Многие зрители отождествляют Анатолия Кузнецова с его героем – красноармейцем Суховым из киноленты «Белое солнце пустыни». Скорее не потому, что Анатолий Борисович был актером одной роли. Просто образ Сухова так точно и профессионально создан, что стал одним из лучших в советском кинематографе, впрочем, как и фильм.
Кадр из кинофильма «Белое солнце пустыни», 1969 г., режиссер Владимир Мотыль, сценаристы Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров, композитор Исаак Шварц (скриншот)
Анатолий Борисович родился в Москве 31 декабря 1930 года. На вопросы журналистов о том, как удается совмещать день рождения и Новый год, неизменно отвечал – достаточно, если в разгар празднования кто-то вспоминает и произносит за него тост.
Семья актера была творческой. Отец, Борис Сергеевич, во время войны пел в составе военного ансамбля, затем работал в Большом театре. Мама, Евдокия Давыдовна, не состоялась как профессиональная актриса, но любила театр и музыку. Двоюродный брат Анатолия Борисовича – Михаил Кузнецов. Он был на 12 лет старше и уже с 1940-х годов снимался в кино. Зрители знают его по фильмам «Машенька», «Матрос Чижик», «Марья-искусница».
Кадр из кинофильма «За витриной универмага», 1955 г., режиссер Самсон Самсонов, сценарист Алексей Каплер, композитор Александр Цфасман (скриншот)
Анатолий сначала пошел по стопам отца – закончил музыкальную школу, поступил на вокальное отделение в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Но решив стать драматическим актером, успешно сдал вступительные экзамены одновременно в Школу-студию МХАТ и Щукинское театральное училище. Послушал совета Михаила Кузнецова и выбрал Школу-студию.
К сожалению, отличные вокальные данные Анатолия Борисовича в кино практически не реализовались. Зато пригодились во времена, когда ролей стало мало. В последние годы он выступал с творческими вечерами и концертной программой, посвященной русскому романсу.
Кинодебют актера состоялся еще в студенческие годы. В 1954 году он получил одну из центральных ролей в приключенческом фильме «Опасные тропы». Затем последовали комедии «Гость с Кубани» и «За витриной универмага». Успешное начало определило выбор Кузнецова. После окончания вуза он отказался от предложений Ярославского театра имени Волкова и московского «Современника», поскольку нравилось именно кино. В 1958 года Анатолий Борисович вошел в труппу Театра-студии киноактера.
Кадр из кинофильма «Белое солнце пустыни», 1969 г., режиссер Владимир Мотыль, сценаристы Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров, композитор Исаак Шварц (скриншот)
Самой известной ролью артиста стал Федор Сухов в киноленте «Белое солнце пустыни» (1970). В фильм актер попал не сразу. В результате проб в «финал» вышли два исполнителя – он и Георгий Юматов. Выбор сделали в пользу второго, более знаменитого актера. Режиссер картины Владимир Мотыль, зная об алкогольной зависимости Юматова, предупредил – один его срыв и съемок не будет. Срыв произошел в самом начале. Пришлось срочно обращаться к Кузнецову. Анатолий Борисович, знакомый с Мотылем еще по картине «Ждите писем», тут же приехал. Без всяких обид и претензий. Режиссер считает: «Юматов был бы более «суперменистым» Суховым, а Сухов Анатолия Кузнецова ближе к герою русской сказки…» Возможно поэтому «Белое солнце пустыни» оказался фильмом «на все времена»? Сказки ведь не стареют.
Первый советский истерн (как его назвали) принес невероятную популярность всем главным исполнителям, особенно Кузнецову. Но артист утверждал: «Упрекнуть себя в том, что звездной болезнью болел, не могу – это природе моей противоречит. …Очень застенчив был (для артиста это плохое качество), и если перефразировать Чехова, по капле выдавливал из себя застенчивость».
Кадр из кинофильма «Уснувший пассажир», 1993 г., режиссер Ярополк Лапшин, сценарист Анатолий Степанов, композитор Александр Пантыкин (скриншот)
За свою кинокарьеру Анатолий Борисович сыграл более 100 ролей и оказался известным не только в своей стране. Однажды получил письмо с официальным сообщением – его имя включено в «Британскую энциклопедию искусств». На тот момент в ней упоминалось всего о трех деятелях советской культуры: грузинской актрисеВерико Анджапаридзе (мама Софико Чиаурели), Нонне Мордюковой и Анатолии Кузнецове.
