И опять пошлость и неуважение победили талант: об увольнении Александра Домогарова из театра Моссовета и куда катится театр с таким худруком

Здравствуйте! После 30 лет работы, множества прекрасных ролей и четырёх лет борьбы с новым руководителем Евгением Марчелли Александр Домогаров всё-таки уволился. Он долго старался остаться, долго пытался достучаться до Марчелли и до чиновников от культуры, но пошлость и бюрократия, похоже, победили. Домогаров подал заявление об уходе, и теперь через две недели сможет забрать трудовую книжку (если, конечно, Марчелли не преподнесёт какой-нибудь сюрприз).

Александр Домогаров

Александр Домогаров

Дорогие читатели, я недавно уже писал про театр Моссовета и то, что там творится при Марчелли. Это настоящий мрак. Театр теряет очередного знаменитого артиста (уже ушли Сухоруков, Куценко, Деревянко и многие другие, и все из-за Марчелли). Театр выпускает сомнительные новаторское постановки, оставшиеся артисты покорно, как говорит Домогаров, «хотят дожить» и разделились на три лагеря. Одни смирились и не высовываются, другие «лижут Марчелли пятую точку», а третьи возмущаются, но тихо. Оно и понятно — стабильный оклад и боязнь потерять работу. А вот Домогаров ничего не боится, да и предложений у него в другие театры и в кино много, поэтому говорит открыто и громко.

Приведу его открытое письмо целиком, потом обсудим. Вот что написал Александр Юрьевич:

«Считаю необходимым дать пояснения, чтобы избежать домыслов и фантазий. С 2020 года я был свидетелем чудовищного разрушения Театра — уникальной школы, десятилетиями создаваемой Завадским, Хомским, Юрским, Ереминым, Кончаловским. Много слов об этом уже было сказано. Я много писал об этом, услышан я не был. Многие думали, что во мне говорят какие-то несуществующие амбиции. Но я пытался донести то, что во мне действительно болело, терзало, и самое страшное — это ощущение невозможности ничего изменить!

В роли Ричарда Третьего

В роли Ричарда Третьего

В октябре 2023 года я был близок к решению покинуть театр! Со стороны руководства, как художественного, так и администрации, были спланированы такие действия — и были ими осуществлены, — что нужно было уходить сразу тогда. Я официально обратился с просьбой снять меня с роли в постановке «Тартюф», на которую меня назначили, не поговорив, не обсудив отношение к герою, пьесе. Назначили просто приказом, назначили на роль, которая требует не одной недели совместного обсуждения! Я посчитал свое участие в этом проекте просто невозможным по очень многим причинам.

Сделал это еще и для того, чтобы сохранить единственный мой спектакль в репертуаре — «Ричард III», который мне был очень дорог! Сохранить из уважения к зрителям, которых обрел этот спектакль — география городов, из которых приезжали зрители, чтобы увидеть спектакль, очень впечатляет; из уважения к режиссеру и некоторым моим партнерам по спектаклю. Отбросив эмоции, я пытался хотя бы в масштабах данного спектакля просто честно делать свое дело, за которое не было бы стыдно, чтобы дать зрителю увидеть часть того, чем Театр им. Моссовета был много лет.

Евгений Марчелли

Евгений Марчелли

Я закрывал глаза на то, что осенью в анонсах спектакля не указывалось мое имя. Закрывал глаза на то, что до декабря театр не потратил ни копейки на рекламу спектакля «Ричард III», имеющего самую высокую цену на билеты; на то, что «Ричард III» принципиально ставили в афише на самый сложно продаваемый день, зная, что все равно будет аншлаг. Только после моего официального письма в адрес администрации выяснилось, что все привыкли к тому, что «Домогаров сам себя продает», а весь рекламный бюджет театра концентрировался на попытках заполнить полупустые залы «новаторских спектаклей».

