Забытые имена советской эстрады: певица, оставившая нам «сердца частицу»

К сожалению, этой талантливой певице с лирическим сопрано, ярко сверкнувшей на советской эстраде в 1960-ые годы, судьба отмерила слишком маленький срок как славы, так и жизни. Без преувеличения можно сказать, что она наряду со своими одногодками Эдитой Пьехой и Марией Пахоменко являлась отражением феномена всей ленинградской эстрады той эпохи, когда звёздами становились лишь те, кто обладал настоящим талантом.

Фото из открытых источников.

Фото из открытых источников.

Но вот сегодняшним почитателям советской эстрады имя Лидии Клемент не столь известно, а сама она практически предана забвению. По крайней мере, в последние годы на отечественном ТВ не встречал передач, рассказывающих о её творчестве. Было бы справедливым восполнить этот пробел.

Певица в школьные годы. Фото из открытых источников.

Певица в школьные годы. Фото из открытых источников.

Родившаяся в 1937 году в Ленинграде в семье эстонского инженера (тот умер перед войной), маленькая Лидия со своей матерью пережили блокаду. Её музыкальность проявилась ещё в годы войны, когда она училась в музыкальной школе игре на фортепиано и пела в школьном хоре. Девочка вообще всё время пела: дома, по дороге в школу, сидя за роялем, стоявшем в их комнате. Лида подбирала музыку на слух и, кажется, ни разу не ошиблась, воспроизводя мелодию. Для неё дальнейшая жизнь представлялась понятной и связанной лишь с эстрадой.

Но мать с отчимом думали иначе, настояв на получении «серьёзного» образования. Поэтому в 1955 году Лидия была вынуждена поступить в Ленинградский инженерно-строительный институт. Там она не оставила своего увлечения и начала петь с потрясающим симфоническим оркестром под управлением Наума Тёмкина, с которым выступала практически во всех ленинградских домах культуры.

Лидия в годы студенческой жизни. Фото из открытых источников.

Лидия в годы студенческой жизни. Фото из открытых источников.

Вскоре её заметил руководитель оркестра Дома народного творчества Владимир Фёдоров и пригласил её в свой коллектив. К этому времени молва о молодой талантливой певице успела облететь весь Ленинград, а саму Лидию Клемент стали называть соловьём ЛИСИ. Конкуренцию ей мог составить разве что Евгений Нестеренко — будущая звезда советской оперной сцены по совпадению учился одновременно с Клемент и исполнял в институтских концертах оперные арии.





Обаятельная улыбчивая Лидочка пользовалась неизменной популярностью и у своих ровесников (однокашники влюблялись в неё поголовно), и у педагогов. Статная, красивая, улыбчивая — от девушки исходил свет, даже когда она не пела. К тому же она была дружелюбна и при малейших признаках несправедливости по отношению к кому бы то ни было тут же бросалась на защиту обиженных. Однокурсники, конечно, пытались завоевать симпатии Лидии, но она относилась ко всем ровно и никого особо не выделяла.

С квартетом Румянцева. Фото из открытых источников.

С квартетом Румянцева. Фото из открытых источников.

Став в 1962 году участницей музыкального квартета под управлением Румянцева, работавшего в то время с композитором Соловьевым-Седым, она выехала в свою первую (и единственную) зарубежную гастрольную поездку в Венгрию.

Однажды на выступлении в популярном ленинградском кафе «Север» (это на Невском проспекте) на неё обратил внимание телережиссёр Лев Цуцульковский, стоявший у истоков создания «Голубого огонька». В то время программу только готовили к запуску, и режиссёр находился в поисках талантов для передачи, которая тогда называлась «На огонёк». Он был очарован Лидией и тотчас пригласили ту на съёмки. Там певица исполнила песню ленинградского композитора Андрея Петрова «Здравствуй», а её появление на ТВ стало отправной точкой к всесоюзной известности. Вскоре телезрители буквально завалили редакцию письмами с просьбой чаще показывать красивую и талантливую Лидочку, как стали называть её в народе. Андрей Петров написал потом для неё несколько песен, каждая из которых неизменно становилась шлягером.

Такие вот афиши сопровождали каждое выступление певицы. Фото из открытых источников.

Такие вот афиши сопровождали каждое выступление певицы. Фото из открытых источников.

