Александр Шаганов: «У меня большие претензии к сегодняшним авторам»

Александр Алексеевич Шаганов — легендарный поэт – песенник. Многие не знают, что именно он написал всем известные строки: «Выйду ночью в поле с конём». И это не единственная популярная Песня на его стихи. «Тополиный пух», «Кукла Маша», «Атас», «Девчонка-девчоночка» и множество других. Но, не смотря на такую популярность его песен, Александр Алексеевич очень добрый, открытый человек, излучающий душевное тепло. И сегодня он поделится своим секретом создания песенных хитов.

Александр Алексеевич Шаганов - легендарный поэт – песенник. Многие не знают, что именно он написал всем известные строки: «Выйду ночью в поле с конём».

— Александр Алексеевич, очень много Ваших песен стали хитами. Раскройте свой секрет успеха. Как рождаются хиты?

— Я всегда хотел сочинять именно песни, и чтобы они были напевные. Я сочиняю свои строки, напевая их. Незамысловатый мотив, часто очень похожий на один и тот же. А всё остальное очень сложно объяснить. Почему одна песня становится популярной, а другая – нет? Думаю, что в момент самого сочинения просто нужно вдохновение, и тогда всё получится.

— Расскажите поподробнее о своей самой первой популярной песне. Что это за песня? Кто её исполнил и когда?

— Это «Владимирская Русь» в исполнении группы «Чёрный кофе», написанная в далёком 1985 году. Я тогда был совсем молодым студентом. Это была рок-музыка, в то время очень популярная среди молодёжи. Песня вышла огромным тиражом, и именно она определила то, чем я и занимаюсь по сей день. Я придумал эти строчки:

Деревянные церкви Руси
Перекошены древние стены
Подойди и о многом спроси
В этих срубах есть сердце и вены
Заколочено накрест окно
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.

Я не думал, что в дальнейшем это станет песней, а просто сочинял книжные стихи. Но мой соавтор — Дима Варшавский, обратил на них внимание. И эта песня в исполнении ребят вошла во все хит-парады той эпохи. Вот такой был мой первый успех.

— Как родились эти строки?

— Я шёл по городу и сочинял их. Это было как воспоминание. «Владимирской Русью» я назвал, обозначая малую Родину своего отца. Мой род по отцовской линии — он из-под Суздаля, а именно из Владимирской губернии. И всегда, когда я умозрительно обращаюсь к своему детству или отрочеству, передо мной зримо встают хорошо знакомые картинки, и вдохновение как-то само приходит. С этими краями связано и сочинение песни «Выйду ночью в поле с конём». Это как момент обращения. Пойма реки, поля, уходящие в горизонт.

— Песню «Выйду ночью в поле с конём» в исполнении группы «Любэ» многие считают народной, не подозревая, что на самом деле автором слов являетесь Вы. Поделитесь своими ощущениями по этому поводу. Не обидно, что не все знают автора?

— Кто-то говорит: «О, это такое счастье, когда твою песню считают народной!» На самом деле счастья в этом очень мало. Что означает «народная»? Это значит, что, условно говоря, ничья. То есть автор остаётся без авторитета. А вот если бы люди знали, что эти строки придумал конкретный человек, вполне себе здравствующий, то у этого человека было бы больше возможностей. А то вечно приходиться что-то объяснять. Вот так уж укоренилось в сознании народа. Если Вы у десяти человек спросите, кто автор этой песни, то все они скажут, что эта песня народная из далёких веков. Но как так происходит, не знаю. Это мистика.

— Александр Алексеевич, при написании текста Вы можете сразу ему дать оценку: сложится ли у него хорошая судьба или же он так и останется пылиться в столе?

— Над нами всегда есть некое провиденье, как я говорю в сторону автора: «Улыбка небес». Если хотите удивить бога, расскажите ему о своих планах. Но просчитать всё до конца и сказать однозначно — нельзя. Это стечение обстоятельств: исполнение, текст, музыка, которой он потом обрастёт — какая будет судьба у этих строчек. Но в целом всё, сочинённое с порывом, с вдохновением, обязательно найдёт внимание слушателей. Я в это верю. Может быть, не сразу. У одних песен долгая дорога, другие сразу «выстреливают». Нужно верить в свою звезду. Многие сочиняют — у них сразу не получается, они на каком-то этапе сходят с этого кросса и перестают верить в себя. Нужно просто понять, что там у тебя происходит. Почему ты считаешь свои стихи не такими хорошими? Почему они до сих пор не звучат? Может, что-то зависит от тебя, и просто нужно помочь своим стихам? Поискать соавторов, попробовать продвинуть эти строки. Но некоторые сразу отчаиваются: «Мои строки не поёт звезда». Ну, не поёт. Мои тоже не пели. В 90-е годы песни, которые я сочинял, звучали в исполнении групп «Чёрный кофе», «Любэ», «Иванушки», в исполнении Дмитрия Маликова – это были никому неизвестные, а зачастую и ненужные артисты. И мы вместе проходили эту дорогу. Так и хочется сказать авторам: вы найдите молодых ребят, и вместе увлеченно проходите этот путь. А потом успех, который придёт, будет более весом. Он будет сделан вашими руками.

