Народный артист СССР Олег Иванович Янковский и его внук Иван Фото — Яндекс-картинки
Переждав девятый вал хвалы и суеты, НТВ после раздумий все-таки запустил в просмотр сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Культовым фильм, скорее всего, не станет, но работа вполне добросовестная. И для создателей, наверное, очень важная.
Безусловный творческий опыт это и для Ивана Янковского, сыгравшего роль главного героя — Вову Адидаса, лидера криминальной группировки. Более того, сериал резко поднял рейтинг его узнаваемости. И хотя билеты на спектакли с участием драматического актера давно расходятся влет, все-таки известность среди театральной публики пока не может сравниться с тем мгновенным эффектом роста популярности среди сериальных зрителей.
Такая простая схема обретения почитателей через общение с экрана достаточно жизненна и обеспечивает взлет даже не самым даровитым артистам. А если за этим стоят талант с харизмой, участие в нашумевшем проекте и вовсе сродни информационной бомбе, говоря могучим языком современности.
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Иван Янковский в роли главного героя. Фото -Яндекс-картинки
Если говорить об Иване Янковском, то его известность обусловлена уже фактом появления на свет в знаменитой актерской семье. А всеобщая зрительская любовь, как и к его гениальному деду, пришла через кино. Да, и на пути к славе харизматичного театрального актера Олега Янковского сначала появился кинематограф. Хотя молодой артист уже был любим саратовской публикой, но отсчет эры его популярности начался с картины «Щит и меч».
И даже после выхода фильма, будучи уже известным советским артистом, Янковский не сразу получил одобрение на работу в труппе Марка Захарова, Театр которого уже вовсю набирал обороты зрительского признания. Вот такой серьезный подход мэтра к оценке актерской значимости в театре.
Фильм «Щит и меч» ( режиссер В. Басов ). Олег Янковский — Генрих Шварцкопф. Фото — Яндекс-картинки
Фильм, ставший стартом огромной популярности драматического актера, вышел на экраны в августе 1968 года. Олегу Ивановичу на тот момент всего 24 года, и где-то в Саратове еще и не родился его сын. Филипп Янковский, достойный продолжатель творческой династии, все же не точь в точь следует дорогой отца. В театре он практически не играл, хотя первоначально и получил диплом Школы-студии МХАТ. Весь ушел в кино.
А вот внук Иван, можно смело сказать, что от деда далеко уходить не стал. Сразу послу окончания ГИТИСа влился в труппу Театра «Студия театрального искусства» под художественным руководством своего институтского мастера Сергея Васильевича Женовача. Но широчайшую известность, повторюсь, после самого факта рождения обретает шаг за шагом после выходов рейтинговых фильмов.
Иван Янковский в фильме «Приходи на меня посмотреть». Фото -Яндекс-картинки
Между первым появлением Ивана на экране прошло больше двадцати лет. Он многого достиг, и к зрительской радости, идет верным путем. Можно сравнивать его с Олегом Ивановичем, можно деликатно промолчать, но суть его природного дара останется неизменной — Иван кровь от крови своего гениального деда.
Собственно, Янковский-старший и привел внука на первую в его жизни киносъемку. Для народного артиста СССР это был режиссерский дебют. Картину «Приходи на меня посмотреть» он снимал в содружестве с Михаилом Аграновичем. Фильм получился хороший. Настоящая золотая коллекция российского кино.
На съемках фильма «Приходи на меня посмотреть» Фото — Яндекс-картинки.
Даже сейчас, став популярным артистом, Иван Янковский допускает неизбежность сопоставления с великим дедом и делает разумные выводы. Мол, от этого никуда не деться, как рос в ауре сравнения: дед — гений, внук — «дерево», так и продолжаю в этом существовать. Молодой актер чрезмерно строг к себе и вовсю подыгрывает недоброжелателям. На деле все совсем не так.
Для того, кто знаком с его творчеством, очевидно, что Иван Филиппович вовсе не отстает от Олега Ивановича. Сегодня у артиста со знаменитой фамилией больше десятка успешных проектов в кино и несколько серьезных театральных ролей. Одних только «Золотых орлов» в его творческой «клетке» аж пять. В нынешнем апрельском списке правительственных и ведомственных награждений есть и имя актера Театра «СТИ» Янковского.
