Ольга Аросева. Некрасивых она не любила, а ума хватало своего. Но в конце жизни все-таки осталась одна

Яркая актриса и сильная женщина Ольга Аросева обладала удивительным обаянием, пользовалась неизменным успехом у публики и особенно у мужчин.

Сама Аросева признавалась, что все ее мужья были красавцами. Некрасивых она не любила. А ума хватало своего. В кино актриса больше запомнилась зрителям по фильмам Рязанова.

Более ста ролей в кино и порядка сорока ролей в театре сыграла она за свою жизнь.

Молодая Ольга Аросева в фильме "Безумный день"

Молодая Ольга Аросева в фильме «Безумный день»

Но больше всего зрители, конечно, полюбили ее жизнерадостную пани Монику из “Кабачка «13 стульев». Это было стопроцентное попадание в роль.

У нее были сотни поклонников и многих мужчин она сводила с ума. Но в конце жизни все-таки осталась одна. У нее практически не было подружек, но ее окружали многочисленные друзья-мужчины. И даже в зрелом возрасте у нее были поклонники намного моложе ее.

Свои отношения с актером Анатолием Гузенко она назовет последней любовью. Актрисе было уже за 70, а ее избранник был на 22 года младше.

Разница в возрасте не стала препятствием к обоюдной симпатии. Не остановило Ольгу и то, что Гузенко был женат и у него был сын. Общая страсть к театру так сблизила актеров, что они не могли жить друг без друга и вне сцены.

Анатолий Гузенко и Ольга Аросева на сцене Театра сатиры

Анатолий Гузенко и Ольга Аросева на сцене Театра сатиры

Свободное время Анатолий проводил на даче у Аросевой. Они вместе ездили и на гастроли, и на курорты. Этот роман оборвался внезапно и трагически. Анатолий тяжело заболел. Аросева продолжала заботиться о нем.

А когда он уже надолго попал в больницу, не просто навещала, а часами сидела, держа его за руку. Делала все возможное, чтобы помочь. Покупала дорогие лекарства, наняла персональную медсестру, жену к нему не допускала.

В отношения с Анатолием Ольга вложила все свои нерастраченные чувства. Он был для нее и сыном, и мужем, и другом. Его смерть стала настоящей трагедией.

Если Ольга влюблялась, начинала неистово опекать мужчину. Он должен был всего-навсего подчиниться. Но, зачастую именно ее твердый и непростой характер становился препятствием в отношениях. Не каждый выдерживал ее напора. Может поэтому Ольга и была обречена на одиночество.

Возможно, она искала такого мужчину, как отец. Младшей из трех сестер Аросевых, Ольге было пять лет, когда их мать, Ольга Вячеславовна, оставила их с отцом. Она влюбилась в другого мужчину и уехала с ним на Сахалин.

Ольга долго не могла понять и простить поступок своей матери. Главным в семье был обожаемый отец. На него и была похожа Ольга.

Прапорщик царской армии Аросев получил блестящее образование. Знал четыре языка. После революции перешел на сторону большевиков и был назначен полномочным представителем страны Советов.

Александр Яковлевич Аросев

Александр Яковлевич Аросев

Аросевы Александр Яковлевич и Гертруда Рудольфовна

Аросевы Александр Яковлевич и Гертруда Рудольфовна

Работал во Франции, Швеции, Литве, Чехословакии.

Интересно, что когда Ольга родилась, ее назвали Варварой. Только через три дня по настоянию мамы она стала Ольгой. Когда мать уехала с новым возлюбленным, отец женился во второй раз на чешке Гертруде Фройнд.

Мачеха невзлюбила трех приемных дочерей. Девочки отвечали ей тем же.

-У нас была мачеха, которую я ненавидела всеми фибрами души и страшно ревновала отца к ней.

Ольга Аросева.

Коллаж из книги "Ольга Аросева. Прожившая дважды"

Коллаж из книги «Ольга Аросева. Прожившая дважды»

Семейная жизнь Аросевых оборвалась в 37-м. Беременную мачеху Гертруду арестовали как шпионку. Александр Аросев пытался ее вызволить. Стучался в двери самых высоких чиновников, поехал к своему товарищу Ежову и сам больше не вернулся.

Его арестовали на 10 лет без права переписки, а через год расстреляли. Но девочки об этом не знали. Ольга была уверена, что отец оставил их и уехал куда-то с Гертрудой. Она ходила к метро и часами на улице ждала любимого папу.