Актер ответственно относился к работе и не брался за роль, если не был уверен, что справится. Случались отказы и по другой причине. Кузнецов не хотел повторяться в одних и тех же образах. Как-то очень обрадовался предложению режиссера Сергея Микаэляна, который задумал снять производственную драму «Премия». «…Я все хотел из тисков вырваться, в которых положительные герои меня держали, и, когда мне сниматься там предложили, духом воспрянул…» – вспоминал артист. Но когда узнал, что режиссер его видит в образе парторга, развел руками: «Не могу больше таких людей играть – придется мне воздержаться».
Кадр из кинофильма «Дайте жалобную книгу», 1965 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Александр Галич, Борис Ласкин, композитор Анатолий Лепин (скриншот)
Подобная история получилась с Эльдаром Рязановым, и не одна. После успешной роли в комедии «Дайте жалобную книгу» (1965) режиссер предложил Кузнецову роль следователя Подберезовикова в фильме «Берегись автомобиля» (1966). «Я бы Деточкина уже сейчас сыграл – вот кто мне интересен, а следователь – это опять правильный человек…» – возразил артист Рязанову и отказался. После жалел и говорил, что сыграл бы не хуже Ефремова, но образ получился бы другой.
Не согласился Кузнецов сыграть следователя и в комедии «Старики-разбойники» (1971). Ему хотелось сняться в образе одного из стариков. Но режиссер уже видел в этих ролях Евстигнеева и Никулина. Не совпало. В позднем интервью артист признался: «…Потом понял, что зря, наверное, отказался… Может, жизненного, да и актерского, опыта не хватало, чтобы оценить, подумать, а может, еще чего-то…»
Кадр из кинофильма «Гордубал», 1979 г., режиссер Ярослав Балик, сценарист Вацлав Нивлт, композитор Карел Мареш (скриншот)
Однако Эльдар Рязанов дал еще один шанс строптивому актеру – приготовил ему роль председателя правления гаражного кооператива в социальной комедии «Гараж» (1979). Но тут вмешалась судьба. Накануне Анатолий Борисович дал согласие на съемки в чехословацкой картине «Гордубал» по произведению Карела Чапека. «У меня сердце куда-то ухнуло: «Эльдар Александрович, сколько времени я у вас за какие-то роли боролся, и тут, представляете, что получается? Вот только что трубку положил – с Чехословакией разговаривал. Второй раз буду у этого режиссера сниматься, мне главная роль предложена…» – рассказывал Кузнецов. Рязанов сказал, что понимает актера. Но больше к нему не обращался.
Драму «Гордубал» в советский прокат не пустили. Когда артист спросил у вышестоящего начальства о причинах, ответили просто: «Зачем нам еще одна грустная картина?»
Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская с дочкой Ириной. Фото: kulturologia.ru
Однако даже в такие моменты Анатолий Борисович не жаловался на актерскую судьбу. А в личной жизни был просто счастлив. Его единственная супруга – Александра Ляпидевская, дочь известного полярного летчика. Они познакомились в доме Галины Волчек, однокурсницы Кузнецова. Александра тогда ушла от первого мужа – Александра Шворина («Летят журавли»). Когда подавали заявление в ЗАГС, регистратор посоветовала невесте не торопиться со вторым замужеством. На что она с улыбкой ответила: «Теперь у меня настоящий муж!»
В 1974 году у супругов родилась дочь Ирина. О своей жене Кузнецов говорил так: «Аля – красивая женщина, множеством прелестных качеств наделенная, большая умница, и мне никогда с ней не скучно».
Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская. Фото: kulturologia.ru
Анатолия Кузнецова не стало7 марта 2014 года. Он долго боролся с онкологическим заболеванием, но причиной стала передозировка лекарства. Александра Ляпидевская до конца жизни считала, что муж принял таблетки намеренно – не хотел оставаться беспомощным. Артисту было 83 года.
«И называйте меня просто – товарищ Сухов!». Друзья, «Белое солнце пустыни» уже в программе телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» – «Эт точно!»