Пытаясь максимально конструктивно выстроить диалог с художественным руководителем и администрацией, я детально письменно озвучивал свою позицию по всем наиболее важным вопросам. Чтобы понять уровень коммуникаций в театре, достаточно отметить, что ни художественный руководитель, ни директор не ответили ни на одно из моих обращений. Ни по поводу отсутствия системы продвижения спектаклей и огромных потерь доходов, ни по поводу необходимости съемок спектаклей с участием артистов старшего поколения, ни по предложению выпуска книг к юбилею режиссера Юрия Еремина, предстоящему юбилею Валентины Талызиной, 15-летию чеховской трилогии Кончаловского и так далее.

Здравствуйте! После 30 лет работы, множества прекрасных ролей и четырёх лет борьбы с новым руководителем Евгением Марчелли Александр Домогаров всё-таки уволился.-4

Единственный ответ от администрации я получил уже на повторное обращение по кризисной ситуации со спектаклем «Ричард III», который фактически разваливался из-за некачественных вводов второго состава, отсутствия какого-либо контроля со стороны постановочной части.

Последней каплей было предложение ввести за несколько репетиций в зале и 2 репетиции на сцене в июле актрису на вторую главную женскую роль, сцены с которой в период постановки спектакля несколько месяцев ставились с участием не только режиссера, но и хореографа, и сразу сыграть спектакль для зрителей.

Я благодарен некоторым моим партнерам по спектаклю, которые все это время держали высокую планку старой моссоветовской школы.

Спектакль Марчелли «Жестокие игры» по Арбузову

Спектакль Марчелли «Жестокие игры» по Арбузову

Но надо признать, что спектакля «Ричард III» — той нити, которая связывала меня с Театром им. Моссовета, — больше нет. Как нет и того Театра, в котором я прослужил несколько десятилетий. Есть катастрофическое неуважение к артистам, к профессии, к зрителю.

Цинично заявлять о восстановлении мемориальных кабинетов Завадского и Хомского, одновременно разрушая всё, что было ими создано.

«Я хотя бы попытался…» — всё чаще вспоминаю эту фразу Джека Николсона из «Пролетая над гнездом кукушки». Решение принято. Тема закрыта».

Вот такое письмо. Тут всё ясно и браво, Александр Юрьевич, что не молчите и вскрываете этот гнойник. Я смотрел спектакли Марчелли, и это очень грустно. А ещё грустно, что это новаторство и желание превратить театр со столетней историей в какой-то «модную новаторскую лавочку» побеждает. Худруки становятся сейчас прям царями на своих местах. Главное наверх хорошие цифры подавать и быть лояльным, а какого качества продукт они выпускают почти никого не интересует. Печально что уважения у артистам тоже у многих нет.

Здравствуйте! После 30 лет работы, множества прекрасных ролей и четырёх лет борьбы с новым руководителем Евгением Марчелли Александр Домогаров всё-таки уволился.-6

Да, возможно, худрук имеет право сам выбирать вектор развития и ставить то, что считает нужным. Но никакое искусство невозможно когда худрук не уважает своих артистов. Когда ему нужны лишь покладистые «артисты — функции», а не те, кто будет спорить, искать и доставать вопросами.

Я уже читаю много комментариев, мол, это мнение лишь с одной стороны, и наверняка Марчелли имеет свою оправданную точку зрения. Комментариев он не даёт, как не давал и в случае с Сухоруковым. Но я почитал множество его интервью — Марчелли говорит о том, что любит театр, что на него клевещут часто и просто не понимают его задумок. Возможно. Я не могу залезть ему в голову и прочитать мысли. Но смотрите: три больших артиста с медийным весом (Сухоруков, Деревянко, Домогаров) уходили в разное время и все три говорят о неуважении в их сторону. Все трое осуждают пошлость, осуждают то, что Марчелли даже слушать никого не хочет и жалует лишь покладистых молодых артистов, которые ему в рот смотрят.

В роли Сирано Де Бержерака

В роли Сирано Де Бержерака

При этом, это не закадычные друзья, которые устроили хитрый план, это артисты разных школ, поколений и взглядов. Да и сколько жалоб от зрителей на пошлость и пустоту. Конечно, Домогаров обижен и может что-то эмоционально приукрасить, но суть от этого не меняется. Наследие Моссовета уничтожается, а пошлость и самодурство побеждают искусство.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях.