Заслуженный артист России (2021 г.) Леонид Бичевин. Фото — Яндекс-картинки
Сначала о «фейсе» из заглавия. Не авторская вольность вовсе — практически цитата. Выцепила как-то из читательских комментариев обмолвку, мол, Бичевину с таким-то «фейсом» куда дворян играть?!
Не дав себе вскипеть «разумом возмущенным», благим умом прикинула, какая же приятная возможность поделиться впечатлениями от игры одного из почитаемых артистов молодой театральной плеяды.
В конце концов, не все обязаны знать, что в своем «калашном ряду» даровитый актер с таким «фейсом» вовсю дворян и играет. И прекрасно с этим справляется. Впрочем, в его родном Театре имени Вахтангова по-иному и не получится.
Леонид Бичевин в роли заглавного героя в постановке «Евгений Онегин». Фото — Яндекс-картинки
Да и текущий год подталкивает к такой мысли, ведь ведущему актеру Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова нынче стукнет 40 лет. Знаменательная дата ожидается ближе к Новому году, будущий лицедей появился на свет, словно праздничный подарок, 27 декабря.
Почти три года назад , в сентябре 2021-го, Леонид Александрович получил почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». На тот момент ему было полных 36. Может, кому-то покажется рановато. Не знаю. Думаю, «блажен, кто вовремя созрел». Прекрасный возраст, когда в творческом багаже уже десятки сыгранных ролей, любовь зрителя и признание профессионального сообщества.
Леонид Бичевин в постановке «Фредерик, или Бульвар преступлений» ( Э.Э.Шмитт ). 2006 год. Режиссер Николай Пинигин. Фото — сайт Театра имени Вахтангова
Свои первые шаги на прославленной сцене юный Бичевин сделал, не будучи еще в труппе. В режиссерской работе Сергея Голомазова «Посвящение Еве» (постановка Сергея Яшина) его роль значится так: химеры — студенты Театрального института имени Бориса Щукина. Прекрасное вступление в профессию в окружении воодушевленных сверстников и под началом именитых мэтров — Евгения Князева и Василия Ланового.
В том же, 2006 году, получив заветный диплом, молодой специалист влился в коллектив, славные традиции которого ныне поддерживает и он — Леонид Бичевин. Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова возглавлял в то время Михаил Ульянов. На сцене творили настоящие звезды — Вячеслав Шалевич, Юрий Яковлев, Юлия Борисова. Бичевин вспоминает, что сначала буквально робел перед старшими коллегами, а строгого взгляда Владимира Этуша даже немного побаивался.
Леонид Бичевин на открытии памятника народному артисту СССР Михаилу Ульянову в Москве в День театра — 27 марта 2024 года. Фото — ВКонтакте
Но робей — не робей, а работать надо. Тем более, что обладателя престижного щукинского диплома сразу ввели в несколько спектаклей. Концентрация мэтров на каждом метре вахтанговской сцены просто зашкаливала. Так, симпатичный стражник в красочной постановке «Али-баба и сорок разбойников» пропускал вперед обаятельнейшую Галину Коновалову. В мелодраме «Глубокое синее море» учился мастерству у Евгения Князева. В комедии «За двумя зайцами» будочник с актерской фамилией Бичевин, наверное, вовсю мотал на ус, осваивая знаменитое театральное пространство.
Леонидо — практически первая именная роль Леонида Бичевина случилась в постановке своего педагога, народного артиста РФ Юрия Шлыкова «Собака на сене». Ныне профессор знаменитой Щуки объединил тогда вокруг идеи легкой классической комедии Лопе де Вега вахтанговскую молодежь. Замысел удался. Даровитое молодое поколение оправдало ожидания публики и своего наставника.
Первым спектаклем, где Бичевин сыграл большую роль, одну из заглавных, стала постановка Римаса Туминаса «Троил и Крессида.».
Леонид Бичевин в роли троянского воина Троила. Фото — Яндекс-картинки
Режиссер Римас Туминас, имея за плечами мощную школу ГИТИСа, пришел в Театр в 2007 году. И, наверное, можно сказать, что молодое поколение вахтанговцев взращивало свой талант в рамках театральной эстетики интерпретации русской классики, которую вознес на недосягаемую высоту талантливый постановщик. Туминас воплотил на исторической сцене самые знаковые литературные творения, постановки которых вошли в золотую коллекцию Театра имени Вахтангова.
