Двухсерийный музыкальный фильм, в основу которого легла одноименная комедия испанского драматурга Лопе де Веги, создали в 1977 году.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
Картину «Собака на сене» киностудии «Ленфильм» доверили снимать режиссеру Яну Фриду, также известному по фильмам «Двенадцатая ночь», «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь». Жанр музыкальной комедии был коньком Фрида. Сценарий к «Собаке на сене» он написал сам — пьесу Лопе де Веги пришлось существенно сократить.
Актерский состав собрали звездный. Роль Теодоро могла достаться Олегу Далю или Олегу Янковскому, но режиссер рискнул отдать ее молодому и неопытному Михаилу Боярскому. По сути его взяли потому, что он отлично пел, а за год до этого уже блеснул в роли Волка в мюзикле «Мама».
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни ожиданий режиссера не оправдал — был чересчур скованным и зажатым для своего персонажа. Его даже собирались снять с роли, но вмешалась Маргарита Терехова: она настояла на том, чтобы Боярскому дали шанс. И он не подвел — раскрылся и блестяще справился с ролью.
Сама же Терехова после «Зеркала» Тарковского была настоящей звездой. В роли Дианы она чувствовала себя очень уверенно, а еще позволяла себе вмешиваться в замыслы режиссера и вносить свои коррективы в съемочный процесс. Они с Яном Фридом постоянно спорили. Образ Дианы казался Тереховой недостаточно глубоким и драматичным — Фрид видел ее комическим персонажем, сама же актриса — романтической героиней. В итоге постановщик сдался, и фильм получился куда глубже и трогательнее, чем планировался изначально.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
«С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. Наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», — вспоминала Маргарита Терехова.
Любопытно, что сцена, где Диана дает Теодоро пощечины, получилась такой естественной, поскольку Терехова по-настоящему отхлестала Боярского по лицу. Она била с такой силой, что у него пошла из носа кровь и выступили слезы. Но молодой артист не обиделся.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
«Я себя чувствовал, как побитая собака», — спустя годы со смехом признавался Боярский.
У них с Тереховой была семилетняя разница в возрасте, и он называл свою старшую коллегу на «вы», но после эпизода с разбитым носом они быстро перешли на «ты».
Терехова вообще вела себя довольно экспрессивно. Боярский вспоминал, что на площадке она всегда была фурией, могла закатить истерику из-за простого куста, который ей мешал в кадре. Отказывалась играть, пока куст не ликвидируют или не поменяют съемочную локацию.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
Бывшую возлюбленную Теодоро, служанку Марселу сыграла Елена Проклова, друга Теодоро, лакея Тристана — Армен Джигарханян, маркиза Рикардо — Николай Караченцов, а графа Лудовико, отца Теодоро — Эрнст Романов.
Интересно, что наряду с «Собакой на сене» Армен Джигарханян был занят и в других проектах и появлялся на съемочной площадке нечасто. Иногда его даже приходилось заменять дублером. Текста Армен Борисович обычно не знал — все читал на ходу, ему подсказывали ассистент или партнеры по эпизоду.
А озвучил его Игорь Ефимов, да так удачно, что зрители до сих пор не замечают подмены и думают, что это голос Джигарханяна. Сам артист исполнил в фильме только одну песню — хулиганские куплеты о женщинах.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
К слову, композиторы Гладков и Донской создали для фильма замечательные песни, вошедшие в золотой фонд советской музыки.
Больше всего вокала досталось Михаилу Боярскому. В «Собаке на сене» он поет и за Теодоро, и за графа Федерико, которого играл Игорь Дмитриев.
Испанию кинематографисты воссоздали в Ливадийском дворце. В картине можно увидеть многие узнаваемые места Ливадии — Итальянский дворик, кованые ворота, лестницу с химерой, мраморную скамью и другие детали.
Экскурсии во дворце на время съемок не прекращались, так что свидетелями процесса стали многие туристы. Более того, жители Ялтинского региона выступали в качестве массовки в фильме. Так, например, актеры местной самодеятельной народной оперы помогали Николаю Караченцеву петь под балконом серенаду «Венец творенья, дивная Диана!».
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
Семидесятые годы были временем дефицита, достать нужные костюмы было почти невозможно, но для фильма, действие которого происходит в начале XVII века, это было критически важно.
Приходилось всячески выкручиваться. Часть одежды перешивали из старых вещей. А чтобы купить ажурный воротничок для наряда Дианы, дали объявление на радио- и телевидении. Люди звонили, предлагали свои вещи, и из них выбиралось подходящее.
Сейчас роскошное платье Дианы из синего бархата с антикварной вышивкой — экспонат «Ленфильма». В том же музее хранятся шляпа и костюм Теодоро, правда, камзол слегка потрепан после съемок в других фильмах.
«Собака на сене», 1977. Фото: кадр из фильма
Премьера фильма состоялась 1 января 1978 года, для зрителей он стал настоящим новогодним подарком. С тех пор прошло уже более 40 лет, но легкая и остроумная комедия с любимыми героями и сегодня не теряет своей популярности.