Бег трусцой и тяжелая атлетика. Кто стоит за мифом о великой балерине Волочковой?

Волочкова танцует в дуэте с Николем Цискаридзе

Да, этот миф очень живуч: Волочкова была великой балериной, трудягой, блистала на лучших мировых сценах, срывала восхищенные овации. Поклонники, цветы, покровительство Плисецкой… И многие воспринимают Анастасию не иначе как бывшую звезду русского балета, оставившую значительный след в его истории. На самом деле танцевальная карьера Волочковой — только трюк из области пиара, и больше ничего.

Маленькая Настя Волочкова с папой

Маленькая Настя Волочкова с папой

Мифология Анастасии строится на том, что в детстве у нее не было никаких данных для балета, но ее мать слезами упросила приемную комиссию академии Вагановой дать дочери шанс. И маленькая Настя трудилась круглосуточно (в том время, как другие дети трудились всего лишь с утра и до вечера). Она делала успехи и конкурентки ей этого не прощали. Она была слишком яркой, слишком талантливой, слишком трудолюбивой. Мифологема «кругом завистники» начала развиваться уже тогда.

Волочкова и Сулейман Керимов

Волочкова и Сулейман Керимов

Затем происходит судьбоносная встреча с Сулейманом Керимовым. Олигарх и красавец готов бросить к ногам Насти весь мир. Он не может на нее наглядеться. Но, двум влюбленным сердцам мешает окончательно воссоединиться маленькое недоразумение, пустяк — жена Керимова. Агрессивная хищница вцепилась в мужа-олигарха и не желает отдавать его всяким там балеринам.

А это жена Сулеймана Керимова, которая пережила и Настю и других

А это жена Сулеймана Керимова, которая пережила и Настю и других

В то, что Керимов был в жизни Волочковой самой большой любовью, я поверить могу. Но была ли Анастасия роковой женщиной для Керимова? Он делал ей ошеломительно дорогие подарки, купил квартиру в центре Питера, говорят, что именно он спонсировал карьеру блистательной прима-балерины. Кажется, вот оно — проявление безумной любви. Но это, по нашим с вами меркам, подарки — ошеломительно дорогие. Были ли потраченные суммы так велики для кошелька Керимова, — большой вопрос. Да мало ли таких Насть было в жизни Керимова? И жена все еще при нем, а он при ней. Что-то я не видела интервью, в котором бы плачущий Сулейман рассказывал, как он хочет вернуть Волочкову.

До сих пор не вполне ясно, почему произошел болезненных разрыв с Сулейманом. То ли потому, что Настя сделала выбор в пользу балета, то ли Керимову дома накрутили хвоста. Анастасия в слезах рассказывает о нерожденном ребенке, о том, что любимый не принял ее выбора в пользу искусства. Я полагаю, что Волочкова просто надоела Керимову.

Настя и Игорь Вдовин. Найдите десять отличий от Сулеймана

Настя и Игорь Вдовин. Найдите десять отличий от Сулеймана

Мне кажется, что своего единственного мужа (и то не официального) Анастасия выбрала по сходству внешних типажей. Вдовин похож на Керимова. Разумеется, тут и труба пониже и дым пожиже. И вообще, как будто Волочкова лепила из Вдовина на публику того, кем он не являлся — состоятельного бизнесмена, владельца заводов, газет, пароходов.

Тут есть еще одна интересная деталь, которая как-то затерялась в анналах истории. В момент развития бурного романа с Анастасией Вдовин был женат и вот тут Волочковой удалось выцепить мужчину из рук жены. Хоть и бледная копия Керимова, но таки-сделал выбор в пользу Насти. Как говорится, гештальт был закрыт.

Брак этот быстро распался, от него осталась дочь Ариадна, которая теперь стесняется своей матери и живет с отцом. Волочкова еще долго будет рассказывать, каким Вдовин оказался проходимцем: занял кучу денег, якобы, чтобы вложить в бизнес, да и свадьбу играли на деньги невесты, да и брак был фиктивный, как выяснилось (без регистрации в ЗАГСе).

Новая жена Игоря Вдовина и дочь от Волочковой Ариадна

Новая жена Игоря Вдовина и дочь от Волочковой Ариадна

Как приму пытались вытурить из Большого театра

Многие уже и подзабыли спецоперацию по выгону Волочковой из Большого театра. Формальная причина увольнения — профнепригодность. Анастасия, мол, слишком крупная и тяжелая балерина, которую невозможно поставить в пару ни с одним премьером. В кордебалете она танцевать не хочет, ей подавай ведущие партии. Через суд Волочкова восстанавливается на рабочем месте (и ее трудовая книжка до сих пор лежит в Большом), но, понятное дело, главных ролей она больше не получит. Прессе балерина рассказывала, что увольнение из Большого — это месть влиятельного покровителя, которому она отказала в интимной связи. То есть, пострадала за девичью честь.

Волочкова танцует в дуэте с Николем Цискаридзе

Волочкова танцует в дуэте с Николем Цискаридзе

Поклонники Волочковой часто ссылаются на Николая Цискаридзе, как на авторитетную фигуру, которая может подтвердить, что у Насти когда-то был талант. И действительно, Николай Максимович ни разу публично плохо не отозвался о Волочковой. Но давайте внимательно прислушаемся к его словам. Чаще всего вопросы о таланте Насти он сводит к универсальному ответу, мол, как мужчина, он не может плохо говорить о женщине, которая долго была его коллегой и партнершей на сцене. По-моему, это нормальный ответ воспитанного человека, который не желает разводить скандал в публичном поле. Цискаридзе называет Волочкову эффектной и отмечает, с каким восторгом на нее реагировали мужчины в период ее расцвета. Разве это признание большого таланта балерины?