Спектакль «Троил и Крессида». Сын троянского царя Троил ( артист Леонид Бичевин) и Крессида (Евгения Крегжде ). Фото Яндекс- картинки
Но его первой постановкой на знаменитой сцене стала пьеса Шекспира, интерпретация гомеровского сюжета из времен Тронской войны.
«Троил и Крессида» — спектакль на любителя, в хорошем смысле этого выражения, без всякой подоплеки. На большого любителя античности, например. Чтобы вникать в пространные речи древних греков и троянцев, нужно определенного рода терпение. Или на необыкновенно благодарного почитателя творчества Туминаса, вникающего во все его работы. И таких зрителей, слава богу, достаточно.
Во мне же говорит поклонник даровитого молодого актера. Леонид Бичевин в первой своей большой работе хорош собой, как и следует античному герою. Молодой воин прекрасно сложен, находится в отличной физической форме. Видимо, чтобы подчеркнуть возрастную незрелость Троила, актер то басит, то повышает тональность звучания голоса .
Любовная неопытность обыгрывается тоже весьма забавно. Сцены сближения с такой же юной Крессидой хоть и далеки от откровений «Декамерона», но такие легкие-легкие поклончики в сторону непристойности очевидны. Ну, это и дань театральной моде.
И конечно же, нельзя не отметить певческий опыт достойного выпускника Щукинского училища, где намеренно делается акцент на пластику и вокал, навыки чрезвычайно необходимые во многих постановках Театра имени Вахтангова. Троил смело так поет арию «Una furtiva lagrima из оперы Доницетти » Любовный напиток».
Бичевин в образе Микеле, сына заглавной героини в пьесе «Филумена Мартурано», поет неаполитанскую песню Родольфо Фальво. Фото — Яндекс-картинки
Слегка отклонившись от строгой хронологии, вспомним , что пел Бичевин и в постановке «Пристань»: — » Скажите, девушки, подружке вашей…»
«Пристань»- работа значимая в истории вахтанговской сцены. Она создана к 90-летию именитого театра как некий поклон мэтрам — Вячеславу Шалевичу, Владимиру Этушу, Василию Лановому, Галине Коноваловой, Юрию Яковлеву, Юлии Борисовой, Людмиле Максаковой и другим по-настоящему народным артистам. Прекрасная идея, театральный микс производит сильное впечатление.
Талантливой молодежи в поставке много, но главные герои, конечно, не они. Бичевин в спектакле поддерживает дань почтения звездам Вахтангова — Ирине Купченко и Евгению Князеву. А «Филумена Мартурано» давний-давний спектакль середины 50-х.
Актеры Леонид Бичевин, Евгений Князев, Дмитрий Соломыкин в постановке «Пристань». Фото -Яндекс-картинки
В экспресс-версии, представленной в «Пристани», старшего сына Филумены Микеле как раз и играет Леонид Бичевин. Вместе с Дмитрием Соломыкиным и Артуром Ивановым они весьма забавно, словно пародируя итальянское кино, представляют тройку братьев, внезапно обретающих мать и отца.
В «Пристани» воплощена интересная задумка режиссера Туминаса. По идее , это цельное сценическое произведение, в котором представлены экспресс-версии, по вольному определению автора публикации, нескольких значимых в 90-летней истории Театра Вахтангова работ. Выбор каждого спектакля определялся участием того или иного известного артиста.
Должна признаться, что первоначально такая затея показалась странной. Но при просмотре понимаешь, насколько интересной получилась вещь. И теперь уже сам спектакль «Пристань» вошел в историю Театра как значимое представление. А в творческой копилочке молодого Бичевина появился еще один вклад — бесценный опыт.
Спектакль «Маскарад», режиссер-постановщик Римас Туминас. Фото — Яндекс-картинки
Не менее важное на тот момент событие в творческой карьере артиста случилось годом ранее, в 2010-м состоялась премьера спектакля «Маскарад».
