Знаменитую советскую композицию «Мелодия» называют гимном любви. Когда я была маленькой, моя тетя очень часто слушала эту песню и вздыхала. Я не понимала, как может она нравится — слова непонятные, потанцевать под нее невозможно. А когда выросла, поняла, что тете тоже хотелось, чтобы ее кто-нибудь так любил.
Говорят, что Пахмутовой понадобилась помощь Магомаева, и в ответ на услугу она пообещала ему написать трек о любви. И написала, но настолько сложную, что поэту Добронравову потребовался год, чтобы наложить на нее стихи.
История любви поэта и композитора
Считается, что Добронравова для написания вдохновили крепкие любовные чувства к жене. Однако для многих советских граждан песня еще и ассоциируется с любовью певца Муслима Магомаева и Тамары Синявской, которая вспыхнула между ними буквально с первого взгляда.
История любви Добронравова и Пахмутовой началась в 1956-м. Поэта изначально смущали прогулки с миниатюрной избранницей. И хотя он был человеком не особо высоким (175 см), ему приходилось смотреть на Александру Николаевну с высоты, поскольку ее рост составлял всего 149 см.
Пара любила гулять пешком по Москве. Всего через три месяца они расписались. Александра решила идти в загс не в традиционном белом платье с фатой, а в элегантном розовом костюме.
Медовый месяц молодожены провели в Абхазии у родни. А потом начались рабочие будни, итогом которых стало огромное количество хитов. Пахмутова написала музыку к более 400 композициям. К двум третям из них сочинил стихи Добронравов.
Супруги прожили в тесном творческом союзе 67 лет, но потомством так и не обзавелись. Зато их песни стали настоящей классикой советской эстрады. И их исполняют до сих пор.
Творческий тандем писал и для мэтров нашей эстрады и для молодых дарований. Для многих стали вторыми родителями.
Начало творческого союза
Первая совместная композиция появилась в 1956 году. Это была «Лодочка моторная». Веселая песенка была написана специально к летним каникулам, но осталась для широкой публики малоизвестной. Но для поэта и композитора она была необычайно важна.
В 60-е супруги отправляются ловить музу в Сибирь. Ведь там развернулась одна большая стройка. В труднопроходимые места и отдаленные поселки пара добиралась на барже, которую тянули двумя катерами. На борту баржи установили пианино марки «Кама», чтобы Александра Николаевна могла сочинять музыку прямо в пути.
Это путешествие подарило массу впечатлений. А вот поездку на Северный флот омрачил один неприятный инцидент. Пахмутова наблюдала с пирса, как возвращается из плавания подводная лодка, когда с капитанского мостика раздался приказ вперемешку с матами убрать бабу с места швартовки. Таким не самым приятным способом композитор познакомилась с одной из морских дурных примет — женщинам не место на флотском объекте.
После инцидента поэт и композитор смогли ближе познакомиться с бытом североморцев и подробностями похода в Саргассово море. Однако песня о тяжелой жизни подводников так и не родилась. Однако супруги не сдавались и через два года появилась наконец похожая на марш композиция «Усталая подлодка».
Ильича запрещали
Большую часть жизни Пахмутова и Добронравов прожили в Москве. Был у них и загородный дом в Переделкино. Известно, что Александра Николаевна очень увлекалась футболом и была ярой болельщицей.
В ее послужном списке есть и участие в кино. Она снялась в 15 фильмах. В художественных фильмах это были эпизодические роли, а в документальных рассказывала о сотрудничестве с певцами.
Любопытно, что герои песен Пахмутовой и Добронравова зачастую героические люди, преданные стране и партии. Но сами супруги так и не стали коммунистами. Дело не в самой партии, а в партийном аппарате, поясняла Александра Николаевна. Ведь многие из партийных руководителей, с которыми ей приходилось сталкиваться, были не истинными приверженцами коммунистического курса, а карьеристами. И главная цель для них — привилегии своего положения.
Удивительно и то, что песни Пахмутовой и Добронравова тоже подвергались цензуре. Например, в немилость попала композиция «Малая земля». Немалая доля критики обрушилась и на «Песню о Ленине». Разумеется, претензий к вождю у партии не могло быть, а вот к словам «Ильич прощается с Москвой» были.
Цензуре подверглась «Песня ветеранов Первого белорусского фронта». Сейчас сложно понять, почему произведение, восхваляющее подвиг бойцов, было запрещено. Не понимала этого и Пахмутова, которая переругалась со многими членами политуправления, но так и не добилась снятия цензуры.
Впрочем, главный запрет был связан с текстами, которые в большинстве случаев писал Добронравов. Но был случай, когда композицию запретили из-за музыки. Пахмутова песню о Ленине написала в качестве финальной части закрытия комсомольского съезда. Цензоры посчитали, что барабанная дробь, ритм и энергетика слишком … сумасшедшие. И попросили переписать. Александра Николаевна ответила, что подумает, но самом деле делать исправления, особенно по чьей-то указке, было не в ее правилах. В итоге песня все же прозвучала в эфире, но лишь спустя полтора года.
Но послеперестроечные годы, когда стало модно ругать все советское, Пахмутова тоже ощутила на себе — что это значит. Все считали, что страна вступила на путь капитализма и советские деятели эстрады больше не нужны. И тогда женщина спросила себя, где же та народная любовь, о которой годами говорили ее поклонники? Но этот период длился недолго. Пахмутова начала писать музыку для фильмов и для молодых исполнителей.
Имя Пахмутовой уже вошло в историю культуры. Ее фамилией назван астероид и малая планета.
К сожалению, проблемы со здоровьем у Александры Николаевны не позволили ей иметь детей. Медицина помочь не смогла, ведь 60 лет назад проблемы с репродукцией означали приговор — бездетность. Это стало для нее настоящим горем. Но, видимо, такова судьба у любимой всеми Пахмутовой.