Не жалели денег на спецэффекты и затмили Голливуд: как снимали сказку «Старик Хоттабыч»

Любимый фильм всех советских школьников срежиссировал постановщик «Человека-амфибии» и «Снежной королевы» Геннадий Казанский.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Сценарий сказки писал Лазарь Лагин по мотивам своей же книги, изданной в 1938 году. В то время она была абсолютным бестселлером в детской отечественной литературе.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

По сюжету школьник Волька находит в реке древний сосуд и выпускает на волю после тысячелетнего заточения джинна по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мальчик и могущественный волшебник, которого тот называет по отчеству — Хоттабыч, пускаются в невероятные приключения.

Картина снималась на студии «Ленфильм». Когда было объявлено о начале проб, туда потянулись тысячи школьников. Во время кастинга они читали стихи, а на следующем отборном этапе разыгрывали сценки, в которых изображали, что попали под сильный дождь или ураганный ветер. В итоге на роль Вольки отобрали Алешу Литвинова, на роль Жени — Гену Худякова, а на роль Гоги — Леву Ковальчука.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но в итоге утвердили малоизвестного артиста из Одессы Николая Волкова. Ему было 54 года, и прежде он снимался мало, всего в 12 картинах. Но стоило загримировать его под старика, как режиссер воскликнул: «Берем!».

К слову, после «Старика Хоттабыча» карьера Волкова в кино взлетела до небес — он сыграл еще в нескольких десятках фильмов, среди которых ленты «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Двенадцать месяцев» и многие другие.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Для середины 50-х «Старик Хоттабыч» был прецедентом по количеству и качеству спецэффектов. Компьютерной графики тогда не было, но сказка стала примером невероятной изобретательности и мастерства советских кинематографистов.

Негласной задачей при производстве фильма было превзойти Голливуд. Денег на съемки не жалели. В НИИ телевидения для этого проекта даже специально разработали новую кинокамеру и проявочную машину. От работников всех цехов Ленфильма требовали по максимуму применить их способности и таланты.

Самыми сложными были, конечно, съемки полета на ковре-самолете, по тем временам просто фантастические. Подвешенный ковер, на котором сидели актеры, снимали в самом павильоне, а впоследствии наложили его на нужный фон.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Облака создавались с помощью дыма, который жутко раздражал глаза Гене Худякову, игравшему Женьку. Из-за этого в сцене, где мальчик сбрасывает с ковра связки бананов, у него текут слезы. Режиссеру они показались настолько уместными, что все решили оставить как есть.

Кстати о бананах: единственным «ляпом» на весь фильм стал их зеленый цвет. А все потому, что мастера реквизиторского цеха, которые делали бананы из папье-маше, никогда не видели эти заморские фрукты спелыми.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Лето 1956 года, когда снималась картина, выдалось холодным. Дрессировщики категорически отказывались выводить на улицу тигров, слонов и верблюдов, чтобы те не заболели. Поэтому съемочной группе пришлось следовать за цирком по разным городам — из Ленинграда в Москву, затем в Сочи. В последнем и сняли знаменитую сцену с экзотическими животными на улице. Кстати, эпизод, в котором герои приземляются на ковре-самолете в фонтан, был снят в сочинском санатории им. Серго Орджоникидзе.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Забавный футбольный матч между командами «Зубило» и «Шайба» разыгрывали на стадионе завода «Светлана». Чтобы заставить ворота играть так, как хотел Хоттабыч, их сделали раздвижными (они могли сужаться и расширяться) и установили на рельсы. Штангу изготовили из резины, поэтому она так легко изгибалась. По сигналу рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» мяч.

Сам стадион был небольшой. Вместо массовки трибуны заполнили «болельщиками» из картона. Крупные планы людей, сидящих на трибунах, доснимали позже на центральном ленинградском стадионе им. Кирова.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

А помните эпизод в цирке, где старик Хоттабыч съедает целый поднос с мороженым? Вместо эскимо актер поглощал глазированные сырки. Дублей было снято много, и актер до конца жизни возненавидел сырки.

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

«Старик Хоттабыч», 1956. Фото: кадр из фильма

Премьера фильма состоялась в Ленинграде в конце августа 1957 года. Сказка сразу покорила зрителей и имела огромный успех — за первые полгода ее аудитория достигла 40 миллионов человек. По количеству спецэффектов картина превзошла многие голливудские проекты того времени.

Сегодня на киностудии «Ленфильм» бережно хранят раритетный реквизит советской сказки — соломенную шляпу Хоттабыча, будильник, пионерский галстук Вольки и, конечно, тот самый кувшин, из которого появился джинн.