Именем Лермонтова открыл череду своих постановок русской классики большой художник Римас Туминас. В первой же его работе четко проявился необыкновенный режиссерский почерк, обозначилась мощь постановочной идеи, где поэтическое слово Лермонтова магическим образом сливается с могучей музыкой Хачатуряна и обволакивает разум зрителя. И противостоять этой красоте невозможно, да и не надо. Словно небесные силы дают вдохновение этой пластике актерского тела и голоса, и в сотый раз убеждаешься, как же выигрышно смотрится игра каждого при интересной постановочной идее.
Арбенин ( Евгений Князев,), Нина ( Мария Волкова), князь Звездич ( Леонид Бичевин.). Фото — Яндекс-картинки
Этот спектакль необыкновенной сценической красоты до сих пор в текущем репертуаре, и ныне заслуженный артист России Леонид Бичевин бессменно выходит на подмостки в роли князя Звездича. И это, на мой взгляд, большая удача и один из сильных моментов постановки, что и Арбенина, и Звездича всегда играют Князев и Бичевин. И это потрясающая игра двух ярчайших артистов придает спектаклю особую энергетику.
» Маскарад» , сценическая интерпретация драмы М.Ю Лермонтова в Театре имени Вахтангова. Фото — Яндекс-картинки,
Князь Звездич, этот несомненный шалопай, а строго осуждая, и вовсе крайне отрицательный тип, в исполнении Бичевина вызывает чуть ли ни восхищение. Да-да. Ну, не сутью героя, конечно. Он, разумеется, беда всех бед в сюжетном развитии лермонтовской драмы, но «нельзя быть на свете красивой такой». В данном случае, речь о красивой актерской игре. Нельзя же таких несимпатичных героев играть сокрушительно обаятельным актерам.
Звездич Бичевина — в центре маскарадного праздника жизни, настоящее проявление высокого лицедейства.
Вахтанговский «Маскарад» — один из любимейших спектаклей, в котором, по ощущениям, сошлось все — высокий гений Лермонтова, неоспоримый талант постановщика и его мощная сценическая идея, могучая музыка, интереснейшая актерская трактовка всех главных образов. Игра Евгения Князева (Арбенин), Лидии Вележевой (баронесса Штраль), Марии Волковой (Нина) — театр невообразимого удовольствия.
Артисты Олег Лопухов, Леонид Бичевин, Евгений Князев в драме «Маскарад». Фото — Яндекс-картинки
Если следовать и далее строго хронологической направляющей творчества талантливого молодого актера, то нужно сказать, что за «Маскарадом» следовали «Бесы» режиссера Рубена Симонова, «Гроза» в постановке Уланбека Баялиева, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в интерпретации Владимира Мирзоева. Некоторые работы ныне отправлены в архив, «Гроза» идет на Новой сцене.
Постановка пьесы А.Н. Островского «Гроза». Борис ( Леонид Бичевин), Катерина (Евгения Крегжде). Фото — сайт Театра имени Вахтангова
Названных спектаклей видеть не довелось, все пересмотреть невозможно. А вот очередная, выдающаяся, на мой взгляд, постановка русской классики Римасом Туминасом вновь вскружила зрительскую голову — «Евгений Онегин» 2018 года.
Спектакль «Евгений Онегин». Артисты Алексей Гуськов, Леонид Бичевин (Евгений Онегин ), Евгения Крегжде (Татьяна Ларина). Фото -Яндекс-картинки
Особенность этой постановки — два равнозначных состава. Леонид Бичевин и Виктор Добронравов выходят на сцену в образе молодого Онегина попеременно. Ничуть не умаляя достоинств игры другого актера, чуть-чуть жалею, что не Бичевина видела в роли главного героя. Все-таки они актеры довольно разной театральной породы. Но спектакль прекрасный, точно вкупе с остальными постановками Туминаса составит настоящую эпоху в истории Театра Вахтангова. Тот же узнаваемый творческий почерк режиссера и безупречная реализации его идеи.
