При этом любовник называет Женю «странной», подруги едва ли не сумасшедшей, муж срывается на обидные оскорбления, сестра не понимает «чего ей еще надо было», а сын и вовсе воспринимает мать как удобную вещь в быту. И только с Юрой, который моложе ее почти на десять лет, Женя чувствует себя… просто женщиной. Любимой, желанной и окруженной заботой и вниманием.
Да, с точки зрения современного трактования феминизма фильм провальный. Видите ли, рыцарские поступки Жене нужны, букеты и романтизм. Но разве при этом нельзя строить карьеру? Можно. Что героиня и делает. Но ей хочется и любить. Ей хочется настоящих, полных, глубоких чувств. Пусть и в такой неудачный для этого век.
Странная женщина (1977)
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
Жене слегка за тридцать. Сейчас к этому возрасту многие только начинают что-то создавать (карьера, семья), а у неё уже все готово. И готово просто замечательно: хорошая работа в юридической консультации, интеллигентный муж, деловой и уважаемый человек, который без конца мотается по заграничным командировкам, обожаемый сын, подруги и даже обустроенный быт. Вполне приличная квартира (не где-нибудь, а в Москве!) и свекровь, помогающая по хозяйству. Ну действительно, чего не хватает? Благополучие и счастье налицо. С жиру бесится, ей бы корову завести, скажут многие. И говорят.
А если посмотреть на ситуацию под другим углом?
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
- Евгения мечтала быть адвокатом, а не консультантом – минус одна нереализованная мечта.
- Когда приезжает муж, то все внимание отдает матери, сыну и гостям, которых обязательно нужно собрать за столом, чтобы похвастаться очередными заграничными историями. В браке Женя и Андрей Шевелёвы более десяти лет, и уже давно между ними никаких чувств нет. Разве что считать чувствами привычку. Ведь для Андрея Женя как мебель, или домашние тапочки.
— Я хочу выпить, друзья мои, за то чувство радости, которое каждый из нас испытывает, когда возвращается домой. Мамаша!
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
- Сын-подросток. Любимый мальчик. К сожалению, совместное проживание со свекровью приносит свои плоды. Володя хам и эгоист, которого бабушка «в попу целует» и пылинки сдувает, не позволяя даже мусор вынести. Любая просьба Жени к сыну перечеркивается твердым бабушкиным словом, чем Володя и пользуется. Разумеется, лучше погулять сходить, чем с ведром на помойку идти. Мать для Володи такая же мебель, как для отца.
И когда Женя влюбляется, переступив через все свои личные принципы и через общепринятые принципы морали (мать и жена, а что подумают люди), она растворяется в новом чувстве целиком. Врать мужу не представляется возможным, и Женя не врет. В отличие от мужа, она не боится быть не понятой обществом. Она намерена уйти из «идеальной» семьи к нему, любимому человеку, и делает это. Жить с нелюбимым мужем всё равно что задохнуться окончательно.
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
Тут хочется сделать отступление и сказать про актеров. Ирина Купченко совершенно потрясающая. Кроме как восторженных, других эпитетов у меня нет. Тонкая, нежная, изящная, очаровательная, умная. Сильная женщина, которая умеет быть слабой.
Любовник Николай – до невозможности обаятельный и притягательный Василий Лановой. Не влюбиться в такого – просто нельзя, и я понимаю героиню Купченко. Купченко и Лановой на момент съемок уже несколько лет были в браке, и эта химия молодой семейной пары, конечно, присутствует.
Сын Володька – молоденький Валерий Тодоровский, справился со своей отрицательной ролью отлично. Как и красавица Светлана Коркошко с ролью подруги Жени — Викторией.
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
Николай, наконец добившись расположения Жени, расслабляется. Он хочет, чтобы просто и красиво. И без проблем. Вырваться на обед, чтобы сорваться в ресторан – вот это поступок с его точки зрения. Но Николаю не нужна ответственность. По природе своей он трусоват. И если поначалу веришь в искренность, то позже появляется даже презрение. То есть искренность есть, но до того момента, когда нужно принимать решения. Как он радуется, когда Женя говорит, что ее уход из семьи – просто шутка, вот сейчас она поживет с ним еще немножко, и уйдет. И будет приходить в качестве любовницы. И все будет ХО-РО-ШО.
