В 21 год она почти потеряла зрение и слух, сидела у окна или на лавочке во дворе, устремив невидящие глаза в одну точку

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли…

Мама Люба

Её по праву называли Всесоюзной мамой. В этой важнейшей для любой женщины роли она несла так много тепла, любви, ласки, что запросто входила с экрана в любую семью. Любовь Соколова была убеждена: неважно, насколько трагично сложилась твоя жизнь, и сколько ты сам перенёс несчастий, нести людям ты должен только свет. Порой казалось, что сниматься Соколова начала ещё в начале прошлого века, или, по крайней мере, сразу после революции в немом кино, потому, что на экране она была почти всегда. Она сыграла невероятное количество ролей – около четырёхсот. Ни одна из этого множества ролей не была главной, но то, что она делала на экране, запоминалось надолго.

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли... Мама Люба Её по праву называли Всесоюзной мамой.

Детство

Люба появилась на свет 31 июля 1921 года в городе ткачих и невест Иваново-Вознесенске. Её отец, Сергей Максимович, хороший столяр-краснодеревщик, делал красивые столы, шкафы и комоды, мама, Прасковья Фёдоровна, работала продавцом в магазине, сделала неплохую карьеру, став директором универмага. Два брата Любы умерли в раннем детстве. В школе учительница сумела увлечь Любу литературой, поэзией, пьесами. Люба ходила в драмкружок, выступала в самодеятельных концертах и спектаклях, в десятом классе играя в гоголевской «Женитьбе» Агафью Тихоновну, сорвала бурные аплодисменты зала. Тогда она впервые задумалась о том, чтобы связать свою жизнь с кино и театром.

Ленинград

В 1939 году Люба приехала в Ленинград, и поступила на литературный факультет педагогического института им. Герцена. В тот момент она была почти уверена, что её желание стать актрисой вряд ли получится осуществить. Стипендия в институте была маленькая, родители помогать дочери не могли, и 18-летняя Люба, чтобы как-то прокормиться, устроилась носильщицей на один из ленинградских вокзалов, и почти год таскала тяжеленные тюки и чемоданы гостей северной столицы.

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли... Мама Люба Её по праву называли Всесоюзной мамой.-2

Актёрская школа при «Ленфильме»

После окончания первого курса весной 1940-го Люба от кого-то услышала, что объявлен набор в актёрскую школу при «Ленфильме» на курс знаменитого режиссёра Сергея Герасимова, снявшего «Семеро смелых» и «Комсомольск». Когда Люба пришла на «Ленфильм», она просто опешила: в павильоне студии толпилось больше тысячи людей разного возраста, а мест на курсе было всего 22. Люба хотела, было, уйти, но что-то её остановило. Она вошла в аудиторию, прочла монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки», и услышала, что прошла в следующий тур. Дальше было ещё три тура, экзамены по общим предметам, которые она легко сдала, и приказ о зачислении. Но уходить из пединститута Люба не стала: родители бы этот её шаг не одобрили. Так она и училась в двух ВУЗах, да ещё и работала.

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли... Мама Люба Её по праву называли Всесоюзной мамой.-3

Брак

Школа круто изменила судьбу Соколовой: уже на первом курсе она встретила Георгия Араповского. Он был старше Любы на 10 лет, но друг другу они понравились сразу: она была настоящей красавицей, он – высоким, статным, красивым, интеллигентным. Когда он начал за ней ухаживать, Люба долго не решалась ответить взаимностью: она просто не могла поверить, что такой парень до сих пор не женат. Но Георгий познакомил Любу со своей мамой и вскоре отвёл в ЗАГС. Семья мужа была хорошо обеспечена, Люба из общаги переехала в большую ленинградскую квартиру, Георгий буквально носил любимую на руках, а в лице свекрови невестка обрела любящего человека, почти мать.

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли... Мама Люба Её по праву называли Всесоюзной мамой.-4

Блокада Ленинграда

Перед самой войной Люба снялась в своей первой картине «Маскарад» у своего учителя Герасимова, правда, в массовке. На экраны фильм вышел в сентябре 1941-го, когда уже шла война. Люба пошла на оборонный завод: и пользу хотела принести, и карточку рабочую получила. За годы войны Соколова получила 4 медали, в том числе, «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Георгия из-за плохого зрения на фронт не взяли даже в Ленинградское ополчение, и он тоже пошёл работать на завод, но и по двум рабочим карточкам продуктов не хватало: мама Георгия получала лишь иждивенческую карточку – те самые 125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам. Все ценные вещи они обменяли на еду, почти всю мебель сожгли в «буржуйке», ставшей центром всей жизни.

