«Зимняя вишня» (1985, реж. И. Масленников)
Есть ли в «Зимней вишне» хотя бы один нетоксичный, здравомыслящий и адекватный персонаж? Сомневаюсь. Этот фильм – своего рода антология токсичных отношений, таких разных, но одинаковых по своей сути. Есть искушение разобрать их все, но начну я с пары Вали (Лариса Удовиченко) и Саши (Сергей Паршин).
«Зимняя вишня», скриншот.
Знаю-знаю, многие против слова «абьюзер». Но чем его заменить? Насильник, тиран? Александра сложно так назвать. Вероятно, в данном случае наиболее близким по смыслу будет слово «агрессор» (хотя по мне, так здесь абьюз чистой воды, хоть переводи на русский, хоть нет). Партнер Вали ревнив, вспыльчив. Он любит устраивать сцены, выяснять отношения и, о боже, даже поднимает на любимую женщину руку.
«Зимняя вишня», скриншот.
Героиня Удовиченко терпит и ревность, и скандалы, и вопли, и рукоприкладство… Любовь зла? Это хорошая отговорка для тех, кто не любит брать на себя ответственность за отношения, но не для психолога. С психологической точки зрения, Валентина заинтересована в роли «жертвы» и «спасателя», сама выбрала такие отношения, да еще и получает от них удовольствие.
Как всегда, на канале «КиноПсихолог» вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.
«Зимняя вишня», скриншот.
Игру всегда затевает сама «жертва»
Нельзя не заметить, что Валя иногда сама провоцирует своего мужчину на агрессию, как в том эпизоде, где у нее под глазом красуется синяк:
– Я ему честно говорю: «Была на дне рождения. У Лариски можешь спросить», а он как дал!..
– А кто тебя за язык тянул?
– А что мне врать, если ничего не было? Он меня спрашивает: «Танцевала?». Я говорю: «Ну, подумаешь, всего два раза с одним мальчиком». «А он тебя провожал?». Я говорю: «Да, до троллейбусной остановки».
– Ой, ну дура ты у нас, Валюшка! Ты ж Сашку знаешь! Что ты лезешь на рожон? Ври во спасение.
«Зимняя вишня», скриншот.
В чем для Вали выгода таких отношений?
Психология на самом деле не любит ничего усложнять. Если ее понимать, то там всё довольно просто. Хочешь узнать истинные намерения, посмотри на то, что ты имеешь. А Валюшка имеет синяк. Но не только! А еще и кое-что кроме этого. Это опять же следует из разговора подруг:
– Я его боюсь.
– Да бросай ты его! Всё равно как спортсмен он не получился.
– Да ты что! Да ты себе представить не можешь, какие там вокруг него интриги! И вообще… Он столько всего пережил! И поэтому у него такой характер, такой взрывной, неустойчивый…
Что у нас тут?
- Во-первых, острые эмоции, страсти и адреналин.
- Во-вторых, чувство принадлежности к жизни успешного мужчины (с азартом, спортом, интригами).
- В-третьих, она удовлетворяет свою потребность быть нужной, великодушной Спасительницей (ведь кто, как не она, поймет и простит психотравмированного хоккеиста?).
- В-четвертых, она получает внимание, время и сочувствие своих подруг.
- В-пятых, неувядающую романтику в отношениях (ведь когда между Валей и Сашей мир, они воркуют как голубки и кормят друг друга тортиком с ложечки).
В общем, жизнь этой пары пресной и скучной точно не назовешь. Как могут, так и развлекаются.
«Зимняя вишня», скриншот.
Токсичные отношения – всегда выбор
Можно подумать, что Валя делает всё это по наивности, ну, вот честная она такая. Но нет, женщина вполне осознает специфику своих отношений. Лучше всего об этом говорит она сама, когда подруга Лариса старается защитить ее от разбушевавшегося за дверью Александра.
«Зимняя вишня», скриншот.
Сначала Валя из «жертвы» переключается в «спасателя» – у Сашеньки же ключица сломана, ему, бедненькому нельзя выламывать дверь. А через секунду примеряет на себя и роль «агрессора», обернувшись против подруги:
– Да заведи ты своего мужика, им и командуй!
Ну, вот, что и требовалось доказать. Валя завела себе такого мужика, какой ей был надобен, и нечего тут другим лезть в их высокие отношения.
«Зимняя вишня», скриншот.
Наверное, помните «трогательное и умилительное» примирение пары. Женщина, не склонная к отношениям с агрессором, абьюзером, возможно, тоже не защищена от физического насилия. Но первый синяк для нее и последний. А тут сюси-пуси и «Сашенька, ну Сашенька». Валя унижается, вернувшись в любимую роль «жертвы», и всем ясно, что ничего для этой пары не изменится. Сашенька будет лютовать, а Валюшка рыдать и защищать его.
«Зимняя вишня», скриншот.
Я бы воздержалась от оценки их отношений. В конце концов, эти двое нашли друг друга, они по-своему счастливы. А если кому-то кажется, что у них что-то там неправильно, то самое время перефразировать слова Вали и напомнить себе, что стоит завести свои отношения и в них делать всё так, как представляется правильным.
Может, кто-то из психологов и сказал бы, что отношения Вали и Саши токсичные, абьюзивные и нездоровые. Может, даже и правы бы были. Ну, и что с того? Валюшка с Сашенькой явно к психологу не собираются, ибо их всё устраивает. Смысл абьюзивных отношений далеко не в том, что в них присутствует насилие, а в том, что это насилие там присутствует «по запросу» и с обоюдного желания партнеров.