Обычно говорят, как хороша Елена Лядова в «Левиафане» и «Елене», но одна из лучших её ролей – в фильме «Любка» по рассказу Дины Рубиной

Иногда даже кажется, что Лядовой и говорить ничего не надо, такие у неё глаза выразительные. И все чувства её Любки понятны без слов. Удивительно так, что не оторваться. В противовес сказанному, еще большее удивление появляется, когда актриса вступает в диалог. Необычный тембр, тягучесть, красноречивые паузы. И вот это сочетание взгляда и речи — это магия в чистом виде.

Любка (2009)

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Любка или Любовь Никитична (Елена Лядова) – молодая, умная, красивая, талантливая, душевная, человечная. Зэчка. Самый настоящий главарь воровской банды, однажды взявшая на себя такой «крест», и слову которой подчиняются все мужики, воры в законе.

Когда-то девочка Любочка жила с мамой и папой в благополучной семье. Ровно до тех пор, пока раскулаченную семью не отправили в ссылку, а Любу мать не отдала чужим людям в пути, схоронив других детей и в надежде, что хоть кто-то выживет. Отдала приятной паре, мечтающей о детях. Вот только пара эта оказалась ворами. Девочку они любили, но что выросло, то выросло. В воровской среде не воспитываются профессорши университетов. Сызмальства Любка была форточницей и помогала обносить квартиры, а потом как-то логично стала во главе банды. Люба очень сообразительна, дисциплинирована, умеет грамотно организовать процесс и ловко руководит ворами.

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин
Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Было и счастье в личной жизни. Любимый человек, беременность. Но все оборвал арест и тюрьма. Ничего больше у Любки не осталось. Только старые связи в воровском мире, куда она не хочет возвращаться после освобождения.

И тут очень вовремя появляется в жизни Любки талантливый врач Ира. Ирина Михайловна (Анастасия Городенцева) – дочь выпускницы Сорбонны и главврача госпиталя, у которого «десять лет без права переписки». Ира с мамой вынуждена уехать из Москвы на далекий Урал. Когда мама внезапно умирает, Ира остается одна с грудной дочкой и трудится в местной больнице. Но фамилия Иры – Зальцман, что в 1952-1953 году не самый удачный вариант.

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин
Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Ире нужна помощь. Няня для дочки Сони. И в няни милая и наивная Ирина выбирает только что освободившуюся уголовницу Любку. Несмотря на недоумение окружающих, она доверяет ей самое ценное – своего ребенка.

И боже мой, что творит Люба, оказавшись в доме! Почему-то возникла ассоциация с древней присказкой о том, что самые лучшие жены и матери получаются из проституток.

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин
Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин
Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Люба оказывается великолепной хозяйкой. Она варит вкуснейшие борщи, моет, стирает, гладит, убирает, чистит, ходит на рынок, умело торгуется, «обуючивает» комнату и жизнь Иры – тут вам и стулья, и занавески, и новое пальто, и защита от нападок соседки. Люба не просто заботлива и внимательна по отношению к Сонечке – она искренне любит девочку. Люба внимательна ко всем мелочам, и когда Соня заболевает, она самостоятельно ставит ей уколы, делает все так, как мама-врач, всего лишь раз понаблюдав за процессом. Кажется, что Любка знает об этой жизни ВСЁ. И как копить деньги, и на что их тратить, и где хранить, чтобы домушники не нашли!

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин
Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

И в этом вся Люба – с неуёмной энергией, хваткой, трудолюбием, аккуратностью и отчаянным желанием любить, заботиться и иметь собственный дом. Быть воровкой – априори плохо, тут без вариантов. Но почему-то хочется вспомнить цитату Джоан Роулинг из «Гарри Поттера»:

«Вовсе ты не плохой человек! Ты очень хороший человек, с которым случилось много плохого, понимаешь? Вдобавок мир не разделен на хороших и плохих, в каждом есть и тёмная, и светлая сторона, главное в том, какую ты выбрал — это определяет всё».

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Поразила меня не только Лядова. Какова здесь Анастасия Городенцева! Вежливая, тихая интеллигентка Ира, верящая в справедливость, и зэчка с жаргоном Любка, твердо знающая, что в этой стране никакой справедливости быть не может. Любка, исключительно благодаря которой Ира не сломалась.

Они как колючий чертополох и нежный одуванчик. Из разных миров. Но как дополняют друг друга, как уважительно обращаются – по имени-отчеству. Это так трогательно, учитывая все обстоятельства сюжета, что до слез. Да и вообще есть в фильме сцены, над которыми замираешь, хочется поставить на паузу, «переваривать», пересмотреть еще раз, чтобы послевкусие подольше осталось. Например, как Любка рассказывает Сонечке сказку, или как заявляется в театральном костюме царицы, или когда Ира получает письмо и сидит на чемодане.

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

Кадр из фильма «Любка», 2009 год, режиссер Станислав Митин

«Любка» — это история о том, как не потерять себя. С визуально грамотной атмосферой съемки – такая серость, припыленность, почти имитация черно-белой эпохи и черно-белой жизни, которая раскрашивается в финале, под звуки патефона и надежды найти Любку. Между строчек письма без обратного адреса.