«Это первый советский триллер. Но интеллектуальный триллер», – такое определение дал режиссер Станислав Говорухин своей картине «Десять негритят»(1987), снятой по одноименному роману королевы детективов Агаты Кристи.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
1. Считалочка про негритят, положенная в основу сюжета романа, не была выдумана писательницей. Примерно в середине 1860-х годов американский поэт Септимус Виннер сочинил песенку «10 маленьких индейцев», которая с легкой руки английского поэта-песенника Фрэнка Грина понравилась и англичанам. Он переработал песню, заменил индейцев на негритят, посчитав их более привычными для для английского общества. Позже она была издана в виде детской книжки, благодаря которой ребятишки учились считать и знакомились с правилами безопасного поведения. Кстати, в первоначальной версии десятый негритенок остался жив, женился и у него народилось десять маленьких негритят.
2. Роман Агаты Кристи «Десять негритят» был написан в 1939 году. В англоязычных странах он публикуется под названием «И никого не стало». Так же называлась и пьеса писательницы, которая имела альтернативную концовку. Исследователи предполагают что, помимо считалочки, на сюжет романа Кристи повлияла пьеса Оуэна Дэвиса «Девятый гость» (1930), в которой гости один за другим погибают от рук неизвестного хозяина.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
3. Роман «Десять негритят» был 12 раз экранизирован кинематографистами разных стран. Версия Станислава Говорухина – девятая по счету и наиболее близкая к книжному тексту. В ней сохранено место и время действия, персонажи и концовка.
4. Перед написанием сценария Говорухин прочитал три лучших, по его мнению, детектива – «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо, «День Шакала» Фредерика Форсайта и «В августе сорок четвертого» Владимира Богомолова. По ним он учился создавать напряженную обстановку в повествовании. В итоге она великолепно чувствуется и на экране. «Там нет моря крови… Есть напряжение, животный страх. Зритель в ожидании… Я именно этого и хотел достичь», – говорил режиссер.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
5. «…Хотя на съемочной площадке атмосфера была гораздо веселее. Во многом это заслуга Саши Абдулова», – вспоминал Говорухин. Абдулов оказался единственным актером, который не дочитал сценарий до конца,ведь его персонаж погибает в начале фильма. Позже он заинтересовался, кто убийца, но члены группы договорились не раскрывать секрет до финала съемок. Артист не обиделся, просто частенько появлялся на площадке и продолжал приставать к участникам съемки. «Мы его звали человек-радость. Всех растормошит, рассмешит, поднимет настроение», – рассказывал режиссер.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
6. Однако на площадке не всегда царило веселье. Анатолий Ромашин из-за суеверия не стал сниматься в сцене гибели своего персонажа, доктора Армстронга, но это оказалось опасным даже для каскадера. Разбушевавшееся море отбросило его на камни, лицо было поранено. Пострадал при падении и дублер Александра Кайдановского. А Татьяна Друбич на съемках финальной сцены чуть не задохнулась по-настоящему. Поэтому следующие дубли отыграла гримерша.
7. Актерам удалось напугать и других людей, случайно заглянувших на съемочную площадку. Для съемки сцены убийства дворецкого Роджерса актера Алексея Золотницкого загримировали и попросили полежать на улиц под дождем – «для правды жизни». В этом виде его застали туристы, направляющиеся в «Ласточкино гнездо». Особый эффект произвело то, что «убитый» артист внезапно поднял голову и посмотрел на зевак.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
8. Работа над фильмом проходила в Крыму и в павильонах Одесской киностудии. Основные события, связанные с Негритянским островом, снимали на территории знаменитого памятника архитектуры «Ласточкино гнездо». Для того чтобы замок был менее узнаваемым, часть его фасада перекрыли декорациями. Интерьеры построили на студии. Натуру подобрали в нескольких местах. К примеру, катер, который привез гостей на остров, на самом деле отправляется от причала в Гурзуфе, затем проплывает возле скал в открытом море (акватория Гурзуфа), а причаливает к скале Дива в поселке Симеиз. Крутую каменную лестницу нашли тоже в окрестностях поселка. А общий план острова в бескрайнем море создали с помощью макета, установленного в бассейне.
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
9. Режиссер очень внимательно относился к деталям. Татьяна Друбич вспоминает: «Говорухин меня измучил открыванием дверей. Почему-то это было очень принципиально». Для того чтобы найти нужный скрип полов, режиссер осмотрел множество старых зданий, ведь записанный звук должен был нагнетать обстановку на экране. Случившийся шторм тоже оказался в тему: в это время сняли множество тревожных сцен.
10. Кстати, Станислав Говорухин внес личный вклад в загадочную атмосферу острова. Помните начальную сцену фильма? Чья-то рука расставляет фигурки негритят на подносе. Это сам Станислав Сергеевич. Узнать его в отражении может только очень внимательный зритель!
Кадр из кинофильма «Десять негритят», 1987 г., режиссер и сценарист Станислав Говорухин, композитор Николай Корндорф (скриншот)
Думаем, что истинные ценители классического английского детектива не откажутся пересмотреть замечательную версию Станислава Говорухина.