Ему исполнилось 18 лет и он стал обивал пороги военкомата, рвался на фронт отомстить за брата

Аристократ

Он сыграл больше, чем в четырёх десятках фильмов, но свою актёрскую судьбу счастливой не считал: многие большие роли ушли от него в последний момент. Он не знал, время ли в этом виновато, стечение обстоятельств или он сам. По сути, судьба этого талантливого и необычного актёра стала яркой иллюстрацией горькой истины: «Актёр – это кладбище несыгранных ролей». И всё же, Глеб Стриженов, несомненно, оставил яркий след в отечественном кино. Зрители в рабоче-крестьянской стране обожали его аристократизм, мягкость, грусть и холодную сдержанность, за которой чувствовался пламенный скрытый темперамент. В этом была какая-то таинственность, которая влекла к себе. Впрочем, не только публика, но и ближайшие друзья, зачастую, многого не знали о жизни этого актёра: он предпочитал ни с кем не откровенничать.

Он попал под артобстрел, и едва не погиб, получив контузию и повредив спину. Он очень боялся, что останется инвалидом и не сможет стать артистом...

Детство

Глеб появился на свет 21 июля 1925 года в Воронеже. Отцу, Александру Николаевичу, когда родился Глеб, было 26 лет, после Гражданской он остался в кадрах Красной Армии, дослужился до комбрига, после аттестации в 1940 году получил звание полковник, воевал и умер в 1978 году. Мама, Ксения Алексеевна, окончила Смольный институт благородных девиц. Через два года после рождения Глеба отца перевели на Дальний Восток, и там, в Благовещенске в 1929 году у Стриженовых родился сын Олег. Обстановка на Амуре в те годы была тревожная, шли бои за КВЖД.

Первый раз на краю жизни и смерти Глеб оказался, когда ему было 4 года. Шайка хунхузов захватила его, сына краскома в заложники. Глеб в панике бился в руках бандита, который сдавливал ему горло, чтобы не кричал. Хунхузы переправлялись на лодках через Амур на китайскую сторону, когда прискакал отец Глеба. Мальчик, увидев отца на взмыленном коне, громко вскрикнул, и бандит огрел его по голове так, что ребёнок потерял сознание. Очнулся он уже в родном доме. Отец никогда не рассказывал, как он догнал и отбил Глеба, и сколько хунхузов он при этом уложил: не любил Александр Николаевич хвастаться.

Москва

Старшему сыну от первого брака матери Борису было 16 лет, младшему Олегу – 6, а самому Глебу – 10, когда комбрига Стриженова перевели в Москву. Мама тут же стала ходить в театры, картинные галереи и концерты в филармонии, и часто брала с собой сыновей. Они с детства знали живопись, театральное искусство, музыку и поэзию. Но самым притягательным для них оказалось кино. В Советском Союзе в то время снимали много захватывающих картин, и было от чего сойти с ума. Как раз в это время Глеб и Олег и решили стать актёрами. Мама приучила братьев выходить из дома в начищенной обуви и в белых сорочках, за что их постоянно дразнили: для Замоскворечья, где жила семья, это было необычно, ведь там чуть ли не в каждом дворе были куры, свиньи, и, конечно голуби. Но Глеб насмешек не терпел, сразу лез в драку.

Великая Отечественная

Когда началась война, Борис, лётчик, лейтенант сразу оказался в Действующей армии. Через полтора года, в ноябре 1942-го он погиб в воздушном бою. Глебу исполнилось 18 лет, он обивал пороги военкомата, рвался на фронт, отомстить за брата. Его призвали и после короткой подготовки отправили служить в морскую пехоту на Днепровском лимане неподалёку от Херсона, оккупированного немцами. Бои шли постоянно, лишь к началу ноября 1943-го войска недавно воссозданного 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Фёдора Толбухина освободили всю левобережную Херсонщину. Но Глеб в этой операции не участвовал: в начале октября он попал под артобстрел, и едва не погиб, получив контузию и повредив спину. Он очень боялся, что останется инвалидом и не сможет стать артистом. Его эвакуировали в Горький, доктора на ноги поставили, но в строй не вернули, а при выписке сразу комиссовали. Из Горького Глеб уехал в Киров, и поступил в местный областной драмтеатр: актёров-мужчин катастрофически не хватало, и молодого фронтовика приняли сразу, едва взглянув на него. Потом судьба его помотала основательно: Ульяновск, Москва, Владимир, Иркутск, Либава, где базировался театр Балтфлота. В 1949-м Глеб приехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ на курс дважды сталинского лауреата Народного артиста СССР Василия Топоркова. Он был старше большинства студентов на 5-6 лет и чувствовал себя несколько неудобно, но вскоре проявилась, казалось бы, забытые им черты замоскворецкой шпаны. Он умудрялся как-то добывать тексты заданий, а потом раздавал их однокурсниками.