Первой в ноябре умерла свекровь, вслед за ней в промёрзшей насквозь квартире обессилев от голода, слёг муж: карточки у них украли. В последние дни декабря Соколова с трудом оделась и вышла на улицу, думая лишь о том, чтобы найти хоть какую-то еду для Георгия. С огромным трудом передвигая ноги, не ощущая обжигающего ветра с Невы и ставшего привычным голода, она брела по Литейному – уйти далеко от дома было страшно. Возле магазина, где выдавали по карточкам то, что в Ленинграде называли хлебом, ей удалось раздобыть горсть хлебных крошек – немыслимое богатство. Домой она пришла, неся в одной руке драгоценные крошки, в другой – кусок льда, подобранного неподалёку от дома: транспорт не ходил, и лёд был почти чистый. Войдя в квартиру, она услышала тяжёлое прерывистое дыхание мужа, положила лёд в кастрюльку и поставила её на печку, потом положила в едва начавшую закипать воду драгоценные крошки, но когда «блюдо» было готово, Георгий уже умер. Она опоздала буквально на несколько минут, и потом долго проклинала себя за то, что шла слишком медленно.

После смерти мужа Соколова решила, что и ей дальше жить незачем: на завод и за хлебом сил ходить не было, и из квартиры она не выходила. Однако её полуживую вывезли через Ладогу по Дороге жизни, а потом она на перекладных, сама не помня как, добралась до Иваново. Глядя на эту цветущую женщину в кино, вряд ли кому-то придёт в голову, что она едва не умерла от дистрофии, и лишь через год смогла ходить, не держась за стены и без посторонней помощи. Соколова почти потеряла зрение и слух, сидела у окна или на лавочке во дворе, устремив невидящие глаза в одну точку. Она была убеждена, что жизнь для неё закончилась. Но со временем возвратились звуки и краски, и постепенно она начала жить, ведь ей был всего 21 год.

ВГИК

Прасковья Фёдоровна предложила дочери ехать в Москву и снова поступить в театральное училище: во-первых, она уже окончила первый курс у Герасимова, во-вторых, как блокадница, имела право поступать без экзаменов и учиться бесплатно. В 1943-м Люба, почувствовав в себе силы, поехала в столицу и поступила во ВГИК на второй курс к Борису Бибикову и Ольге Пыжовой, работавшим ещё с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Люба была очень красива, следов дистрофии почти не осталось, и в институте на неё заглядывались многие, пытались ухаживать, но она хранила верность умершему мужу, и могла, не стесняясь в выражениях, «кавалера» отшить.

«Повесть о настоящем человеке»

ВГИК Соколова окончила в 1946-м, и получила распределение в Театр-студию киноактёра. Жилья в Москве у неё не было, и она ночевала в гримёрке. (В Ленинграде она могла получить хотя бы комнату, поскольку была прописана у мужа, но там слишком многое напоминало о блокаде, и она не поехала). В октябре 1948 года ей улыбнулась удача: Александр Столпер позвал её на небольшую роль Варварки в фильм «Повесть о настоящем человеке». Большой школой для себя Соколова считала общение с уже известным актёром Павлом Кадочниковым, игравшим главную роль безногого лётчика Алексея Мересьева. Картину встретили с восторгом, и с тех пор амплуа простой женщины – рабочей или крестьянки – навсегда закрепилось за Соколовой, стало её визитной карточкой.

"Повесть о настоящем человеке" (1948)

«Повесть о настоящем человеке» (1948)

"Летят журавли" (1957)

«Летят журавли» (1957)

"Ночной гость" (1958)

«Ночной гость» (1958)

ГДР

В 1951 году Театр-студию киноактёра закрыли. Жилья в Москве по-прежнему, не было, и Соколова была вынуждена отправиться в провозглашённую за два года до этого Германскую Демократическую Республику: там в Потсдаме при Советской оккупационной группе войск был открыт драмтеатр. В ГДР Соколова, гастролируя по советским воинским частям, прослужила 5 лет. Играла она, в основном в классических спектаклях, но, по большей части, в эпизодах, и особой радости это ей не приносило. В чём Соколова выиграла, так это в зарплате: Восточная Германия считалась заграницей, и платили там вдвое больше, чем в СССР. Так же у Соколовой была весьма комфортабельная служебная квартира. Позже этот период жизни за границей Соколова вспоминала неохотно: эти годы она считала потраченными зря.

