«Нет, он способен!», – так отвечает соседу Велюрову тетя Костика, защищая племянника. Помните, друзья? Наверное, для большинства зрителей Софья Пилявская – это в первую очередь Алиса Витальевна – «благородная, великодушная, изысканная как мадригал» тетушка героя комедии «Покровские ворота». Однако актриса блистала на экране задолго до этой популярной киноистории. Не говоря уже о театральной сцене и педагогическом поприще, которым она посвятила большую часть своего времени и таланта.
Софья Пилявская в роли Алисы Витальевны. Кадр из кинофильма «Покровские ворота», 1982 г., режиссер Михаил Козаков, сценарист Леонид Зорин, композитор Георгий Гаранян (скриншот)
Софья Пилявская родилась 17 мая (по новому стилю) 1911 года. При крещении девочка получила имя Софья Аделаида Антуанетта. Родители были поляками. Отец Станислав Пилявский еще в юности примкнул к большевистской партии и в 1908 году был сослан в Красноярск. Жена с маленьким сыном отправилась вслед за мужем. Там и родилась Зося, как звали Софью близкие.
Одними из ранних воспоминаний девочки были пирожные и лимонад в красноярской кондитерской и сцена городского театра, где ей довелось сыграть роль мухи в детском спектакле.
Накануне Февральской революции отношения между родителями осложнились. Станислав Пилявский уехал в Петроград, где принял участие в революционных событиях. Первая супруга с детьми вскоре тоже покинула Сибирь и приехала в Питер. Но семья распалась.
Софья Пилявская. Фото: ruskino.ru
Вскоре Пилявский женился на соратнице по партии Елене Смиттен, у них родилась дочь. После победы Октябрьской революции он был переведен в Москву, где работал в наркомате иностранных дел, затем занимал пост председателя Спецколлегии Верховного суда СССР. С детьми от первого брака связи не терял, они вместе с матерью тоже переехали в столицу еще в самые тяжелые годы гражданской войны.
«К началу 1927 года я окончательно решила, что кроме театра у меня другой дороги нет. В любом качестве – но в театре!» – вспоминала Софья Станиславовна. 16-летняя Зося пришла на прослушивание в драматический класс к Зинаиде Соколовой, сестре Константина Сергеевича Станиславского. Соколова заметила, что у претендентки очень сильный польский акцент, и предупредила, что ей вряд ли удастся найти место на сцене русского театра.
Софья Пилявская. Коллаж (фото: /mxat.ru, strana-rf.mirtesen.ru)
За год Пилявская избавилась от акцента и поступила драматический класс, который окончила в 1931 году. В том же году она была принята во вспомогательный состав МХАТа с окладом в сорок рублей в месяц.
В 1937 году Станислав Пилявский был арестован. Вскоре арестовали и его жену Елену Смиттен. На тот момент Софья была перспективной актрисой МХАТа, но арест отца не мог не сказаться на ее карьере. Директор театра посоветовал написать заявление об уходе по собственному желанию. Ее брата уже уволили с работы, а сводную сестру исключили из комсомола.
Пилявская заявление написала, но ее почему-то продолжали приглашать на репетиции и не выгоняли. Уже потом она узнала, что осталась в театре благодаря Станиславскому, который был уже очень болен, но сумел отстоять талантливую актрису.
Николай Дорохин в роли Петра Захаркина. Кадр из кинофильма «Последняя ночь», 1936 г., режиссеры Юлий Райзман, Дмитрий Васильев, сценаристы Евгений Габрилович, Юлий Райзман, композитор Александр Веприк (скриншот)
О судьбе отца Пилявская узнала много лет спустя. Оказалось, что он был сразу расстрелян, хотя в приговоре значилось «десять лет без права переписки». В 1955 году Софье Станиславовне удалось добиться его реабилитации.
В тяжелые годы ее поддержал и супруг Николай Дорохин. Тогда он уже был востребованным актером МХАТа, снимался в кино, за роль в революционной драме «Последняя ночь» был награжден Сталинской премией.
«Сколько же ему пришлось претерпеть из-за того, что я стала дочерью «врага народа»! Первый сильный сердечный приступ… случился у Николая Ивановича летом 1938 года, а было ему всего тридцать три», – рассказывала Пилявская. Николая Дорохина не стало в 1953 году. Детей у пары не было. Софья Станиславовна замуж больше не вышла.
Театральные образы Софьи Пилявской. Коллаж (фото: kulturologia.ru, fb.ru)
Между тем актриса могла бы иметь поклонников, ведь о красоте и стати Пилявской в театре слагали легенды. В свое время ее супруг, взглянув на статую Венеры Милосской, частенько произносил на публику: «Моя-то Зося получше будет!»
В кино Пилявская начала сниматься с эпизодов. В сказке «Золушка» (1947) она лишь танцевала на балу среди других красавиц-статисток. Зато в картине «Сталинградская битва» (1949) всего за несколько секунд экранного времени исполнительница показала трагедию женщины, потерявшей ребенка во время немецкого наступления на город.
Кадр из кинофильма «Заговор обреченных», 1950 г., режиссер Михаил Калатозов, сценарист Николай Вирта, композитор Виссарион Шебалин (скриншот)
Первой большой работой стала роль министра продовольствия Христины Падеры в политической драме «Заговор обреченных» режиссера Михаила Калатозова. В 1951 году актриса вместе с основной съемочной группой картины была удостоена Сталинской премии второй степени.
Кинематограф не стал главным в карьере актрисы, в ее фильмографии осталось 28 ролей. В основном это героини второго плана и эпизоды. Среди наиболее заметных работы в фильмах «Живой труп», «Все остается людям», «Доживем до понедельника», «Анна Каренина», «На семи ветрах», «Выстрел в спину», «Сибирь», «Сибирячка», «Герой нашего времени», «Свет далекой звезды», «В начале века», «Серебристая пыль», «Покровские ворота». С конца 1960-х годов актриса появлялась и в фильмах-спектаклях.
Кадр из кинофильма «Живой труп», 1968 г., режиссер и сценарист Владимир Венгеров, композитор Исаак Шварц (скриншот)
В 1954 году Софья Станиславовна пришла в Школу-студию МХАТ в качестве преподавателя. В 1972 году она получила звание профессора.
В 1993 году вышла книга воспоминаний актрисы «По долгу памяти». Она охватывает события, связанные с ее семьей, близкими, учителями и коллегами, начиная с 1911 года по 1970 год. Повествование заканчивается приходом во МХАТ Олега Ефремова. Пилявская называла свои мемуары «Грустной книгой».
Кадр из кинофильма «Выстрел в спину», 1979 г., режиссер Владимир Чеботарёв, сценарист Николай Леонов, композитор Андрей Петров (скриншот)
После разделения МХАТа Софья Станиславовна перешла в МХТ имени Чехова, где служила вплоть до ухода из жизни 21 января 2000 года.
Последней ролью народной артистки СССР Софьи Пилявской в кино стала старуха-кухарка в фильме «Чехов и Ко» (1998). Он был снят к 100-летию МХАТа и включал в себя экранизацию тринадцати чеховских рассказов. В картине были заняты все ведущие актеры театра.
Кадр из кинофильма «Покровские ворота», 1982 г., режиссер Михаил Козаков, сценарист Леонид Зорин, композитор Георгий Гаранян (скриншот)
Друзья, пишите в комментариях, какие роли Софьи Пилявской запомнились вам, и смотрите одну из самых известных картин из ее фильмографии – «Покровские ворота».