Он попал под артобстрел, и едва не погиб, получив контузию и повредив спину. Он очень боялся, что останется инвалидом и не сможет стать артистом...-2

После смерти старшего брата Глеб считал, что обязан заботиться об Олеге, и под его влиянием младший брат пошёл учиться на бутафора в Московском театрально-художественном училище, а потом сразу поступил в театральное училище им. Бориса Щукина при вахтанговском театре, и учились они параллельно в разных театральных ВУЗах. Родителям приходилось не просто: платить нужно было за обоих сыновей одновременно, а это 1000 рублей в год. Учёбу братья закончили одновременно – в 1953 году.

«Овод»

Через год Глеб пришёл на «Мосфильм» пробоваться на главную роль в фильме «Овод» по роману Лилиан Войнич, и главный режиссёр Александр Файнциммер его утвердил, но в последний момент его одолели сомнения: уж слишком взрослое лицо у Глеба. Полагая, что роль взрослого Артура Бертона у него в кармане, Глеб предложил Файнциммеру вызвать из Таллина своего брата Олега. Файнциммер, уже отчаявшийся найти нужного исполнителя, согласился, и после кинопроб утвердил Олега на всю роль, а тот не отказался. Для Олега это был дебют в кино, «Овод» прошёл с огромным успехом.

"Необыкновенное лето" (1956)

«Необыкновенное лето» (1956)

"Поединок" (1957)

«Поединок» (1957)

"Жизнь прошла мимо" (1958)

«Жизнь прошла мимо» (1958)

Судьба сталкивала братьев

Братья очень любили друг друга, жили дружно, но после «Овода» тень между ними, всё-таки, пробежала: Глеб после премьеры сказал брату, что никакой он не Овод, в лучшем случае – Муха-цокотуха. Судьба словно испытывала братьев и сталкивала, как нарочно: их частенько приглашали пробоваться на одни и те же роли. После «Овода» в 1956 году Василий Пронин пригласил Глеба на главную роль Афанасия Никитина в исторической ленте «Хождение за три моря», но эту роль опять сыграл Олег. Спустя год Глеб был главным претендентом на роль Петра Гринёва в экранизации пушкинской «Капитанской дочки» режиссёра Владимира Каплуновского. И снова эту роль отдали Олегу. Глеб испытывал смешанные чувства: с одной стороны, он был очень рад за брата, с другой – он не завидовал, нет, он просто ревновал Олега к успеху, и всякий раз думал, что он бы сыграл не так, он бы сыграл лучше. Глеб и Олег были похожи: оба красавцы, оба статные, оба интеллигентны, благородны и даже аристократичны. Двух других таких актёров в Советском Союзе попросту не было. Однако Глеб понимал, что всё больше и больше становится просто братом Олега Стриженова. Ещё больше ревность усилилась после того, как Григорий Чухрай пригласил Олега на роль поручика Вадима Говорухи-Отрока в картину «Сорок первый», который получил Спецприз Каннского Кинофестиваля, и сделал Олега всемирно известным актёром.

"В начале века" (1961)

«В начале века» (1961)

"Монета" (1962)

«Монета» (1962)

"Третий тайм" (1962)

«Третий тайм» (1962)

После окончания Школы-студии МХАТ Глеба звали преподавать сразу в несколько театральных ВУЗов Москвы, однако работа под началом признанных мэтров требовала особой гибкости позвоночника, которой Глеб никогда не обладал. Поэтому он предпочёл вести самодеятельную театральную студию работников института медицинской промышленности, а при высокой отдаче это было куда труднее, чем работать со студентами, которые выбрали себе актёрскую профессию.