-Я стояла и высматривала, может быть из метро выйдет отец. И в таком состоянии меня застал художник Ромадин. Он написал два портрета моих. Мне 11 лет. Как раз стою в Петровско-Разумовском парке и ищу отца.

Ольга Аросева.

Такой Ольгу увидел художник Ромадин

Такой Ольгу увидел художник Ромадин

Еще один портрет художника Ромадина. Тоже Ольга

Еще один портрет художника Ромадина. Тоже Ольга

Три сестры Аросевых. Старшей Наталье 17, Елене 13, Оле 11. Подростки не попали в детский дом. Родная мать добилась, чтобы дочери переехали к ней.

Девочкам пришлось перебраться из знаменитого дома на Набережной в 12-метровую комнатушку в коммуналке на окраине столицы. В школе для того, чтобы вступить в комсомол от Ольги потребовали отречься от отца — врага народа. Но Ольга отказалась от комсомола и не предала отца.

Власть не преследовала дочерей Аросева. Старшая сестра Наташа стала переводчиком. Елена училась на драматическую актрису. А Ольга, не закончив десяти классов, поступила в цирковое училище. Она занималась эквилибристикой и ходила по проволоке.

Из циркового училища Ольга ушла через два года. Она дважды сдавала экзамены в театральный институт и все-таки поступила. Там она сразу же стала заводилой курса.

В 1946 году в Москву на гастроли приехал Ленинградский театр комедии. Ольга узнала, что туда ищут артистов и напрямую обратилась к художественному руководителю Николаю Акимову. Она училась еще только на третьем курсе, но наврала, что закончила училище. Аросеву приняли в театр комедии.

Она переехала жить в Ленинград, но работала сначала не актрисой, а водила кукол-марионеток в спектакле.

Путь к вершине начался не на сцене, а под ней. Ее куклой была корова. Ольга ползла под сценой, двигая корову и очень талантливо, как ей говорили, мычала за нее.

Акимов обратил внимание на старательность молодой актрисы и вскоре доверил ей в этом же спектакле человеческую роль.

В театре поползли слухи, что он неравнодушен к красивой девушке. А он и не скрывал этого и даже написал ее портрет.

Аросева в портрете Акимова

Аросева в портрете Акимова

На юную актрису заглядывались многие мужчины. А она влюбилась в ловеласа и сердцееда Владимира Сошальского.

Он стал первым мужем Аросевой. Правда неофициальным. Вместе они не прожили и полгода. Актер влюбился в другую актрису.

Этот скоротечный роман оставил в сердце Аросевой след на всю жизнь. Она перестала верить мужчинам и с легкостью сама расставалась с ними.

Владимир Сошальский в фильме "Тарас Шевченко" (1951)

Владимир Сошальский в фильме «Тарас Шевченко» (1951)

Позже признавалась, что бросил ее только один мужчина, от остальных она уходила сама. Вскоре в Ленинграде Ольга официально вышла замуж за музыканта Константина Жукова. Он был старше на 11 лет. И именно этот первый по документам единственный официальный брак она многие годы спустя назовет самым счастливым.

Его не разрушил даже внезапно вспыхнувший роман в драматургом Арбузовым. Ему 37, Ольге 20. Оба были несвободны. Ольга не захотела ломать семейное счастье.

Через пять лет с театром комедии пришлось расстаться. На художественного руководителя Николая Акимова начались гонения. На общем собрании Акимова отстранили от должности. Аросева проголосовала против такого решения и вынуждена была уехать обратно в Москву.

Разрыв с театром закончился разводом и с мужем.

В столице актрису сразу приняли в Театр Сатиры, где она прослужила до конца жизни.

Артист Театра Сатиры Юрий Хлопецкий стал вторым мужем Аросевой.

Олег Солюс, Юрий Хлопецкий (в середине) и Вера Васильева в спектакле "Тень" по пьесе Е. Шварца

Олег Солюс, Юрий Хлопецкий (в середине) и Вера Васильева в спектакле «Тень» по пьесе Е. Шварца

Этот брак был самым драматичным. В 1953 году во время похорон Сталина беременной Ольге стало плохо и она потеряла ребенка. Больше матерью она стать не смогла. После этого семейная жизнь Аросевой дала трещину. Юрий переживал даже не из-за отсутствия детей, его актерская карьера была неудачна в отличие от карьеры Ольги.

Хлопецкий стал много пить, из-за чего лишился работы.

Но Ольга уже была увлечена другим мужчиной. Следующим мужем стал известный певец Аркадий Погодин.

В 60-е по нему сходили с ума все женщины. Известность ему принес шлягер “В парке Чаир”.

На момент бракосочетания певцу было почти 70 лет. Аросева на 24 года моложе.

Ради Ольги Погодин бросил супругу, с которой прожил много лет и которая сделала из него певца.

Этот брак также продлился недолго.

Аркадий Погодин

Аркадий Погодин

Увлекающаяся натура, она не хранила верность своему мужу и не стеснялась ни его самого, ни коллег по театру. Во время гастролей на целине с Погодиным под предлогом, что не хватает актрисы, Ольга срочно вызвала на помощь Зою Зелинскую.

-Что делать. Я поехала. Была осень. У меня не было одежды, был плащ, который от мороза встал колом. Пошла в сельпо, купила плед. Оказалось, что она вызвала меня вместо себя, а сама с очередным мужчиной поехала на юг.

Зоя Зелинская.

Погодин ушел от Аросевой, оставив ей дачу во Внуково и квартиру. Через пять лет после свадьбы с Ольгой Погодин умер.

В театре сплетничали, что напора Ольги никто из мужчин Аросевой не выдерживал. Чаще они спивались.

-Их было так много, они все умерли. Жестокость, которая в ней была, не женская. И ум у нее был тоже такой же.

Зоя Зелинская.

Ольга так и не смогла получить никакого образования. Однако у нее было свидетельство об окончании курсов водителей троллейбуса, на который его отправил Эльдар Рязанов.

-Водила она, конечно, троллейбус, но однажды чуть не въехала в массовку, которая стояла на остановке. В сценах погони водила не она.

Эльдар Рязанов.

60-е годы стали лучшими в карьере актрисы. Она сыграла свои самые яркие роли. Но большинство были эпизодическими или второго плана.

Звездной роль мадам Ксидиас тоже не стала. Фильм “Интервенция” запретили и он пролежал на полке много лет. Только спустя годы фильм получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ольга Аросева, Владимир Высоцкий. Кадр из фильма "Интервенция" (1968)

Ольга Аросева, Владимир Высоцкий. Кадр из фильма «Интервенция» (1968)

Народная слава все же пришла к Ольге Аросевой. И не благодаря кино и театру, а телевидению. 15 лет она блистала в “Кабачке “13 стульев”. Несмотря на то, что в Кабачке были заняты 13 актеров, Моника выделялась среди всех и нарядами, и шутками.

Кабачок сделал пани Монику любимицей всей страны, но испортил актерскую карьеру. Ее образ прочно закрепился за Моникой.

Эльдар Рязанов очень сомневался, брать ли актрису в свою следующую картину “Старики-разбойники”.

 Кадр из фильма "Старики-разбойники" (1971)

Кадр из фильма «Старики-разбойники» (1971)

Аросевой с трудом удалось уговорить его. Позже он пригласил ее в эпизод еще одной картины про приключения итальянцев в России. Но Аросева была рада и этому.

В 60-е, успешные в кино и телевидении, она осталась без работы в Театре Сатиры. У нее был серьезный конфликт с главным режиссером Валентином Плучеком. Он категорически не любил “Кабачок”.

Говорят, что своим долгожительством "Кабачок" обязан лично Леониду Брежневу, который был поклонником проекта

Говорят, что своим долгожительством «Кабачок» обязан лично Леониду Брежневу, который был поклонником проекта

При огромном количестве поклонников и друзей, Ольга была одинока и очень жалела, что не встретила настоящего и желанного спутника. А может, просто не разглядела.

В конце ее жизни, по ее словам, ее семьей была она и любимая собака Патрик. К своей собаке она относилась как к ребенку.

Прослужив в театрах в общей сложности почти 70 лет Ольга Аросева до конца жизни оставалась актрисой. Выходила на сцену, даже будучи тяжело больной и незадолго до смерти порывалась пойти в театр. Даже партнеры не догадывались, насколько серьезна ее болезнь.

В последнем спектакле “Реквием по Радамесу” Ольга Аросева играла с Еленой Образцовой и Верой Васильевой.

За день до смерти Аросева собиралась на встречу с журналистами и мечтала выйти на сцену. Сцене и профессии она оставалась верна всю жизнь. С присущим ей природным чувством юмора и оптимизмом она никогда не унывала и была востребована.

Но обожаемая многими мужчинами, актриса так и не нашла своего женского счастья.

Ее главным спутником в жизни стал театр. Главной любовью — зрители. А спектакли — детьми.