определённым художественным образом. Печорин в «Герое нашего времени» – это, как я уже сказал, в чём-то моя жизнь, и мне даже не нужно открывать текст перед выходом на сцену, хотя после спектакля мне всегда необходимо время, чтобы прийти в себя. Спектакль Евгения Марчелли «Жестокие игры» — это такой приятный аттракцион с постоянными актёрскими импровизациями. У нас там потрясающая команда, и мы вместе настраиваемся посредством определённых техник. «Общага-на-крови» — это вообще другая энергия, другой градус. Там играют вчерашние студенты. И если до этого я всегда играл с мэтрами, и спектакль шел стабильно хорошо, так как они его тащили, то здесь уже огромная доля ответственности на мне.
— Вы примеряете на себя чужие роли, когда смотрите какой-нибудь фильм или спектакль?
— Да, это происходит постоянно.
— А есть какие-то конкретные роли, которые бы вам очень хотелось сыграть в обозримом будущем?
— Тут есть такой момент – когда актёр переживает в жизни определённые события, то исходя из этих событий, ему хочется что-то сыграть. О чём я буду мыслить и чем я буду жить через 5-10 лет, я не знаю. Не исключено, что в моей жизни произойдёт такое, что выйдет за рамки привычных вещей. Я люблю удивлять сам себя. Мне много чего интересно и в кино, и в театре. Есть роли, которые я задумал ещё в юности и только сейчас воплотил. Например, Печорина я хотел сыграть в 15 лет – и сыграл его в 27. Когда я был ещё совсем ребёнком и смотрел мультфильм «Бременские музыканты», я очень хотел быть Трубадуром. А сейчас Евгений Марчелли ставит «Бременских музыкантов» и я буду его играть. Для меня это будет абсолютно новая высота – сделать эту роль так, чтобы я сам себе верил.
Нил Кропалов и театральный блогер Софья Полунина