— Что, по Вашему мнению, важнее в песне: цепляющие слова, музыка, исполнение или же аранжировка?

— Конечно же, чтобы все эти составляющие совпали. В принципе, нет «больших» песен, которые переходили из поколения в поколение с плохой поэзией. То есть у них у всех хорошая поэзия. У слушателя очень внимательное отношение к словам в песне. Поэтому важно всё. Но есть огромное количество песен в бардовской культуре — песни под гитару, где мелодия может быть совсем незамысловатой, но всё же это песня, потому что там всегда хорошие стихи. Я не знаю песен, где были бы: прекрасная мелодия, аранжировка, но какие-то, так сказать, глуповатые слова, слабая рифма, стихи с плохой ритмикой, и чтобы эти песни надолго полюбились. Всё-таки, наверное, вначале было слово.

— Как найти своего человека – компаньона в создании песни?

— Я был моложе, ходил на все концерты и каким-то образом знакомился с музыкантами, показывая свои стихи. Помню, мне было 14 лет, и к нам в пионерский лагерь на танцы приехала играть музыкальная группа. Я подошёл к гитаристу и сказал, что пишу стихи. «Не могу ли я их Вам показать? Можно ли взять Ваш номер телефона?»- обратился я к этому парню. И он мне дал свой номер телефона. Нужно спрашивать людей. Никто вас не укусит. Спустя время я ему позвонил. Как оказалось, на тот момент он уже был на профессиональной сцене, играл в ансамбле Игоря Иванова, исполнителя песни «На французской стороне». Это был очень популярный исполнитель в то время. У них даже состоялся концерт в Лужниках. И мой знакомый сказал: «Ты приезжай в Лужники, только пораньше, и покажешь». И я поехал. Он меня встретил на служебном входе. Был большой концерт, где выступали мощнейшие телевизионные звезды, такие, как «Земляне». Я подошёл к гитаристу из этой группы — Игорю Романову, и говорю: «Здравствуйте! Я пишу стихи». До концерта два часа — им делать нечего, они слоняются за кулисами. И я показал свои стихи. С Игорем мы дружны до сих пор. Мне тогда было 16 -17 лет, а они — уже состоявшиеся артисты. Для них я был юнцом. Они проявили ко мне доброжелательность, но не более того. Никто особо там не ждёт. Тогда я переключился на самодеятельность. Мой товарищ после окончания 8 класса пошел в техникум, и у них образовалась какая-то группа, которая тоже играла на танцах. С ними было попроще — они же сверстники. Я показал им свои стихи, и они сделали песню. Потом появились какие-то общие знакомые. Гитары друг другу одалживали, струны. Возникла цепная реакция. Так я познакомился с Димой Варшавским, тоже моим ровесником. Тут есть один очень важный момент: если ты написал песню, на которую обратили внимание, то она, как локомотив, вытащит всё твоё творчество, и тебя сразу же заметят. Ведь исполнителей огромное количество, а автор — штучный вариант. Нам нужно просто проклюнуться, как росточку, и затем поливать этот росточек каждый день. Я рассказал, как было у меня. У кого-то всё по-другому. Но, в любом случае, нужно гореть желанием.

— Стоит ли автору при поиске исполнителя кидаться в омут с головой, или же здесь нужен чёткий план действий?

— В жизни обязательно возникает какой-то случай. Он всегда дается как в футболе. У футболиста за матч возникает как минимум два момента. И нужно быть к этому готовым. В данный момент, например, я без предложений сниматься в кино. Но я всегда нахожусь в спортивной форме. Хожу в спортзал, чтобы организм был готов. Обязательно возникнет какой-то момент. Сейчас я перехожу из одного возраста героя в другой. Там режиссер меня еще пока не видит. Но я готов. А то вдруг позвонят, а ты не в форме.

