Эти блистательные роли на экране навек останутся в истории кино. Их зритель долго вспоминать не перестанет, хотя актрисы этой нет уже давно…
Ее многие считали некрасивой, так говорили ей педагоги в школе-студии МХАТ, так поначалу говорило руководство театра:
Евгения, вы талантливы, но у вас недостает красоты, а на сцене для главных ролей нужны красивые актрисы…
И она терпеливо ждала своих ролей, хотя на самом деле была и обаятельной, и привлекательной. Была она еще очень талантливой, к сожалению, ее талант для зрителей раскрылся достаточно поздно.
.
Евгения Никандровна Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородск, ныне Ногинск, Московской области. Росла и воспитывалась будущая актриса в высокодуховной культурной среде. Ее отец был знаменитый оперный певец, ведущий солист Большого театра Никандр Ханаев.
Никандра Ханаева в театре побаивались и уважали. Он был строг, принципиален и немногословен. Его очень ценил сам Сталин, который часто посещал его спектакли и приглашал артиста на свои банкеты. К вечеру, когда у отца не было спектаклей в доме, собирались гости. Это могли быть композитор Молчанов, певец Лемешев, художник Герасимов.
В их дом были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. В детстве Евгения, несмотря на возраст, была на всех банкетах и домашних посиделках, видела все спектакли с участием отца и, естественно, мечтала только о сцене.
Родители были против актерства дочери, но к музыке ее приучали с малых лет. С девочкой занимался учитель-пианист, она с удовольствием играла и пела.
По окончанию школы, чтобы не огорчать родителей, девушка поступила на юридический факультет в МГУ и тайно подала документы в Щепкинское училище при Малом театре. Великая Отечественная война оборвала занятия в обоих вузах.
В 1943 году Евгения узнает, что создана школа-студия МХАТа, а она боготворила этот театр. Теперь ее ничто не могло остановить. В новом вузе пришлось начинать все сначала, с первого курса.
Вместе с Евгенией Ханаевой в студию были приняты Владимир Трошин, Игорь Дмитриев, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин, Маргарита Юрьева. Все молодые, красивые, полные надежд и энтузиазма.
Первых студийцев МХАТа не учили, их воспитывали. Евгению Ханаеву занимали во всех отрывках, что ставили педагоги, а на третьем курсе даже удостоили персональной стипендии имени Чехова. Окончив студию, Евгения Ханаева стала актрисой МХАТа. Молодая артистка была всесторонне образованной и талантливой. Она прекрасно пела и танцевала.
Наверное могла бы проявить себя и в музыкальном театре, но она любила только МХАТ. И здесь поначалу ей пришлось очень трудно, театр не отвечал ей взаимностью. После блистательного дебюта Евгения Ханаева получила новую роль спустя 5 лет. Длительные паузы сменялись эпизодами, что-то достойное актрисе предлагали крайне редко.
Ситуация изменилась с приходом в театр нового руководителя Олега Ефремова. Он дал Евгении Ханаевой зеленый свет. Она почувствовала полную свободу, полное раскрепощение. Играла все и классику, и современность, и драму, и комедию, и гротеск.
1972 Год стал для Евгении Ханаевой переломным.
Актриса появилась на киноэкране, она была удивлена и растеряна. Столько лет «киношники» ее не замечали и вдруг съемки. Дебютными стали небольшие роли в картинах «Человек без паспорта», «День за днем», «Монолог», «Странные взрослые» и другие. Вначале было трудновато и многое непонятно.
Визитной карточкой киноактрисы стала роль классного руководителя 9-го «Б» Марии Васильевны Девятовой, мудрой, справедливой женщины, всем сердцем преданной работе, воспринимающей беды учеников как свои личные. Это была знаменитая картина режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш».
Поначалу актриса отказывалась от съемок в фильме. На тот момент за плечами Евгении Ханаевой было совсем мало ролей, и она думала почему-то, что не готова к такой большой работе.
«Походите по театрам, посмотрите других актрис», — сказала Ханаева Владимиру Меньшову при встрече. Но тот не отступал, и его режиссерское чутье не подвело.
Фильм уже тогда имел большой успех, собрав в прокате 1977 года почти 34 миллиона зрителей. Но главное, картина выдержала проверку временем. Многие из картин, занявших тогда в прокате места выше, благополучно забыты, а «Розыгрыш» смотрят и сегодня. Позже Владимир Меньшов скажет:
Кино много потеряло, что не открыло эту актрису раньше. Я счастлив, что эта честь выпала именно мне…
В следующие 10 лет Евгения Никандровна не сходила с экрана. За это время у актрисы сложилась в кино амплуа резкой эксцентричной особы, которая твердо верила в свою правоту и не терпела пререканий. С успехом Евгения Ханаева создала образ Изольды Тихоновны в фильме режиссера Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам».
Сначала героиня опекает своего престарелого сына, как наседка, но вскоре сама становится невесткой и преображается в хрупкую нерешительную женщину…
В жизни же Евгения Никандровна была совсем другой, но она охотно эксплуатировала на экране найденный образ и с легкостью доводила его до совершенства. Героини Ханаевой стали прикрытием ее нежной и теплой души.
Например, ее героиня Анна Романовна в сатирической комедии «Старый Новый год» называет себя старым работником культуры и считает, что посвящена в особые таинства, недоступные простым смертным. Или бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из комедии «Блондинка за углом», которая вырабатывала командный голос и продолжала кричать во все горло даже дома.
Нельзя не отметить роль матери оператора Родиона Рачкова из киноленты режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Здесь героиня убеждена, что прекрасно знает жизнь и может давать советы даже тем, кто ее об этом не просит.
Еще Евгения Ханаева запомнилась по фильмам «Волшебный голос Джельсомино», Тетушка Кукуруза, «Берегите мужчин!, представитель иностранной фирмы, «4: 0 в пользу Танечки», Зоя Александровна, «Поцелуй», жена генерала и другим.
Первая любовь к Евгении Ханаевой пришла еще в школе-студии. Она полюбила актера Константина Градополова, сына известного боксера. Молодой человек ответил ей взаимностью, и все годы учебы они не расставались. Евгения и Константин прожили вместе в гражданском браке около пяти лет, а потом расстались.
Далее в ее жизни появился начинающий экономист Анатолий Успенский, сын главного бухгалтера МХАТа. Они встретились на одном из мхатовских вечеров отдыха. Родители обеих сторон этот брак не одобрили. Тем не менее свадьба состоялась, и в 1953 году у пары родился сын Владимир. Но вскоре семейное счастье закончилось, любовь была страстной, но недолгой.
В театре в ее жизнь ворвалась последняя поздняя любовь. Актер Лев Иванов был партнером Евгении Никандровны по нескольким спектаклям. Они много работали вместе и постепенно их чувства возобладали над разумом. В конце концов, Евгения Никандровна посчитала, что оставаться в семье она больше не имеет права, поэтому вскоре оформила развод. Сына она оставила Анатолию Успенскому.
Уйдя из семьи, Евгения Никандровна так и прожила практически одна. Актриса снималась в 3-4 фильмах в год, много зарабатывала. Ее часто приглашали на творческие встречи. Евгения Ханаева все делала сама, причем безупречно, шила, вязала, великолепно готовила, следила за чистотой и порядком в квартире, любила дачу.
Еще одной большой страстью Ханаевой был автомобиль. Отец подарил ей когда-то Жигули и Евгения Никандровна прекрасно освоила все тонкости езды. Эта страсть и стала для актрисы роковой. В середине 80-х годов Евгения Никандровна, страстная любительница вождения и быстрой езды, сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад.
Жуткая боль в шее пронзила тело актрисы. Но спустя две недели показалось, что все прошло. На самом же деле через полгода боль вернулась навсегда. Оказалось, что поврежденный верхний шейный позвонок сместился и врезался в основание черепа. Евгения Некандровна все же работала, выходила на сцену и снималась, превозмогая дикие боли.
Тогда-то актриса и решила возобновить отношения с сыном, словно предчувствуя неизбежное. На дворе был 1987 год, она решилась позвонить сыну. Первый разговор был сумбурным, потом вместе ездили на Введенское кладбище на могилу деда. Владимир приходил на ее спектакли в Ефремовский МХАТ. Отец одобрял его встречи с матерью, интересовался ее здоровьем.
Между тем, здоровье Евгении Никандровны всё ухудшалось. Актриса отчаянно хотела вылечить травму позвоночника и перепробовала всё, включая сеансы экстрасенсов. В 1987 году она обратилась за помощью к известному нейрохирургу Эдуарду Канделю.
Врач предупредил, что побороть боль способна лишь опасная операция. 40 неудачных исходов из 100. Но актриса была уверена, что все пройдет гладко. В конце октября операция все же была проведена. В те же дни вышел указ правительства о присвоении Ханаевой звания народной артистки СССР — она слишком долго ждала этого.
Доктор сообщил актрисе:
Евгения Никандровна, вы получили звание народной артистки Советского Союза, если вы меня слышите, пожмите мне руку. Немного постояв у кровати, держа ее ладонь в своей, доктор повернулся к пришедшим навестить Ханаеву актерам — она слышит, но друзьям показалось, что доктор их только успокаивает.
Через 10 дней, 8 ноября 1987 года, в возрасте 66 лет, Евгения Никандровна Ханаева, не приходя в сознание, скончалась. Похоронена актриса на Введенском кладбище, рядом с отцом.
Ребят, большое спасибо, что дочитали до конца. Если вы хотите узнавать больше об известных актерах театра и кино, а также звезд всесоюзного масштаба, то присоединяйтесь к нашему уютному сообществу. Будем рады каждому!