«Саша, спокойствие. Женщины – они такие же, как и все. Ты думаешь, у них всё устроено по-другому? Чушь! Они хотят так же, как и мы!»
Если спросить, Вадима – отчаянного ловеласа и сердцееда – в чём соль жизни и как найти подход к трепетной женской душе (и не к ней в первую очередь), он объяснит в двух словах, доходчиво и даже с примерами из истории Древнего мира: например, почему Клеопатра с утра вставала, принимала душ и была как новенькая, а после могла идти на работу и заниматься государственными делами. И почему у Соломона было столько жён. Да просто законы были дурацкие!
Драма «Любовь». Киностудия «Зодиак», киностудия имени Горького, киностудия «ТТЛ», 1991 год. Режиссёр и автор сценария Валерий Тодоровский. Саша – Евгений Миронов
Вадим, друг Саши и завзятый плейбой – Дмитрий Марьянов
Этот фильм режиссёра Валерия Тодоровского некоторыми художественными приёмами неуловимо напоминает гениальные творения Enfant terrible мирового кино Педро Альмодовара, большого доки по части эпатажа: его истории о вечных ценностях обычно щедро сдобрены перчёным юмором на грани фола и упакованы в обёртку, шокирующую своей откровенностью. На контрасте основная идея становится ещё более выразительной и бьёт в самое сердце.
Сюжет о двух друзьях, один из которых на любовном фронте давно имеет генеральский чин и жонглирует женским вниманием словно фокусник, а другой – юный, неопытный, наивный новобранец, который пороху не нюхал, страстно жаждет амурных приключений и внимает приятелю с открытым ртом, не обещал глубоких смыслов.
Однако любимый мною Евгений Миронов в главной роли самим фактом своего участия в фильме гарантировал, что картина не будет «проходной».
На вечеринке Саша и Вадим знакомятся с девушками, причём Саша, изрядно перебравший, не помнит ни имени, ни лица своей новой подруги – в кармане брюк, замоченных в тазу, остался лишь номер телефона, написанный на обрывке тетрадного листа в клетку, и имя: Маша.
Бурный роман Вадима с хорошенькой генеральской внучкой, живущей в огромной квартире в престижном доме недалеко от Кремля и охраняемой бабкой-генеральшей, любящей приложиться к рюмке и глухой как дятел, катится точно по рельсам: гладко и плавно.
Марина генеральская внучка – Татьяна Скороходова
Странные и неровные отношения Саши с девушкой-еврейкой из интеллигентной семьи, где все почему-то находятся на грани срыва и то и дело переходят на крик, даже нельзя назвать романтическими.
Простой бесхитростный парень не умеет ухаживать и каждый раз словно натыкается на незримую стену, выстроенную красивой, всегда немного грустной, отстранённой и загадочной как манускрипт на древнем языке черноокой Машей. Кажется, у него мало шансов: девушка, не спеша приглашать в гости, морозит ухажёра на улице, наматывая бесконечные круги по периметру дома и непрестанно бегая в подъезд проверять почту.
Маша – Наталья Петрова
Ирина Евгеньевна, мать Маши – Наталья Вилькина
Казалось бы, именно в респектабельной тепличной роскоши генеральских апартаментов между двумя красивыми, беззаботными, беспечальными и молодыми должно вспыхнуть и получить продолжение яркое чувство.
Однако наш обаятельный казанова, застуканный глухой бабулей в неурочное время на кухне в чём мать родила с куриной ножкой в руке и без промедления отправленный под венец с обесчещенной им внучкой, быстро теряет интерес к хорошенькой молодой жене: он тяготится навязанной ролью и не хочет возвращаться в «свой мавзолей».
Бабушка Марины – Вия Артмане
А Саша, несмотря на неопределённость положения и ребусы, которые то и дело задаёт ему Маша и её семейство своим эксцентричным поведением, на глазах превращается из растерянного нелепого мальчугана, который смущается, ёрзает на стуле и даже пытается глумиться над своей непрошенной нежданной любовью, во взрослого человека, настоящего мужика – крепкую опору, надёжную защиту.
Кому-то может показаться, что Тодоровский перемудрил, собрав в одном фильме проблемы антисемитизма, эмиграции, жестокой травли, пережитого группового насилия и разницы в социальных статусах.
Если переводить кинофабулу дословно и без затей, получается именно так. Да и сцену в электричке, которую многие называют самой сильной в картине, можно истолковать буквально: как стремление уязвлённого парня унизить и оскорбить любимую девушку.
Однако талант Евгения Миронова, который способен удивительным образом передать целую гамму чувств и переживаний через виртуозное сочетание глубокого драматизма с мягкой озорной иронией и искромётным юмором, позволяет понять всю бездну отчаяния главного героя, который через душевное страдание переживает катарсис и мужает на наших глазах.
Нет, в этом фильме не будет счастливого финала. Но в нём будет Любовь. Та, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего.
И которая всему верит, всего надеется, всё переносит и никогда не перестаёт.
«Любовь» Валерия Тодоровского получила несколько кинонаград, в том числе приз Гетца на МКФ в Чикаго.
Евгений Миронов в 1992 году был удостоен приза за лучшую мужскую роль в конкурсе «Кино для всех» на фестивале «Кинотавр» в Сочи, гран-при МКФ «Звёзды завтрашнего дня» в Женеве, а также приза кинопрессы лучшему актёру года.