— Как реагировать на многочисленные отказы?

— Сколько раз мне говорили: «Приходите завтра, а лучше — никогда». Сколько раз я это слышал. Просто нужно понимать, что сейчас такое время, когда у состоявшихся артистов уже свой сложившийся репертуар, и они не очень-то хотят приобретать что-то новое. Тем более, что им в это нужно вкладываться: аранжировка, запись. Также они зачастую не очень расположены к какому-то новшеству. А у молодых авторов наоборот нет возможности. Просто нужно искать своего человека. И если у тебя 250 отказов, то надо всё проанализировать, чтобы понять, кто именно отказал. Если это звёзды, то я уже высказал свою позицию, а если эти люди — композиторы, которые пытаются что-то найти и отказывают, то следует повнимательнее ознакомится с их творчеством – может, они сами не очень талантливы, а ты к ним стучишься. Но если ты находишь своего соавтора, как в моем случае с Матвиенко и другими ребятами, то вы становитесь, как две половинки одного целого. Таких соавторов не бывает много. Также можно самому придумать незамысловатую мелодию и попробовать записать. Песня -это самый демократичный вид искусства. Если для того, чтобы снять кино, тебе нужны актёры и так далее, то здесь тебе нужны лишь листок бумаги, вдохновение и человек, который владеет студией. Ты уже можешь записать свою песню и поделиться ею в узком кругу. Всё остальное зависит только от тебя. Конечно, кому-то везёт больше, а кому-то меньше, но в любом случае отчаиваться не нужно.

— Что Вы посоветуете неизвестному автору: дарить свои шедевры или брать за них хотя бы незначительное финансовое вознаграждение?

— Дарить. Если что-то долго не складывается, а ты ещё предусматриваешь финансовую составляющую за своё творчество, то нужно понимать: мир так устроен, что ты полжизни работаешь на свою фамилию, а потом она работает на тебя. И вначале ты должен просто о себе заявить. За один миг никакой супербизнес ты не сделаешь. Ну, что ты будешь говорить: «Мои стихи стоят 3, 5, 10 тысяч рублей?» Может быть, это и правильно. Но если ничего не получается, и никто не купил ни за две тысячи, ни за три тысячи? Предлагаешь за 100 рублей. И за 100 не берут. То говоришь, что ты их даришь, но с обязательным условием — песня будет записана. А если нет, то я подарю стихи другому исполнителю, потому что мне нужно о себе заявить. А потом всё это, как снежный ком, начинает работать в другую сторону.

— По Вашему мнению, что важнее — талант или упорство?

— Когда человек, безусловно, талантливый – талант упрощает всё. Но много ли талантливых людей, у которых абсолютно всё легко получается? Я что-то не знаю таких. В основном это упорство, старание, самообразование, поиск самого себя, воплощение. Вот это всё — важнее. Что такое талант? Когда взял и сразу всё написал. Написал – прекрасно! А если не получилось? Значит, уже нужно прикладывать усилие, переделывать. Хорошо, когда есть и то, и другое. Взять, к примеру, графоманство: люди пишут стихи на свадьбы, дни рождения. Причём, такие, где нет ни рифмы, ни чего-то нового. А есть настоящие таланты, которые владеют словом и живут поэзией. Но в их жизни всё, как того хотелось бы, не складывается, и это уже момент судьбы.

— Вы начали сотрудничать с исполнителями много лет назад, и сотрудничаете с ними до сих пор. За это время что-то изменилось?

— На сегодняшний день приходит новая стилистика песенного жанра, где, к сожалению, песенной поэзии становится всё меньше. У меня большие претензии к сегодняшним авторам, потому что всё это — мелкотемье. Песни рифмуют по последней букве. Мне бы хотелось, чтобы в песне было больше чувственности, больше порыва от сердца и больше техники.

— Если брать именно момент сотрудничества поэта-песенника с исполнителями, что было лучше в 80-е, 90-е, а что — сегодня?

— Это такой исторический момент. В то время я был помоложе. А дорога на ярмарку всегда интереснее дороги с ярмарки. В принципе, в написании песни я уже всё доказал самому себе. Меня сейчас больше увлекает стилистика романса, более связанная с возрастной песней. Мне кажется, тогда было больше романтизма. Сейчас же самое главное шоу — бизнес. Шоу и бизнес. Заработок. И мы раньше хотели заработать. Но артист эстрады тех лет был более исповедальный. Со сцены можно было сказать то, что не услышишь по телевизору и не прочитаешь в газете. В первую очередь я имею ввиду творчество Высоцкого. Ты мог свою творческую душу воплотить через творчество. А сейчас современный исполнитель свою душу пытается всячески монетизировать, мне так кажется. Но это всё временно. Я думаю, что настанет время, когда снова придут авторы и исполнители, способные к исповедальности. Ведь зритель именно этого и ждёт. А они вышли на сцену, и ты, смотря на них, понимаешь, что люди пришли заработать на тебе и твоём внимании.