«Необыкновенное лето»

Как это почти всегда бывает, руководитель самодеятельного театра не только учит актёров-любителей мастерству, но и, как небезызвестный Евгений Александрович из «Берегись автомобиля», блистательно сыгранный Евгением Евстигнеевым, сам ставит спектакли. Глеб это очень понравилось, не на шутку увлёкся режиссурой, и даже решил получить режиссёрское образование, и поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова, но тут ему, наконец, улыбнулась удача в кино: Владимир Басов утвердил его на большую роль солдата Ипата Ипатьева в своей картине «Необыкновенное лето», и Глеб решил остаться актёром. После этого фильма Глеба заметили и стали приглашать в кино, правда, играть ему приходилось роли второго плана, по большей части, дореволюционных интеллигентов и мелких аристократов, которые должны были оттенять идейных пролетариев.

"Неуловимые мстители" (1966)

«Неуловимые мстители» (1966)

Семья

С будущей женой Лидией Антоновой Глеб познакомился, когда ему было почти 30, а ей – 29 лет. Театр транспорта – был, оказывается, и такой – гастролировал по Черноморскому побережью. Как-то новенькая в труппе Лидия утром загорала на пляже. Стриженов всю ночь с коллегами отмечал начало гастролей, и, когда вышел к морю, смог только поздороваться с девушкой, тут же рухнул рядом и уснул, разя перегаром. Лидия расхохоталась, но уже через несколько месяцев стала женой Глеба и ушла из театра – Глеб постарался исключить в семье любую конкуренцию. Через год у Глеба и Лидии родилась дочь Лена, и им дали двухкомнатную квартиру на Трифоновской улице. Стриженову нужно было находить новые источники заработка: в Театре киноактёра, где он служил с 1962 года, платили мало, в кино были роли второго плана, которые тоже оплачивались не очень, да и было тех ролей не так уж много.

"Звёзды и солдаты" (1967)

«Звёзды и солдаты» (1967)

«Председатель»

В 1963-м в гости к Стриженову приехал писатель Юрий Нагибин, чтобы уговорить его сняться в главной роли в картине Алексея Салтыкова «Председатель», но Стриженова не соблазнил даже повышенный гонорар: ну, какой из него председатель колхоза? На нём же телогрейка будет выглядеть, как фрак. Роль председателя Егора Трубникова сыграл Михаил Ульянов, и, по сути, с этой роли началась его звёздная карьера.

"Первая девушка" (1968)

«Первая девушка» (1968)

В том же 1963 году Глеб снялся в главной роли писателя Константина Метелева в фильме Бориса Рыцарева «Сорок минут до рассвета». Однако картина получилась слабой, её показали вторым экраном, и зрителю она, как и исполнитель главной роли, совсем не запомнилась. В «Оптимистической трагедии» Самсона Самсонова Глеб и Олег впервые снялись вместе: они сыграли безымянных 1-го и 2-го офицеров.

"Миссия в Кабуле" (1970)

«Миссия в Кабуле» (1970)

Заслуженным артистом РСФСР

В боевике «Миссия в Кабуле» режиссёр Леонид Квинихидзе, подарил Глебу возможность, образно говоря, отомстить Олегу: на дуэли герой Глеба белоэмигрант и английский шпион Гедеонов убил героя Олега – метущегося Романа Лужина. Это был второй и последний фильм, где братья сыграли вместе, причём, в титрах это прямо подчёркнули: Глеб и Олег Стриженовы. В 1974 году Глеб Стриженов получил своё единственное почётное звание: он стал Заслуженным артистом РСФСР. Олег к тому времени был уже Народным РСФСР, а в 1988 году он стал Народным артистом СССР.

"Большие перегоны" (1971)

«Большие перегоны» (1971)

«Бег»

Поддержка семьи и друзей помогли Глебу пережить главную драму в профессии. Это случилось, когда режиссёры Владимир Алов и Александр Наумов приступили к экранизации романа Михаила Булгакова «Бег». Глеб пробовался на роль генерала Хлудова, и был уверен, что его утвердят. Сыграв с десяток белых офицеров, он полгода изучал мемуары белогвардейцев, по-настоящему вжился в образ, и был ошеломлён, когда узнал, что эту роль будет играть Владислав Дворжецкий. Наумов в одном из интервью сказал, что его выбрала вдова писателя Елена Сергеевна.

"Земные и небесные приключения" (1974)

«Земные и небесные приключения» (1974)

"Ливень" (1974)

«Ливень» (1974)

Для Глеба известие о том, что он не будет играть Хлудова, стало настоящей трагедией, словно он потерял очень близкого человека. Но воспитание не позволяло ему изливать свои горести другим или начать пить: он всё держал в себе, сжигая себя изнутри. От стресса у Стриженова случилось что-то вроде экземы: он покрылся красными пятнами, так, что даже грим порой не помогал их скрыть.

К сожалению, это были не все неприятности, которые принесла Стриженову не сыгранная роль Хлудова. Фото с кинопроб увидел венгерский режиссёр Миклош Янчо. Он был очарован совершенно необычными глазами и лицом актёра, и пригласил их вместе с коллегой и другом Владимиром Прокофьевым сыграть белогвардейца в его фильме «Звёзды и солдаты». Янчо фильм снял, начал монтаж, но в Госкино СССР, посмотрев отснятый материал, решили, что картина имеет яркую антисоветскую направленность и в СССР её запретили. Стриженов опасался, что он попадёт в чёрный список неблагонадёжных, и ему больше не дадут сыграть ничего стоящего, что он вечно будет играть отрицательных героев.

"Дни Турбиных" (1976)

«Дни Турбиных» (1976)

Но переживал он напрасно: вторая половина 70-х принесла ему много хороших ролей. В пятисерийном телефильме Сергея Герасимова «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля Стриженов сыграл маркиза де ля Моля, правда, озвучивал роль Зиновий Гердт. Басов пригласил его на роль немецкого генерала фон Шратта в «Дни Турбинных» по Булгакову. У Файнциммера, который не взял его на «Овода», Стриженов блеснул в «Трактире на Пятницкой» по Николаю Леонову, но это опять был дворянин, белый офицер, пусть и бывший.

"Красное и чёрное" (1976)

«Красное и чёрное» (1976)

«Гараж»

В 1979-м Стриженов снялся в очень популярных картинах. Первой стала остросоциальная комедия Эльдара Рязанова «Гараж», где у Стриженова был единственный не комедийный, не смешной, а трагический персонаж – фронтовик и орденоносец Александр Якубов, который, после того, как его купили за гараж, сам с собой в разведку бы не пошёл. Среди всех кричащих и прыгающих, он, пожалуй, был единственным настоящим человеком. Второй ролью стал барон фон Лангваген в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова.

"Гараж" (1979)

«Гараж» (1979)

"Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)

«Тегеран – 43»

Режиссёры, которые раньше предлагали Глебу лишь роли аристократов и белогвардейцев, увидели в нём вообще существо из иных миров, инопланетного пришельца. Таким был его Глан из картины Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам». Вспомнили о нём и Алов с Наумовым, когда подбирали актёров на международный фильм «Тегеран – 43» о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в декабре 1943-го. Стриженов сыграл адвоката Жерара Симона, правда, озвучил роль снова не он, а Михаил Глузский.

"Тегеран-43" (1980)

«Тегеран-43» (1980)

Перестройка

Середина 80-х и Перестройка положили начало краху советского кинематографа. Глеб продолжал сниматься, по сути, до самого своего ухода, но сценарии, которые ему предлагали, становились всё хуже и хуже, а режиссура всё слабее и слабее.

"Пусть он выступит" (1981)

«Пусть он выступит» (1981)

За несколько месяцев до смерти во время съёмок в Киеве в фильме Валерьяна Пидпалого «Канкан в английском парке», ставшем последним для Стриженова, у него начались внезапные сильные головокружения и острые боли в спине. При этом роль у Глеба была весьма подвижная. В Москве после окончания съёмок родные уговорили Глеба лечь на обследование, которое выявило рак лёгких. Возможно, к этому привели постоянные стрессы и бесконечное курение. Сказали об этом только близким, но по поведению окружающих Стриженов понял, что осталось ему не много.

"Канкан в английском парке" (1984)

«Канкан в английском парке» (1984)

4 октября 1985 года в своей московской квартире на Ленинском проспекте Глеб Стриженов умер. Ему было всего 60 лет.