Когда она тонула, на ялтинском пляже, её спасли дети Сталина

На свадьбе больше разговаривала с Ефремовым , чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше…

Витамин жизни

Из шести десятков ролей, сыгранных этой народной артисткой в кино и на сцене, вспоминают, как правило, одну – Надю из фильма и спектакля «Любовь и голуби». Нина Дорошина = Надя = «Любовь и голуби» = «Людк, а Людк!». После триумфа картины в эту простую деревенскую бабу влюбились все. При этом её имя и фамилию долго не знали. Александра Михайлова знали, Сергея Юрского знали, даже Владимира Меньшова, который объявлял фигуры, знали. А Дорошину – нет, и иногда, не расслышав, думали, что речь идёт о Татьяне Дорониной, ведь их фамилии отличались всего на одну букву. Её героинями в театре и в кино были женщины страстные, роковые, и всегда влюблённые. В жизни Дорошина тоже была героиней не одного романа.

На свадьбе больше разговаривала с Ефремовым , чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше...

Детство

Нина появилась на свет 3 декабря 1934 года в подмосковном Лосиноостровске. Отец, Михаил Никифорович, был крупным специалистом по пушнине, работал с момента основания в 1932 году на меховом комбинате в Ростокино, что в восьми километрах от Лосиноостровска. В 1938 году комбинат построил дом для своих сотрудников, и семья Дорошиных получила в нём комнату на третьем этаже в трёхкомнатной коммуналке. В 1939 году Лосиноостровск в честь недавно погибшего полярного лётчика Михаила Бабушкина переименовали в Бабушкин. В 1940-м Михаила Дорошина по линии Наркомвнешторга направили в Иран, а семья осталась в СССР. Первые три месяца войны Нина с мамой Анной Михайловной провели в Лосиноостровске, когда объявляли воздушную тревогу, прятались в подвалах дома, где было оборудовано бомбоубежище.

На свадьбе больше разговаривала с Ефремовым , чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше...-2

Иран

25 августа 1941 года в соответствии со статьёй VI советско-персидского договора от 26 февраля 1921 года три советские армии вошли в Иран с севера, а английские войска – с юга. После этого в Тегеран для приёмки от союзников ленд-лизовской техники, поступавшей через порты Персидского залива, направили много советских специалистов, а те, кто работал там ранее, получили возможность вызвать в Иран свои семьи. Так в Тегеране оказались Анна Михайловна и Нина. За пять лет жизни в Иране Нина в совершенстве выучила разговорный фарси, но писать не умела.

На свадьбе больше разговаривала с Ефремовым , чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше...-3

Театральное училище

В 1946 году в Союз они возвращались вчетвером: в 1945-м у Михаила Никифоровича и Анны Михайловны родился сын Евгений. В 1952 году Нина окончила женскую школу № 4, на выпускной вечер она надела лучшее мамино платье. После школы Нина подала документы в театральное училище им. Бориса Щукина при театре им. Евгения Вахтангова. Выбор именно этого учебного заведения был обусловлен тем, что в МХАТе и школе студии при нём Нине показалось мрачно, её отпугнули суровые портреты корифеев театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, а так же необыкновенная строгость и чопорность, а в «Щуке» было много зеркал и света, да и народ был попроще. На экзаменах Нина читала отрывки из «Размышлений у парадного подъезда» Николая Некрасова и из «Песни о купце Калашникове» Михаила Лермонтова, басню Ивана Крылова «Волк и ягнёнок» и монолог Липочки из пьесы «Свои люди – сочтёмся» Александра Островского. На курс учеников Евгения Вахтангова Веры Львовой и Заслуженного артиста РСФСР Леонида Шихматова, выпустивших множество прекрасных артистов, Нину приняли сразу. Из Бабушкина приходилось ездить на электричке в Москву и обратно, после занятий и студенческих посиделок домой Нина приезжала за полночь. Родители волновались: в посёлке было не спокойно, но после того, как она снялась в кино, местная шпана встречала её на станции и провожала до дома. В 1956 году Дорошина окончила училище и получила распределение в труппу Театра-студии киноактёра, но в спектаклях её не задействовали.

"Первый эшелон" (1955)

«Первый эшелон» (1955)

"Сын" (1955)

«Сын» (1955)

Знакомство с Олегом Ефремовым

Первый раз в кино Дорошина снялась, будучи ещё студенткой предпоследнего курса училища: будущий постановщик киноэпопеи «Освобождение» Юрий Озеров позвал её в картину «Сын», но там роль была такая крохотная, что Нина даже в титры не попала. В том же году Михаил Калатозов снимал первый фильм об освоении целины «Первый эшелон», в котором у Дорошиной была уже большая роль второго плана. Снималась она вместе с 25-летним дебютантом Олегом Ефремовым, которого в то время обуревали думы о создании своего новаторского театра, и он много рассказывал об этом юной актрисе. Эта встреча имела для 18-летней Дорошиной далеко идущие последствия: она влюбилась без памяти и на всю жизнь, у них закрутился бурный «служебный роман». На этой картине сложились две семейные пары: Изольда Извицкая вышла замуж за Эдуарда Бредуна, Татьяна Доронина – за Олега Басилашвили, приехавшего на съёмки в Казахстан из Ленинграда. Брак Бредуна и Извицкой распался – оба супруга спились, Доронина ушла от Басилашвили через 8 лет. Свадьбы Ефремова и Дорошиной не состоялось: Ефремов недавно расстался с актрисой Лилией Толмачёвой, и жил гражданским браком с другой актрисой Ириной Мазурук.

"Безумный день" (1956)

«Безумный день» (1956)

"Человек родился" (1956)

«Человек родился» (1956)

«Современник»

После съёмок в «Первом эшелоне» Ефремов приглашал Нину на ночные репетиции нового театра в качестве зрителя, на премьеру первого спектакля «Вечно живые». В 1958-м, когда заболела актриса, игравшая Веру в спектакле «В поисках радости» по Виктору Розову, Ефремов ввел Дорошину на эту роль, потом на роль Тони в «Продолжении легенды» по пьесе будущего невозвращенца Анатолия Кузнецова, а в 1959-м Дорошину, единственную, кто вышел не из дверей Школы-студии МХАТ, приняли в труппу «Современника». Впервые как штатная актриса она вышла на сцену в роли Кати в спектакле знаменитого драматурга Александра Володина «Пять вечеров». В спектакле «Голый король» по Евгению Шварцу, который Ефремов поставил специально для Дорошиной, она играла принцессу, и кто-то написал на неё эпиграмму: «Всегда бы вам, Дорошина, так чувствовать горошину» – на незаметные роли эпиграммы не пишут.

"Неповторимая весна" (1957)

«Неповторимая весна» (1957)

"Они встретились в пути" (1957)

«Они встретились в пути» (1957)

В «Современнике» тех лет играли самые известные актёры советской сцены, но Дорошина блистала даже на этом звёздном фоне. В театре даже присказка появилась: невозможно переиграть ребёнка, кошку и Дорошину. Она была любимой актрисой Володина: пьесы «Назначение» и «С любимыми не расставайтесь», он написал специально для неё.

"Рядом с нами" (1957)

«Рядом с нами» (1957)

"Счастье надо беречь" (1958)

«Счастье надо беречь» (1958)

Олег Даль

Первый раз Дорошина вышла замуж в 1963 году за коллегу по театру Олега Даля, который был младше неё на 6 лет. Они сошлись в Ялте на съёмках фильма Исидора Анненского «Первый троллейбус». Вечером после съёмочного дня Нина пошла искупаться в море, и чуть не утонула. Спас её Даль. За несколько лет до этого она уже тонула на этом же ялтинском пляже. В тот раз на помощь пришли Надежда и Александр Бурдонские, дети Василия и внуки Иосифа Сталина. Они подружились на всю жизнь. Их мама, Галина Александровна, называла Нину Таблеткой – за круглое лицо и подразумевая, что Дорошина – витамин жизни. Утром после спасения Олег сделал Нине предложение. Сначала она хотела отказаться, но, подумав, что такого же предложения от Ефремова он вряд ли дождётся, согласилась.

На свадьбе больше разговаривала с Ефремовым , чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше...-12

На свадьбу Дорошиной и Даля в большую московскую квартиру Бурдонских пришёл весь «Современник» – 70 человек с лишним. Было шумно и весело, стульев не хватило, народ сидел на полу, на диванах, на подоконниках, на кухне и в ванной. Разве что, на люстрах никого не было. На свадьбе Дорошина с Ефремовым разговаривала больше, чем с мужем, тот не выдержал, и ушёл. Вернулся Даль через неделю, извинился, и они попробовали жить дальше в квартире Бурдонских – своего жилья, кроме коек в двух разных общежитиях у них не было. Продолжалось это не долго: Даль уже в то время крепко подружился с зелёным змием, Дорошина подала на развод и ушла в общагу, а Олег остался у Бурдонских. Нина ждала Ефремова, Даль ждал Нину – он её и в самом деле очень любил. После развода с Далем Дорошина сказала, что нельзя ничего делать назло.

"Люди на мосту" (1959)

«Люди на мосту» (1959)

"Конец старой Берёзовки" (1960)

«Конец старой Берёзовки» (1960)

"Артист из Кохановки" (1961)

«Артист из Кохановки» (1961)

Новый режиссёр в «Современнике»

В августе 1970-го Нина Дорошина стала Заслуженной артисткой РСФСР, но на экранах она появлялась всё реже: Ефремов, возможно, по-прежнему, ревнуя, весьма неохотно отпускал её на съёмки, да и театр постоянно колесил с гастролями и по стране и с т.н. «выездными шефскими спектаклями» по окрестным домам культуры.

"Любушка" (1961)

«Любушка» (1961)

"Первый троллейбус" (1963)

«Первый троллейбус» (1963)

"Алёшкина охота" (1965)

«Алёшкина охота» (1965)

Дорошина любила не только Ефремова, но и его постановки, любила вместе с ним выходить на сцену, и для неё было тяжёлым ударом, когда в 1970-м году он заявил, что его переводят во МХАТ, и позвал с собой многих артистов «Современника», в том числе, и Нину. Свой призыв он мотивировал тем, что, де, МХАТ – это главный драматический театр страны, что сейчас он находится в глубоком упадке, и что они, молодые новаторы, должны его спасти. Из звёзд «Современника» лишь Евгений Евстигнеев согласился пойти за Ефремовым, и, чтобы убедить актёров, он созвал собрание труппы. После долгих уговоров слово взяла Дорошина и спросила: «Олег Николаевич! Если в ведро с помоями добавить бутылку чистой воды, станет ли содержимое ведра чище?» Вопрос был исчерпан, но Ефремов обиделся.

"Строится мост" (1965)

«Строится мост» (1965)

"За всё в ответе" (1972)

«За всё в ответе» (1972)

"Вечно живые" (1976)

«Вечно живые» (1976)

Спектакль «Любовь и голуби»

После ухода Ефремова театр возглавила Галина Волчек, актриса стоявшая вместе с Ефремовым у истоков «Современника». У Дорошиной ролей меньше не стало: в год выходило по две премьеры с её участием. В 1982 году Олег Фокин поставил спектакль «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина, где Дорошина играла Надю – за эту роль на Всесоюзном театральном фестивале ей дали первую премию. Спектакль в репертуаре театра продержался больше 20 лет, хотя модным он стал лишь после выхода одноимённого фильма, и давали его днём. Васю играл Геннадий Фролов, дядю Митю – Виктор Тульчинский, бабу Шуру – Людмила Иванова, та самая профсоюзная активистка из «Служебного романа».

"По семейным обстоятельствам" (1977)

«По семейным обстоятельствам» (1977)

"Двенадцатая ночь" (1978)

«Двенадцатая ночь» (1978)

После этого премьер у Дорошиной не было восемь лет. Работала она, как и раньше, много, но без премьер, без новых ролей ей было тяжело. За поддержкой она пришла к своему театральному педагогу Вере Львовой, и та предложила Нине попробовать преподавать актёрское мастерство в Alma mater – в «Щуке». Нина сперва испугалась, а потом это стало для неё глотком свежего воздуха: она очень любила своих студентов, а они обожали своего преподавателя. Когда она вела занятия, это слышал весь большой этаж.

"Кузен Понс" (1978)

«Кузен Понс» (1978)

Фильм «Любовь и голуби»

После оскароносной картины «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов почти пять лет находился без работы, но снимать не торопился: он понимал, что тот триумф повторить будет не просто, и искал сценарий, который бы не сильно уступал работе Валентина Черных. После долгих поисков он остановился на незатейливой пьесе сибиряка Владимира Гуркина, который сказал, что у всех героев есть реальные прототипы.