Пожалуй, у деда к этому возрасту столько наград и не было. Свою первую творческую премию — Ленинского комсомола — Олег Янковский получил в 1977 году, ему было 34.
Ивану сейчас 33. Нельзя, конечно, сказать, что он след в след повторяет путь знаменитого деда, но совершенно определенно — идет в том же направлении. Народным артистом СССР Олег Иванович стал, когда ему только-только стукнуло 47 — в апреле 1991 года.
Олег Янковский в кругу семьи — жена Людмила Зорина, артистка Театра Ленком, невестка Оксана Фандера,артистка кино, внуки Лиза и Иван. Фото — Яндекс-картинки
Это важное в его жизни событие случилось практически одновременно с другим, не менее знаковым. Пятью месяцами ранее — 30 октября 1990-го — он обрел почетный жизненный семейный статус — дедушка. В семье родился самый на тот период маленький Янковский, которого и нарекли именем прадеда. Это теперь есть еще младше, ведь три года назад Иван сам стал отцом, и в большой артистической династии появился еще один Олег Янковский.
Тогда же, среди надвигавшихся на страну «разброда и шатаний», это было большое фамильное событие, затмившее все остальное, подтверждающее, что даже в трудные дни жизнь и любовь берут вверх.
В контексте нашей темы интересно вспомнить то время — 90-е и 2000-е годы, когда дед и внук шли по дороге жизни под одним солнцем.
Олег Янковский с внуками Иваном и Лизой. Фото — Яндекс-картинки
Сейчас уже не хочется об этом говорить, но рифму из песни не выкинешь. Кино и театр 90-х вместе со всеми переживали сложную пору. К слову, известие о присвоении звания «Народный артист СССР» застало Олега Ивановича во Франции, где он участвовал в полугодовом международном театральном проекте.
А потом за целое десятилетие в творческой карьере народного артиста было всего две театральные премьеры. Кино тоже особо не баловало работой. Но тем не менее в 1992 году — премия «Ника» за лучшую мужскую роль в фильмах «Паспорт» и «Цареубийца». 1996 год — Государственная премия за образ Тригорина в спектакле Театра Ленком «Чайка».
Радовал подрастающий внук, в 1995-м родилась и внучка. Театральные дети, как известно, знают свое место за кулисами. Никого из них судьба этим счастьем не обделила. Кто-то обитает там с родителями, Иван же не отходил от деда. Ныне, будучи уже сам артистом драмы, Янковский-внук вспоминает, что видел все спектакли деда. И хорошо помнит свои детские впечатления.
Да и все друзья-коллеги Олега Ивановича в своих воспоминаниях подчеркивают, что тот был изумительным дедом, что не так часто встречается в творческой среде. Общение с внуками стало любимым времяпрепровождением для Янковского.
Спектакль «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. Олег Янковский — Борис Тригорин, Ирина Аркадина — Инна Чурикова. Фото — Яндекс-картинки
Совсем в малышовом возрасте Ванечка, наверное, все-таки не бывал за кулисами. Но кабы было так, мог видеть репетиции деда. В 1994 году и состоялась одна из двух премьер того трудного десятилетия.
Постановка Марка Захарова «Чайки» А.П. Чехова, на мой взгляд, не самая лучшая в ряду многочисленных трактовок классики. Но навсегда осталась в истории Театра, благодаря выдающемуся составу. Аркадину сыграла Инна Чурикова, а Олег Янковский выходил на сцену как известный писатель Борис Тригорин. За исполнение главных ролей в этой пьесе они награждены Государственной премией РФ.
Инна Чурикова ( Аркадина) и Олег Янковский ( Тригорин) в постановке «Марка Захарова «Чайка» по пьесе А.П. Чехова ( 1994 г.) Фото — Яндекс-картинки
1994 год, Янковскому — пятьдесят. В его творческом кино-досье уже целое собрание классических образов — Позднышев из «Крейцеровой сонаты» Толстого, Камышев ( «Мой ласковый и нежный зверь» по «Драме на охоте» Чехова), Каренин из » Анны Карениной» ( режиссер С. Соловьев, из-за финансовых проблем съемки растянулись на целых 16 лет.)