Упомяну этот спектакль еще и по другой причине. Во второй части, когда Ларины отправляются по зимнику в Москву, в пути встречается зайчик. Чудный танцующий толстопузик, наверное, как привет от того легендарного беляка, перебежавшего некогда дорогу Пушкину в Петербург. Сценка получилась настолько милой, что публика , аплодируя где-то раз пять-шесть в течение спектакля, один из своих комплиментов дарит артистке Бердинских, танцующей партию этого «исторического» зайца.
Актеры Театра имени Вахтангова Леонид Бичевин и Мария Бердинских. Фото — Яндекс-картинки
Сочтем это подходящим поводом для перехода к личной жизни обаятельного актера. Где-то в соцсетях Леонид признался, что в свою будущую жену влюбился, увидев, как та танцует. Зритель может подтвердить — зайчик в ее исполнении получился точно хорошо танцующим. Да, артисты Леонид Бичевин и Мария Бердинских — супружеская пара.
Осенью 2010 года в Японии на горе МашУ влюбленный Леонид сделал своей Маше предложение, а следующим летом молодые сыграли свадьбу на родине невесты — под Кировом. Бичевин, к слову, родом из Подмосковья.
Мария Бердинских тоже выпускница знаменитого Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академической театре имени Евгения Вахтангова. Сразу после получения диплома приняла приглашение в прославленную труппу. И за первую же свою большую работу — роль Сони в постановке Римаса Туминаса «Дядя Ваня» получила престижную театральную награду — «Хрустальную Турандот». Среди молодых вахтанговских актрис этот «рекорд» пока еще вроде никто не превзошел.
И хотя Бичевин с Бердинских актеры одного театрального коллектива, познакомились они, по озвученной ими версии, на съемках фильма «Рябиновый вальс».
Трогательная киноистория о послевоенных событиях из жизни молодого офицера-сапера стала счастливым моментом и в творческой биографии актера. Его игра высоко оценена жюри Международного фестиваля кино, Леонид Бичевин получил приз в номинации «Лучшая актерская работа».
Спектакль «Анна Каренина» , постановка Анжелики Холиной. Леонид Бичевин — граф Тушкевич. Фото — Яндекс-картинки
Супруги довольно часто пересекаются в спектаклях . Одно время вместе были заняты в «Бесах», «Анне Карениной», «Пристани». Ныне играют на одной сцене в » Маскараде» и «Евгении Онегине».
По признанию Бичевина, они всегда поддерживают друг друга, много говорят о театре, но до прямого разбора ролей на кухне дело, конечно, не доходит, все-таки семья это семья. И похоже, он счастлив своей женой, своими сыновьями, а их у пары двое — Иван и Степан. И это славно.
Как-то в одном из интервью Римаса Туминаса обратила внимание, что для режиссера важнее человеческие свойства актера, нежели его чисто профессиональные качества.
Леонид Бичевин видится очень хорошим человеком, мягким и добрым. Взгляд его лучист и приветлив. Своих героев артист тоже наполняет добром и светом. Хотя в его творческой карьере много разных образов — и приличных людей, и не очень. И его «фейс» лично меня точно не смущает. Он прекрасен.
Фото — Яндекс-картинки
И даже в его творческой профессии, где красавцев считать не пересчитать, у него свое особое, на мой взгляд, место. При всей его броской мужской фактуре и несомненной даровитости, он напрочь лишен самолюбования и непомерной амбициозности, так часто свойственной представителям актерского цеха.
Всегда улыбчивый и ироничный в оценке собственной значимости, он вызывает несомненную симпатию, когда видишь артиста в общении с прессой.
Фото — Яндекс-картинки
Бесспорному уважению надлежит и тот факт, что почти двадцать лет он служит одному театру. В постижении премудростей мастерства он терпеливо проходит этот долгий путь — ступенька за ступенькой. Театр не терпит недоучек, сцена мощный индикатор профессиональной пригодности. И зрителя не обманешь.
Бичевин по-настоящему театральный лицедей, он понимает и чувствует силу сцены, она же в ответ питает его актерскую энергию.
Спектакль «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского. Режиссер Рубен Симонов. Леонид Бичевин в роли Липутина. Фото — сайт Театра имени Вахтангова
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных просмотров кино и спектаклей с любимыми артистами!