"Любовь и голуби" (1984)

«Любовь и голуби» (1984)

"Любовь и голуби" (1984)

«Любовь и голуби» (1984)

Актёров для своего фильма Меньшов подбирал долго и тщательно. Сергею Юрскому тогда не было и 50-ти, он пробовался на главную роль, которая в итоге досталась Александру Михайлову. Про Дорошину Меньшов точно знал, что её он снимать не будет потому, что она это уже играла в театре. К тому же на роль разлучницы Раисы Захаровны Меньшов взял Людмилу Гурченко, о чьём конфликте с Дорошиной из-за роли Майи, которую они попеременно играли в спектакле «В день свадьбы», знала вся Москва. На роль Надюхи пробовалась Любовь Полищук, но, в конце концов, Меньшов не стал мудрствовать, и взял Дорошину, и абсолютно попал в точку. На площадке у них с Гурченко конфликтов не было: возобладал профессионализм. Не сказать, что они подружились, но и не ругались, сохраняли ровные отношения.

Дорошина согласилась, но, узнав, что Васю будет играть Михайлов, пришла в ужас: он же на 10 лет младше неё. Меньшов, призвав на помощь всё своё красноречие, убедил Дорошину, что у Михайлова всё получится, и не ошибся: картина вышла замечательная, её моментально растащили на цитаты, и она до сих пор вызывает неподдельный восторг.

Второй брак

В 1985 году Дорошина второй раз официально вышла замуж. Ей был 51 год. Владимир Ишков, историк по образованию, высокий красавец, надёжный и верный, был младше жены на 5 лет. Он работал в «Современнике» художником по свету, о Дорошиной знал всё, да она ничего от него и не скрывала. Он буквально пылинки сдувал со своей жены, они были счастливы. В том же году Дорошина стала Народной артисткой РСФСР, а вот Народной СССР она так и не дождалась: Союз развалился.

"Вам что, наша власть не нравится?!" (1988)

«Вам что, наша власть не нравится?!» (1988)

В 1988 году Анатолий Бобровский поставил фильм с перестроечным названием «Вам что, наша власть не нравится?!», в котором Дорошина сыграла одну из главных ролей.

В 2000-м умер Ефремов. В последние годы он тяжело болел, и Нина почти всегда была рядом. А спустя четыре года Дорошина осталась одна: промучившись несколько лет, скончался Владимир Ишков. Дорошиной было 70, и больше она замуж не выходила.

«Заяц. Love story»

Когда в 2004 году известный екатеринбургский драматург Николай Коляда принёс в «Современник» свою пьесу «Старая зайчиха», Волчек поняла, что лучше, чем Дорошина, эту роль никто не сыграет. Да и писал пьесу Коляда специально для неё. Спектакль назвали «Заяц. Love story». В нём было всего два персонажа, два старых актёра, раньше влюблённые друг в друга и встретившиеся через 30 лет. Он и Она – Валентин Гафт и Нина Дорошина. Однако постановку спектакля пришлось надолго прервать: после смерти мужа у Дорошиной случился обширный инфаркт, чтобы спасти её, пришлось делать операцию, шансы на успех в которой оценивались в 30%. Её вытащили с того света, но в больнице она провела несколько месяцев, когда ей разрешили вставать, заново училась ходить. Выписавшись, она попросила театрального водителя, которого прислали, чтобы отвезти её домой, сразу ехать в «Современник».

"Крутой маршрут" (2008)

«Крутой маршрут» (2008)

В театре знали, что Дорошина вполсилы не умеет ни играть, ни репетировать, опасались, что она нагрузки не выдержит, и как могли, оберегали её. Но уже через неделю Дорошина всем доказала, что она ещё о-го-го, и Волчек, чтобы сделать действо более ярким, даже добавила в сцены лёгкие акробатические номера, которых в пьесе Коляды не было. Премьера состоялась в 2007 году. Дорошина справилась: в тот момент никто бы не дал ей 73 года. Спектакль стал не только событием в театральной жизни Москвы, он ознаменовал собой триумфальное возвращение на сцену великолепной Нины Дорошиной. В этой роли она выходила на сцену 9 лет, до 2016 года, когда ей было уже 82.

"Заяц. Love story" (2009)

«Заяц. Love story» (2009)

В 2010-м Дорошина последний раз снялась в кино, сыграв тёщу в 17-серийном телефильме «Гаражи».

"Гаражи" (2010)

«Гаражи» (2010)

Летом 2017-го Дорошину разбил паралич ног, и она совсем не могла ходить. Ухаживали за ней брат Евгений, его жена и соседи по дому. 20 апреля 2018-го у актрисы случился сердечный приступ, «скорая» отвезла её в больницу, но остаться там она наотрез отказалась. Брат привёз её домой, и там на следующий день она умерла. Ей было 83 года.