И вот «Чайка» в Ленкоме, Тригорин. Такого чеховского беллетриста еще не было. Кажется, что Янковский намеренно выводит наружу все самое плохое, совсем не оставляя зрителю шанса проникнуться сочувствием к его герою. На мой взгляд, эта одна их самых резких трактовок классического образа. При этом никакого внешнего «шума», акцент только на детали и интонации.
Спектакль «Чайка». Тригорин ( Олег Янковский), Заречная ( Александра Захарова) Фото — Яндекс- картинки
Даже в мелочах, как в сцене, где он закусывает, выпивая с Машей, актер словно подчеркивает, не только благородства — внешних хороших манер в его персонаже ноль.
Мнения могут быть разные. То ли 90-е так пагубно влияли на умы режиссеров, но постановка получилась очень неровной. Хотя трудно ожидать, что среди дюжин спектаклей, сотворенных худруком Ленкома, одни сплошные шедевры.
Наверное, легких времен и не бывает. Но 90-е даже при понимании сути происходившего — отдельная глава в истории российского искусства. На излете этого эпохального десятилетия народный артист СССР задумал снять свой фильм, Янковский впервые обратился к режиссуре. Позже признавался, что создавая свою волшебную сказку, хотел разбавить тот мир серости, в который погрузился кинематограф.
Да, тема картины «Приходи на меня посмотреть» намеренно проходит красной нитью через сегодняшнее повествование о знаменитой актерской семье.
Замыкая печальную десятилетку, Янковский словно очертил круг — все, довольно криминала и чернухи. Всюду непроглядная мгла, но люди не перестали верить в хорошее, в добрую мечту, которую несет на своих крыльях такой вот мальчик-ангел.
Мальчик-ангел в исполнении Ивана Янковского.Фото — Яндекс-картинки
Эпоху разгула, которую так хотел перекрыть дед своим светлым кино, внук неожиданным образом вернул на экраны через двадцать лет. Но теперь все смотрится и читается по-иному. Сегодня это не чернуха, это наша история. Мы пережили страшное время потерь, преодолели трудности. Мы стали сильными и можем снимать такое кино в назидание самим себе. Теперь надежда, что пацаны слова больше никогда не прервут полет мальчиков-ангелов, несущих в мир добро и свет, обрела живую суть.
И в образе мальчика-ангела в «Приходи на меня посмотреть» гораздо больше смыслов, чем может показаться вначале.
Фото — Яндекс-картинки
Представить теперь какого-то другого маленького актера в этой роли сложно, но Иван Янковский говорит, что были настоящие пробы, и он был утвержден, что называется, на конкурсной основе.
Но думаю, что дед сразу имел в виду творческий потенциал внука. И в этом тоже много символизма. В картине, полюбившейся миллионам зрителей, они снялись вместе — выдающийся актер и его внук, который теперь уверенно идет путем гениального деда. Этот фильм как некая квинтэссенция их отношений. Один-единственный раз они пересеклись в творчестве, и это было светлое кино добра, любви и надежды.
Больше им не суждено было сыграть рядом. Не увидел дед и работ начинающего актера Янковского в театре. Даже в мастерскую своего наставника Женовача в ГИТИСе девятнадцатилетний Иван Янковский поступил уже после ухода деда. Олега Ивановича не стало 20 мая 2009 года.
Надо сказать, что годом раньше, выпускник специальной киношколы хотел было поступить в Школу-студию МХАТ, где учился его отец Филипп Янковский. Но Кирилл Серебренников, на чей курс стремился попасть представитель знаменитой династии, его не принял. Да и слава богу. Так он оказался в ГИТИСе. Но через год на общих основаниях , что называется, перепоступил. Янковский-внук нашел своего педагога и приложил все силы , чтобы попасть на курс к Сергею Васильевичу Женовачу.
Образ мальчика- ангела стал его талисманом на всю жизнь. Талисман, который подарил ему дед.
Иван Янковский в спектакле «Записки покойника». Театр «СТИ», режиссер Сергей Женовач. Фото — Сайт Театра
И после окончания мастерской художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» влился в его труппу . Первой сценической работой сразу стала очень сложная композиция — «Записки покойника». Сергей Женовач, благодарный ученик П.Н. Фоменко, продолжил творческий поиск мастера и поставил на своей сцене спектакль по незавершенному произведению Михаила Булгакова «Театральный роман».