«Вы вероятно полагаете, что равноправие распространяется только на ваше право занимать наши должности? Но это же, моя дорогая не так! Оно неизбежно начинает распространяться на все сферы нашей жизни. В том числе и на наши взаимоотношения. Да, да! Женщина в наше время стала коллегой по работе, коллегой по профессии, коллегой по ученым званиям, коллегой по постели. Что ты хочешь? Вполне логично»!
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
Да, «герой романа» оказался не таким уж героем. Осознав это, Женя совершает еще один «странный» поступок – уходит теперь еще и от Николая, который вполне серьезно не понимает причин и даже немного огорчается – ведь всё было нормально, ведь они любят друг друга.
Очередная странность – Женя сбегает из Москвы в провинцию, к маме. Бросив не только мужа и любовника, но и о, Боже, сына. Тут у многих просто начинает подгорать. Как так, да что же она за мать-то такая. Дети – это главное и прочие постулаты о цветах жизни и единственно важном долге женщины.
Помимо того, что дети вырастут и уйдут, а муж останется, и Женя думает о будущем своем женском счастье, давайте посмотрим на Володю. Мальчик удобно устроился с бабушкой. Никуда из столицы не собирается, писем не пишет. Ему хорошо и комфортно. У матери же мусор надо будет выносить и, чего доброго, за хлебом ходить. Он соизволил приехать, только когда бабушка умерла и некому есть готовить! По умершей бабушке он не тоскует, в отличие от её котлет. Возвращайся, мол, мама, домой, мне нужные горячие обеды. При этом умудрился наступить на больную мозоль, намеренно и едко сообщив, что Николай и лучшая подруга матери Виктория встречаются.
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
Разумеется, процесс воспитания – один из самых сложных процессов, и ошибиться очень легко. Женя очень любит сына (это становится очевидно, когда она вновь выбирает его, а не себя в финале), но растить ребенка так, как хотелось, не получилось. Свекровь все делала наперекор, муж на защиту не вставал, несмотря на общеизвестное правило – главные у ребенка родители, а не бабушки. Женя понимает, что в текущей ситуации её слово ничего не значит и отпускает Володю.
В её планах – просто жить одной, просто работать, просто ждать, когда сын вспомнит, что у него есть мать. Но появляется Юра (Олег Вавилов). Молодой человек, который не представляет себе, как жить вдали от Евгении Михайловны.
Юра очевидно нравится Жене, но как позволить себе снова полюбить, даже если ты чувствуешь, что он именно тот, кого ты ждала так долго? И Женя не позволяет. Голос разума заглушает голос сердца. Один из самых трогательных моментов, просто до слез, когда Евгения не приходит на свидание, ведь наконец-то приехал сын Володечка. И это выбор не в пользу мужчины здесь и сейчас, не выбор в пользу будущего счастья, а выбор мгновений (скорее всего, это только мгновения) с сыном.
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
«Почему-то мы стали бояться больших чувств. Стыдиться настоящей большой любви. Вот и начинаем подменять её мелкими интрижками, грошовыми однодневными радостями, а это, по-моему, самое страшное, что может быть, потому что это калечит человека. Он становится циником, хамом, приучается наплевательски относиться абсолютно ко всему, не говоря уже о женщине или о любви».
Открытый финал, в котором ясно видно, что в жизни Жени появился мужчина, который может принимать решения и делает это без страха. Открытый финал, в котором за несколько секунд можно нарисовать картинку в голове. Какой она будет, каждый решит для себя сам. Я верю в долгожданное, выстраданное счастье.
Кадр из фильма «Странная женщина», 1977 год, режиссер Юлий Райзман
И никакая Женя не странная. Странные для меня те женщины, кто десятилетиями живет с нелюбимым мужем «ради детей», или ради денег, или ради еще каких-то выгод. Врать можно сколько угодно и кому угодно, кроме себя. И, наверное, близка мне Женя потому, что я, так же, как и она, за искренность. Потому что никакие деньги и никакие другие «ради» не имеют значения, если ты несчастна. И представить, что можно сосуществовать на одной территории с человеком, с которым связывает просто штамп в паспорте, я не могу.