Римма Маркова и Нонна Мордюкова были из той категории женщин, про которых говорят: “Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.
Они резали правду-матку, погоняли мужей, ссорились с коллегами и родными, если что-то было не по ним. Они были единственными людьми, которые могли вынести характеры друг друга. Просто потому, что были одинаковыми.
Римму Маркову мало кто помнит на экране молодой. По-настоящему востребованной актриса стала только после сорока. Для зрителя она так и осталась королевой эпизодов. Свою эпизодическую роль в фильме “Покровские ворота” она сыграла легко, без репетиций и без вживания в роль.
Она была резкой, бескомпромиссной, также дымила всю жизнь, также любила вставить крепкое словцо. Многие коллеги звали ее не иначе, как Рим Маркович.
Надежда Петровна из фильма “Бабье царство” одна из немногих главных ролей Риммы Марковой. Причем увела она эту роль у самой Нонны Мордюковой.
Римма Маркова и Виталий Соломин в фильме «Бабье царство»
Будучи в то время уже звездой, Мордюкова на 100 процентов была уверена, что главная роль в этом фильме достанется именно ей. Это был абсолютный ее типаж — сильная деревенская баба.
Но режиссер Салтыков выбрал никому неизвестную Маркову.
Нонна Мордюкова была в бешенстве. Говорят, после премьеры фильма она подошла к Марковой и заявила, что та, как актриса, абсолютный ноль. Маркова тоже за словом в карман не полезла. Наговорив друг другу колкостей, Нонна и Римма рассмеялись и пошли вместе выпить по-рюмочке. С тех пор актрисы стали самыми близкими подругами.
Из-за схожести типажа в одном фильме их практически никогда не снимали. Исключением стала картина Михалкова “Родня”. Маркова прилетела отпраздновать день рождения подруги, а та попросила дать Римме какую-нибудь роль.
Они были похожи не только по стати, но и по характеру. “Мы с тобой с одного конского завода”, — шутила Мордюкова. А Римма поправляла: — Нонна, не с конского завода, а из одной конюшни”.
-Вася был холостой, он предлагал: «Ты ни с кем не сживешься, только со мной. Мы созданы друг для друга». -Я бы полетела за ним», — признавалась при жизни Мордюкова
Но именно из-за того, что они были из “одной конюшни”, они часто ссорились. Быстро вспыхивали как спички и выражений не выбирали. Поехав вместе отдыхать в санаторий, они умудрились поругаться на второй день. Поводом послужило то, что Мордюкова вставала рано, а Маркова в обед.
А еще подруги ревновали друг друга к работе. Маркова переживала, что все главные роли уходят Мордюковой, а ей достаются только эпизоды.
Однажды они несколько месяцев не разговаривали из-за того, что на одной из встреч Маркову встретили более бурными аплодисментами, чем Мордюкову. В итоге отходчивая Мордюкова первая позвонила подруге. Заодно призналась, что несколько лет назад обозвала ее нулем в картине “Бабье царство” только из зависти.
Роль в “Бабьем царстве” сделала известной Маркову не только в СССР, но и за границей. Фильм высоко оценили на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Съемочная группа в полном составе отправилась за призами в Испанию.
Римма Маркова на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне
Там Маркову заприметил испанский барон Гонсалес Гарсия Хосе Антонио. В свое время он учился в СССР. По-русски говорил почти без акцента.
Актрисе на тот момент было 43 года, и она была дважды разведена. Барон приехал за Марковой в Москву уже через неделю. Пылкий поклонник позвал ее замуж. Хотя она и не испытывала к нему никакой любви, они в итоге поженились.
Римма Маркова с третьим мужем, испанцем Антонио. 1968 год (Фото из семейного архива Риммы Марковой)
Дамская судьба Нонны Мордюковой сложилась не особо удачно. Она была слишком влюбчивой, даже неразборчиво влюбчивой.
В этом плане Римма Маркова была другой. Она не цеплялась за мужчин и не страдала от одиночества.
Так случилось и в браке с испанским бароном. Она сразу заявила мужу: “Я буду жить только в СССР”. Мадридский бизнес не позволял отлучаться мужу надолго, поэтому Антонио бывал у жены только наездами. Испанец отличался ревнивым характером и каждый приезд устраивал жене “веселую жизнь”.
Когда она поняла, что у них будет ребенок, она решила прервать беременность, потому что знала, когда ребенок родится, она будет вынуждена уехать с мужем. Антонио она поставила перед фактом после того, как все сама решила и сделала.
Горячий испанец впервые замахнулся на жену, но ударить не смог. Узнав эту новость, он ушел из дома, даже не забрав свои вещи. Больше Маркова его не видела.
________________
Такой же своенравной была и Мордюкова: “Чтобы держать меня в руках, нужен мужик. А Слава вяловат. Казачку нужно систематически бить кнутом, а он этого не умеет. Скорее я начну его бить, чем он меня”.
И Маркова и Мордюкова были остры на язык, но режиссеры терпели их ради зрителя.
В 90-е годы подруги остались без работы. Иногда им приходилось в буквальном смысле работать за еду.
-Нонна, слушай, в колхоз приглашают, поехали.
В это непростое время Нонна Мордюкова не раз напоминала Марковой про ее испанского мужа:
-Римма, я тебя умоляю, только не ори.
-Что такое?
-Давай Антонио позвоним.
-Да ты что?! С ума сошла?
-Но ты же жена.
Самое интересное, что Маркова так и и не оформила с Антонио официальный развод. И вполне могла претендовать на часть наследства после его смерти. Его родственники даже предлагали это Марковой.
Все было по закону, но актриса отказалась. Она сказала: — Какое я имею право на его наследство? — вспоминает близкая коллега, считая, что таким образом отреагировала бы редкая современная актриса.
-Я с ним не поехала, я не родила ему ребенка, я сломала ему жизнь, — рассуждала Римма Маркова.
Римма Маркова и Нонна Мордюкова в рекламном ролике «Спаси и сохрани»
Если в 90-х Маркова еле сводила концы с концами, то 2000-х у нее практически не было простоя в работе. К ней пришла вторая слава. Она стала у режиссеров просто нарасхват.
-Оказывается, после 80 лет жизнь только начинается, — смеялась она.
В этом возрасте она снималась чаще, чем в молодости.
А вот Нонна Мордюкова к тому времени давно уже не снималась, появившись в последний раз в 1999 году в фильме “Мама”. Стоящих ролей не предлагали, да и здоровье было уже не то. Она болела сахарным диабетом и часто лежала в больнице.
Первой из подруг ушла из жизни Мордюкова. Маркова страшно переживала смерть лучшей и единственной подруги.
Во время похорон вместе с горстью земли она бросила в могилу и свою фотографию со словами: “ Чтобы ты там была не одна”.
Она резко сдала, но пережила свою подругу на 7 лет