Цискаридзе говорит и о травле, которой подверглась Анастасия в Большом после того, как, видимо, покровитель, отказался оплачивать ее карьеру. По-человечески, Анастасию жаль, такого и врагу не пожелаешь. Но на на этом и всё. Где, когда Николай Цискаридзе называл Анастасию непревзойденной танцовщицей?

Из труппы Мариинки молодая Волочкова очень быстро попала в труппу Большого театра. Николай Цискаридзе также неоднократно рассказывал, как это произошло. Он даже считает себя «крестным отцом» Волочковой в профессии. На одном кулуарном вечере он познакомил Настю с «нужными людьми» и проинструктировал, как с ними надо разговаривать. Уже на следующее утро Волочкова была зачислена в труппу Большого театра. То есть, нам буквально говорят, что в Большой Анастасию взяли не за талант а за какие-то другие заслуги.

Ну и сама Волочкова в период судов с Большим будет активно рассказывать, что карьеру там можно сделать исключительно через постель. И только она (только она!) получала роли благодаря тому, что ее поцеловал Боженька.

А была ли Волочкова хорошей танцовщицей?

Пусть не гениальной, не талантливой, но хотя бы средней тенхничной танцовщицей? Сама Анастасия продолжает называть себя великой и неповторимой и утверждает, что ее имя будет вписано в историю русского балета. И публика, которая далека от балета, но знает Волочкову, уверена в этом. Да и если посмотреть старые видеозаписи, на которых Волочкова исполняет партии в Большом, вроде бы — танцует, ногу поднимает, прыгает, на пальцы становится. Я так не умею. Наверное, она и вправду была хороша.

А давайте послушаем профессионалов в этом деле! Давайте поднимем заметки балетных критиков времен молодости Волочковой.

Если вам лень все это читать, резюмирую: нет, Волочкова хорошей танцовщицей не была никогда. Как не было у нее данных при поступлении в академию Вагановой, так не появились эти данные позже. Балетные критики отмечали слишком мощный для балерины торс, тяжелые вязкие ноги, общую, так сказать, излишнюю корпулентность. Танец Анастасии сравнивали то с тяжелой атлетикой, то с бегом трусцой, то со школьной физкультурой. Разумеется, были и восторженные рецензии, в которых Волочкову хвалили, но выходили они почему-то не в серьезных изданиях, а в журнале «Семь дней» или «Караван историй».

Щедрин, Плисецкая и Волочкова (проведите сравнительный анализ корпулентности двух балерин)

Щедрин, Плисецкая и Волочкова (проведите сравнительный анализ корпулентности двух балерин)

Да, есть же еще миф, что Волочкова — ученица и преемница самой Плисецкой. И действительно, Анастасия исполняла партию Кармен, которую когда-то блистательно танцевала Майя Михайловна. Было дело, Плисецкая действительно дала Волочковой пару уроков, но многие забывают, что тогда Майю Михайловну пригласили как коммерческого репетитора, ей хорошо заплатили. Ничего страшного в том, что Плисецкая давала платные уроки, конечно же, нет. Плисецкая отработала оплаченное время в зале с Волочковой. Разумеется, Майя Михайловна видела, что перед ней бездарность и раскоряка, но, как воспитанный человек, не стала говорить этого вслух. И восторгов по поводу дарования Насти Плисецкая никогда не выражала. Только очень сдержанные комментарии.

Представляю, что переживал Родион Щедрин, когда видел на сцене танец Волочковой в роли Кармен.

Кстати, на этой фотографии видно, что у Волочковой короткие и тяжелые ноги

Кстати, на этой фотографии видно, что у Волочковой короткие и тяжелые ноги

Даже просто бегать по сцене А. В. было нелегко; тяжелые ноги вязли где-то позади, в то время как роскошная грудь рвалась вперед. Все эти неудобства так выбили балерину из колеи, что бедняжка завалила даже пару вполне классических пируэтов, которые встретились в ее партии. (Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»)

Справа Волочкова в "Лебедином озере". Сравните общий рисунок тело и грациозность позы

Справа Волочкова в «Лебедином озере». Сравните общий рисунок тело и грациозность позы

Впрочем, мужчин тоже можно пожалеть: играть любовь и одновременно носить такое крупное дарование — задача не из легких. Евгению Иванченко все же удалось выжать госпожу Волочкову на верхнюю поддержку и продержать на вытянутых руках положенное количество времени. А вот переворот Кармен в шпагате силами двух партнеров прошел со скрипом — в музыку не успели. атьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»)

Не удивительно, что после таких «успехов» в Большом Анастасию не пригласил к себе ни один приличный театр даже в кордебалет. Анастасия ушла в свободное плавание и теперь танцует примерно вот такое на сценах в школьных актовых залах.

Двое поддерживают и третий не подстраховке. Ребята, мы морально с вами!

Двое поддерживают и третий не подстраховке. Ребята, мы морально с вами!

Так что эти все трагические истории про то, как пропивается талант, — не о Волочковой. Не было там ни таланта, ни даже способностей.

И да, я не могу сесть на шпагат и вся эта статья продиктована завистью.