В этом же году Лидию Клемент приглашает Анатолий Бадхен солисткой в свой эстрадный оркестр. А это уже признание её таланта! Там же она познакомилась с композитором Александром Колкером, позднее написавшим для неё немало песен. Оба сыграли важную роль в творчестве и карьере певицы, став её музыкальными учителями, помогая выбирать репертуар и давая множество профессиональных советов. С обоими она не расставалась до конца своей жизни.

Если после появления на ТВ к ней пришла известность, то после исполнения ставшей невероятно популярной «Карелии» Александра Колкера — уже всенародная любовь. Достаточно сказать, что именно под эту песню неизменно отправлялся с вокзала фирменный поезд «Петрозаводск-Москва». И хотя позднее её перепели и Пахоменко, и Кристалинская, однако всё первой исполнительницей «Карелии» стала Лидия Клемент.

С Александром Колкером. Фото из открытых источников.

С Александром Колкером. Фото из открытых источников.

Многие музыкальные эксперты считают, что именно Клемент «поломала» традицию довоенной эстрадной исполнительской школы, когда певица на сцену не выходила, а выплывала; облокотившись на рояль, многозначительно кивала аккомпаниатору и, закатив глаза, запевала что-нибудь патетическое, сопровождая это пафосными жестами. В ней же не было ни капли пафоса, присущего исполнительницам того времени: она держалась у микрофона естественно, излучая какую-то внутреннюю свободу, необыкновенную искренность, открытость, доверительность — словно приглашая зрителя к диалогу. Именно поэтому для каждого, кто впервые видел и слышал певицу, она тут же становилась родной.

Специально для Лидии Клемент писали свои песни многие ленинградские композиторы, будучи заранее уверенными в том, что с её подачи те станут шлягерами. Так оно и было — вместе с ней и вслед за ней эти песни подхватывала вся страна…

Так это произошло с песней Андрея Петрова «Звёзды в кондукторской сумке», на которую был снят один из первых отечественных телевизионных клипов, имевший огромную популярность.

На музыку Соловьёва-Седого она записала песню «Когда вам двадцать лет», Станислава Пожлакова — «Первые шаги» (хотя многие ошибочно полагают, что первой исполнительницей была Кристалинская). Безусловным хитом Лидии Клемент стала песня Вадима Шеповалова «Дождь на Неве». Помните?

Не изменяя весёлой традиции,

Дождиком встретил меня Ленинград.

Мокнут прохожие, мокнет милиция,

Мокнут которое лето подряд…

Сам Шеповалов так вспоминал о Лидии: «В её работе никогда не было видно труда — это как пение птиц, это шло от сердца». Да и сама она получала непередаваемое удовольствие от того, чем занималась…

Утерянный видеоклип "Дождь на Неве". Фото из открытых источников.

Утерянный видеоклип «Дождь на Неве». Фото из открытых источников.

Если жизнь на эстраде Лидии Клемент вполне удалась, то вот о личной такое не скажешь: её брак с музыкантом-джазменом Борисом Шафрановым распался, когда дочери было два года, а воспитанием девочки занималась, в основном, бабушка.

Свадьба певицы. Так хорошо всё начиналось... Фото из открытых источников.

Свадьба певицы. Так хорошо всё начиналось… Фото из открытых источников.

Не прошло и года после судьбоносной для певицы записи, как страну облетела весть о том, что Лидии Клемент больше нет. У неё оказалась очень редкая форма онкологии — меланобластома. Незначительная травма ноги привела к тому, что стала стремительно разрастаться родинка, а когда певица обратилась за медицинской помощью, врачи уже никак не могли повлиять на ход болезни. Увы, в 1960-ые с этим заболеванием бороться ещё не научились…

Последнее пристанище певицы. Фото из открытых источников.

Последнее пристанище певицы. Фото из открытых источников.

Всего два года Лидия Клемент блистала на всесоюзной эстраде, записав при этом более 40 песен. Послед­ней съемкой стала запись на Ленин­градском телевидении песни Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», написанной к одноименному фильму. И хотя было это за две недели до её ухода из жизни, певица ничем не выдала ни своей болезни, ни своего душевного состояния. Такой она и запомнилась зрителям — молодой, лучезарной и загадочно-прекрасной…