Это огромная ответственность сходу, едва встав со студенческой скамьи,
окунуться в такой глубокий материал. Сам актер, вспоминая, как трудно входил в образ, теперь гордится своей работой. И первое же его творение в театре отмечено престижной премией газеты «Московский комсомолец». За создание образа писателя Максудова.
Вторую свою театральную награду актер получил за роль Ивана Бездомного в спектакле «Мастер и Маргарита», майская премьера 2017 года.
Спектакль «Мастер и Маргарита», режиссер С.В. Женовач. Иван Янковский в роли поэта Ивана Бездомного. Мастер — Алексей Вертков. Фото — сайт Театра «Студия театрального искусства»
Что это? Путеводная звезда семейной творческой удачи?! Кино-талисман, подаренный дедом?! Просто обыкновенный талант?!
И поди теперь купи билет на спектакль с участием Янковского! Несомненно, названные театральные творения — качественная режиссерская работа. А в хорошей постановке актерская игра всегда смотрится выигрышнее. Но попасть в круг света такого мастера тоже безусловная удача. Но это как раз тот случай, когда юный абитуриент, поступая на курс к Женовачу, ее предугадал. Словно память о деде ведет его верным путем.
Спектакль «Утиная охота», Театр имени М.Н.Ермоловой, режиссер Евгений Марчелли. Иван Янковский в роли Зилова. Фото — Яндекс-картинки
Мгновенно разлетаются билеты и на работу Янковского в Театре имени М.Н.Ермоловой. Здесь он играет Зилова в «Утиной охоте» Вампилова , один из самых спорных, на мой взгляд, образов современной драматургии. И хотя не числюсь среди поклонников этой пьесы, сложность материала признаю с определенной очевидностью. Предполагаю, что аншлаг как раз и обеспечивается именем Янковского. И ничего плохого, что идут на определенного артиста, нет. Довольно частая ситуация в любом театре.
Тоже иногда грешу этим, рискнула посмотреть еще раз «Утиную охоту», хотя давняя мхатовская постановка ясности в понимание главного героя не внесла. На обратный эффект расчета не было, ставка была сделана только на желание рассмотреть на сцене Ивана Янковского.
После спектакля. Фото — ВКонтакте
Очень и очень трудно говорить о том, что не нравится. Речь только о пьесе. Чувствуешь определенную неловкость, понимая, что для большого количества людей спектакль, возможно, дело всей жизни. Драматург, постановщик, актеры — все вкладывают свою душу. А зрительское сердце в ответ не откликается. Вот бывает так.
Но одно весьма важное для себя впечатление вынесла. Олег Иванович в свое время любил подчеркивать, что он исключительно драматический артист. И теперь, когда Иван Янковский стал самым настоящим лицедеем, совершенно ясно, что энергетически дед и внук — актеры одной театральной породы. Им небом предназначено играть драматургически сложные, глубокие и психологически неоднозначные роли. И режиссерский выбор актера на роль Зилова в данном случае с неоспоримой очевидностью оправдан.
Да, многое еще впереди, это понятно. Но внук идет верной дорогой, талант деда отозвался в нем отнюдь не глухим эхом. Словно в той песне — будут внуки потом, все опять повторится сначала.
Филипп Олегович с внуком Олегом Янковским. Фото — Яндекс картинки
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных вам театральных и кинопросмотров с любимыми артистами!
P,S. А предложить, по обыкновению, к просмотру сегодня хочется по-настоящему легендарный спектакль «Шут Балакирев». Созданный в 2002 году, он, на мой взгляд, вошел в тройку лучших постановок Марка Захарова наряду с «Юноной и Авось» и «Поминальной молитвой». Настоящий праздник театрального вкуса, спектакль -фейерверк, несомненное удовольствие.
В контесте сегодняшней темы близок и тем, что в премьерном составе играл Олег Иванович Янковский.
Спектакль «ШУт Балакирев». В роли царя Петра Олег Янковский. Фото — Яндекс-картинки