— Помимо множества исполнителей, которые исполняли и исполняют песни на Ваши стихи, Вы также сами их исполняете. Как и когда пришло осознание того, что нужно петь?

— Я плотно занимаюсь песней, и мне хотелось понять и этот опыт — опыт человека, который стоит у микрофона. Влезть в шкуру исполнителя. Вообще я себя не готовил к тому, что выход на сцену будет большой составляющей. Всегда думал, что я буду вести уединённый образ жизни, сочинять. Но жизнь заставила. Я очень благодарен моему товарищу — Серёже Парамонову. Я плохо исполнял свои песни, вообще никак. А он со мной позанимался, и я вошёл во вкус. В этот момент я вижу проявление себя, и это очень радует.

— Гастролируете ли Вы с концертами по стране? Как обычно встречает Вас публика?

— У меня нет гастрольного тура, как у большинства артистов. Это творческие встречи, которые я отражаю во Vkontakte. Их не много. Если бы люди знали, что автор песни «Выйду ночью в поле с конём»- это Александр Шаганов, то они бы приходили на мои концерты чаще и с большим одушевлением. А так в основном никто не знает. Шаганов? Ну, написал какие — то песни… Это упущение в моей жизни. Сапожник без сапог. У меня нет своего шлягера, который бы звучал из моих уст. Но у меня есть огромное количество авторских песен, и для зрителя — это тоже интересно. Я всегда говорю другим: «Вот Вы автор. Ну, Вы попробуйте быть ещё и исполнителем. Если у Вас есть хоть две песни – спойте их под минус. Пусть даже это будет небольшая аудитория в библиотеке. Но Вы вступите в этот процесс».

Композитору легче — у него со школьной скамьи музыкальная школа. Поэту-песеннику сложнее — он музыке не обучался. Ну, может быть, в школьном хоре пел. Но он волей-неволей живёт песней. У него же и напевность есть.

— А что делать, если не у всех поэтов-песенников есть голос?

— Ну, что значит — нет голоса? У Есенина есть строчки: «Как лягушка, но по-свойски пой». Да, безусловно, голос важен, но есть же ещё тембр, мелодекламация. Автор свои строчки может даже не петь, а исполнять.

— Александр Алексеевич, Вы также пишите картины. Давно ли? И как Вы к этому пришли?

— Это моё новое увлечение, к которому я пришёл три года назад. Я, как начинающий художник, испытываю те же самые чувства, как тот 16-летний подросток, который писал свои первые стихотворения. Я заново прохожу эту дорогу сомнений. И если начинающий художник, то это не значит, что плохой. Просто начинающий. Естественно, я никогда не смогу рисовать, как выдающиеся Левитан или Саврасов. Это просто один из способов рассказать о себе. Как всякому начинающему человеку, мне интересно сразу всё. И у любого начинающего, который только взялся за какое-то творческое дело, есть самое главное чувство — он горит этим делом. В 16 лет я был готов писать сразу по три стихотворения. Ты ходишь по бульварам и паркам и сочиняешь. И мир тебя радует, потому что ты в творческом порыве. Потом, с годами, это проходит. И это счастье, если автор на протяжении всей жизни испытывает юношеский порыв. Но так бывает не всегда. В какой-то момент наступает определенная пресыщенность. Ну, напишешь очередную песню, которая станет популярной, потом ещё одну и ещё. А живопись мне даёт возможность снова вернуться к тем истокам творческого горения и порыва. У меня и выставки проходят, и другие художники благосклонны к моему творчеству, потому что этому я отдаюсь с душой.

— На сегодняшний день Вы можете назвать себя счастливым человеком? Что именно делает Вас таковым?

— Да, конечно. Счастье — оно такое. Человек не может быть постоянно счастливым. Могут и тучи на небе появляться. Но в целом я счастливый человек, потому что я прохожу жизнь со своей юношеской мечтой. А именно — сочиняю песни и занимаюсь творчеством. Это и есть счастье.

Беседу вела журналист Интаргико.РФ Ольга Стулова.