"Баллада о солдате" (1959)

«Баллада о солдате» (1959)

"Хождение по мукам" (1957-1959)

«Хождение по мукам» (1957-1959)

"Серёжа" (1960)

«Серёжа» (1960)

Москва

В Советский Союз Соколова вернулась в 1956-м, и на заработанные деньги купила однокомнатную кооперативную квартиру в Москве. Ей было уже 35 лет, но никаких достойных ролей всё еще не было. Тем не менее, после приезда в Москву её стали снимать всё чаще, но, как и прежде, в небольших ролях, хотя и в больших фильмах: она сыграла у Михаила Калатозова в «Летят журавли», у Григория Чухрая в «Балладе о солдате», в «Тихом доне» у Герасимова.

"Я шагаю по Москве" (1963)

«Я шагаю по Москве» (1963)

Георгий Данелия

Соколова старалась не унывать, она верила, что всё у неё получится. О романах и замужестве она даже не помышляла, хотя её руки, как и раньше, добивались многие. Всё изменилось на съёмках картины Григория Рошаля «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого. Соколова играла небольшую роль Анисьи, потерявшей мужа, двоих детей и всё хозяйство. На съёмках Соколову увидел выпускник Московского архитектурного института слушатель Высших режиссёрских курсов Данелия, как и первый муж – Георгий. Он влюбился с первого взгляд, и буквально не давал Соколовой прохода. Он был младше её на 9 лет, но перед напором красавца-грузина она не устояла. Отношения они оформлять не стали, и так и прожили в гражданском браке 27 лет. В 1959-м у них родился сын Николай, у которого была двойная фамилия – Соколов-Данелия. Георгий снимал Соколову во всех своих фильмах, хотя главных ролей ей не давал: возможно, опасался обвинений в кумовстве.

Любовь Соколова и Георгий Данелия

Любовь Соколова и Георгий Данелия

"Тридцать три" (1965)

«Тридцать три» (1965)

"Берегись автомобиля" (1966)

«Берегись автомобиля» (1966)

"Доживем до понедельника" (1968)

«Доживем до понедельника» (1968)

"Белорусский вокзал" (1970)

«Белорусский вокзал» (1970)

Роли мам и жён

В 60-е–70-е годы Соколова стала сниматься много, в небольших, но запоминающихся ролях мам и жён. Когда в сценарии появлялась такая роль, режиссёры, не задумываясь звали Соколову, потому, что лучше неё всё равно никто бы не сделал. За очень короткое время на экране Соколова, порой, одними глазами и лёгкой улыбкой ухитрялась рассказать о своей героине больше, чем другие исполнители за весь фильм Она очень ярко сыграла судью в «Берегись автомобиля» и маму Нади в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Сама Соколова очень любила роль жены потомственного алкоголика, мамы двоечника Вовы Левикова в «Доживём до понедельника»: за минуту она сумела передать трагедию этой женщины. В «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова она на недовольную фразу мужа, бывшего фронтового разведчика, а сегодня – слесаря, чудесно сыгранного Евгением Леоновым, лишь повернула голову, улыбнулась, и сказала: «Дурак ты, Ваня». Казалось, ничего не сделала, а душу вывернула и мужу, и зрителю.

"Джентльмены удачи" (1971)

«Джентльмены удачи» (1971)

"Печки-лавочки" (1972)

«Печки-лавочки» (1972)

"Сержант милиции" (1974)

«Сержант милиции» (1974)

Леонов вообще был любимым актёром Соколовой: Данелия снимал их обоих, и Соколова буквально трепетала перед ним. В комедии «Тридцать три» ей нужно было треснуть Леонова мокрой простынёй по лицу, и она долго не могла поднять на него руку: Леонов несколько раз получил по физиономии, но шлепки казались Данелии неубедительными, и тогда Леонов взмолился: бей, уж, со всей силы, а то у меня морда уже красная и мокрая. Вот тогда Соколова и ударила, но, на мой взгляд, всё равно в полсилы, любя.

"Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975)

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975)

"Белый Бим Чёрное ухо" (1976)

«Белый Бим Чёрное ухо» (1976)

"Два капитана" (1976)

«Два капитана» (1976)

Зритель её очень полюбил, ведь она была по-настоящему своя, словно только что спросила вас, стоящего в очереди за кефиром: «Вы последний? Скажите, что я за вами заняла, я сейчас подойду – у меня сын возле гастронома в коляске». Позже Соколова сама стала отказываться от больших ролей, чтобы уделять больше времени сыну и мужу. От отрицательных ролей Соколова наотрез отказывалась: она не хотела с экрана нести негатив, и сама настолько вживалась в образ, что после отрицательных персонажей долго не могла прийти в себя.

"Тимур и его команда" (1976)

«Тимур и его команда» (1976)

В 1969 году Соколова стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1977-м – Народной РСФСР, в 1990-м – Народной СССР.

Разрыв

Довольно скоро Соколова поняла, что Данелия не из тех, кто хранит верность: у гражданского мужа начался длительный роман со сценаристкой Викторией Токаревой. Соколова сходила с ума от ревности и обиды, но на съёмках своего горя она не показывала, была неизменно весела и улыбчива. Вскоре они стали жить в одной квартире, словно соседи в коммуналке, всю свою любовь Соколова отдавала сыну. Николай поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, стал снимать короткометражные фильмы.

"Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

"Удивительные приключения Дениса Кораблёва" (1979)

«Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979)

"Вам и не снилось..." (1980)

«Вам и не снилось…» (1980)

В 1984 году после 26 лет совместной жизни Данелия решил уйти и от Соколовой, и от Токаревой, и официально женился на актрисе и режиссёре Галине Юрковой. Услышав об этом, Соколова собрала вещи и ушла к маме в ту самую «однушку», которую купила, вернувшись из ГДР. Для неё окончательный разрыв с Данелией стал настоящее трагедией, но свою боль она, как и раньше, никому не показывала. Тяжесть усугублялась тем, что сын в это время очень изменился, отдалился от матери. Однажды на съёмках она долго не могла дозвониться Николаю. До квартиры сына она добралась только утром. На звонки никто не открыл, ключей у неё не было, и дверь пришлось взламывать с помощью милиции. В квартире обнаружили Николая и его друга, оба были мертвы. Случилось это всего через год после расставания с Данелией. Сыну было 26 лет. Причины смерти обоих не установлены до сих пор.

"Мелодия на два голоса" (1980)

«Мелодия на два голоса» (1980)

"Не стреляйте в белых лебедей" (1980)

«Не стреляйте в белых лебедей» (1980)

Соколова, как после смерти Араповского, не хотела жить. Лишь неимоверным усилием воли она взяла себя в руки, и с головой ушла в работу, а всю свою любовь отдала внучке Маргарите, дочери Николая. Соколовой было далеко за 60, но она продолжала активно сниматься в кино. Обычно, чем старше становился актёр, тем меньше ему поступало предложений, но в этом отношении Соколова была человеком уникальным: с возрастом количество предложений только росло.

"Долгая дорога в дюнах" (1980-1981)

«Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

"И жизнь, и слёзы, и любовь" (1983)

«И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983)

Соколова много ездила по стране с концертами, которые проходили при полных залах. Зрители часто отождествляют актрису с её героинями, и к Соколовой шли люди со своими проблемами, бедами и горестями: просили провести газ, электричество, починить крышу и канализацию.

"Самая обаятельная и привлекательная" (1985)

«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)

Авария

1 октября 1994 года Соколова со своей подругой актрисой Майей Булгаковой ехали на концерт. Водитель ВАЗовской «восьмёрки», присланной организаторами концерта, не справился с управлением и на большой скорости врезался в столб. Соколову спасли, а Майя Булгакова умерла в больнице спустя несколько дней после аварии: врачи сказали Соколовой, что она в какой-то момент просто перестала бороться за жизнь. Соколова поверила, ведь совсем недавно умер муж Булгаковой, которого она очень любила, и прожила с ним 20 лет.

"Авария - дочь мента" (1989)

«Авария — дочь мента» (1989)

Травмы, полученные во время аварии, серьёзно подорвали здоровье уже совсем не молодой Соколовой, но она продолжала сниматься. На концертах она читала стихи сына и пела романс, посвящённый Георгию Данелии, который написала сама.

"Сочинение ко Дню Победы" (1998)

«Сочинение ко Дню Победы» (1998)

6 июня 2001 года Любовь Соколова умерла, едва закончив съёмки в фильме Каринэ Фолиянц «Вальс на прощание». До своего 80-летия она не дожила меньше двух месяцев.