Взаимоотношения испанского художника и его русской жены были чем-то ярким, насыщенным, изобилующим скандалами и всевозможными сплетнями. Насколько сильно весь мир ненавидел её и считал жадной, хитрой и расчётливой личностью, настолько же высоко её ставил на пьедестал сам Сальвадор Дали (годы жизни 1904-1989), называвший девушку «своей победоносной богиней».
Гала и Сальвадор Дали
Гала Дали (годы жизни 1894-1982) была его постоянным источником вдохновения: на протяжении десятилетий он писал её портреты, используя самые разные художественные стили и техники. И теперь все эти картины и фотографии могут запросто рассказать нам историю их любовных отношений.
«Сон Галы (Райская Мечта)»
Неудивительно, что Дали был очарован Галой с первого же взгляда. Девушка была действительно просто ошеломляющей: имея вполне себе заурядную внешность, она могла привлечь внимание абсолютно каждого, на ком останавливался её взор.
Сальвадор Дали – «Сон Галы (Райская Мечта)», 1972 год; 50 х 41 см.
По одним данным, Елена Ивановна Дьяконова (таково было её настоящее имя) родилась в Казани (республика Татарстан, Россия) в 1894 году. По другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Москве – столице страны – в женской гимназии, а в 1912 семья отправила её в Швейцарию лечиться от туберкулёза. В санатории она познакомилась со своим первым мужем – французским поэтом Полем Элюаром (годы жизни 1895-1952). Кстати, его окончательное имя стало именно её идеей, ведь до знакомства с девушкой его звали Эжен-Эмиль-Поль Гриндель. В свою очередь, именно ему она обязана и своим прозвищем Гала, в переводе с французского языка это слово означает «фестиваль» или же «праздник».
И действительно, она была самой настоящей праздничной женщиной. С ней никогда и никому не было скучно. Спонтанная, амбициозная, тщеславная, капризная и неудержимая, она никогда не позволит ни одному мужчине чувствовать себя рядом с собой расслабленно. Из рассказов Галы о своих планах на дальнейшую жизнь, которые ей вполне удалось воплотить:
«Я никогда не буду обычной домохозяйкой. Я буду много читать и делать абсолютно всё, что захочу, но никогда не потеряю обаяния женщины, которая не переутомляет себя. Я, как кокетка, буду сверкать, пахнуть духами и всегда буду иметь хорошо ухоженные и чистые руки».
Сальвадор Дали – «Портрет Галы», 1933 год; 48 х 37 см.
По сравнению с ней, конечно же, её мужу харизмы не хватало. Именно поэтому уже вскоре у девушки завязался роман с немецким художником Максом Эрнстом (годы жизни 1891-1976). Она никогда не скрывала этого от своего законного мужа – какое-то время они даже жили втроём. Но Элюар никогда не считал собственного соперника реальной угрозой и никогда даже не задумывался о том, что он способен разрушить их брак. Не видел он опасности и в том, чтобы познакомить свою супругу с молодым и начинающим живописцем по имени Сальвадор Дали. Даже позднее, когда Гала бросила его и их общую дочь Сесиль (годы жизни 1918-2016) ради испанца, Поль ждал её возвращения и продолжал писать ей письма вплоть до самой своей смерти в 1952.
«Галатея»
В 1929 году карьера Дали оказалась на грани взлёта. В свет вышел «Андалузский Пёс» – сюрреалистический короткометражный художественный фильм – его совместная работа с кинорежиссёром Луисом Бунюэлем (годы жизни 1900-1983). Ребята подружились в ту пору, когда художник ещё учился в Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде – столице Испании. Дали был молод, красив и весьма харизматичен. Это был щеголеватый парень с аккуратно уложенными волосами на голове и усами на лице. Только его романтическая жизнь оказалась крайне неудачной. Ходили слухи, что он никогда не занимался любовью с женщинами, за исключением того, что своими регулярными ухаживаниями отпугивал от себя испанского поэта и драматурга Федерико Гарсию-Лорку (годы жизни 1898-1936).
Сальвадор Дали – «Галатея в Момент Создания», 1954 год; 100,6 х 101 см.
Однажды Дали пригласил к себе в Кадакес (город в Испании) Поля Элюара вместе с супругой и их одиннадцатилетней дочерью. Семья прибыла туда в составе настоящего бохо-десанта, в который входили бельгийский живописец Рене Магритт (годы жизни 1898-1967) и уже знакомый нам Луис Бунюэль. Художник познакомился с поэтом в ночном клубе Парижа – столицы Франции, но тогда он и понятия не имел, что визит нового друга раз и навсегда перевернёт всю его сознательную жизнь. Как-то раз он рассказал всему миру о неоднозначном впечатлении, которое произвёл на 35-летнюю супругу своего друга:
«Она даже призналась мне, что посчитала меня невыносимо противным существом из-за моих напомаженных волос и моей элегантности, которая, лишь по её мнению, имела “гладкость профессионального аргентинского танго”. В своей комнате я всегда был совершенно обнажён, но как только мне приходилось идти в деревню, я тратил целый час на то, чтобы как следует привести себя в порядок: причесать волосы, с маниакальной тщательностью побриться, надеть на себя только что отглаженные белые брюки, модные сандалии и рубашку из чистейшего шёлка. Ещё я носил ожерелье из искусственного жемчуга и металлическую тканевую ленту, привязанную к одному из запястий».
Сальвадор Дали и Гала
Ключевым фактором, однако, стал безошибочный инстинкт Галы, который и позволил ей определить в этом странном «существе» мощный потенциал, способный материализовать все её амбиции. Она вспоминала, что сразу поняла, что он – гений. Дали повторяет её слова:
«Она считала меня гением – полусумасшедшим, но способным на большое моральное мужество. И она хотела чего-то – чего-то такого, что стало бы исполнением её же собственного мифа. Она начала думать, что то, чего она так вожделела, было чем-то, что, вполне возможно, только я и мог ей дать».
Сальвадор Дали – «Портрет Поля Элюара», 1929 год; 33 х 25 см.
С тех пор они никогда не расставались. Ребята гуляли по окрестностям Кадакеса, чувствуя нарастающее влечение друг к другу. В одно мгновение Гала решила отречься и от мужа, и от дочери, и даже Дали поступил очень мудро: он написал в качестве утешительного приза портрет Поля Элюара. Парень посчитал своим долгом «увековечить физиономию поэта, у которого он отнял одну из муз своего Олимпа».
«Мадонна Порт-Льигата»
Начало их совместного проживания стало большущим испытанием. Дали тогда был далеко не самым высокооплачиваемым художником, а Гала, естественно, своего дохода не имела вовсе. В довершение всего, общественный резонанс вызвала надпись, которую Дали сделал на одной из своих картин:
«Иногда я с удовольствием плюю на портрет собственной матери».
Это заставило его отца избегать хоть какого-то общения с сыном, также он просто прекратил его содержать.
Сальвадор Дали – «Мадонна Порт-Льигата», 1950 год; 12 х 10 см.
В своём гневе родитель зашёл так далеко, что публично заявил об отречении от собственного сына и призвал всех жителей Кадакеса и другого испанского города Фигераса присоединиться к нему в бойкоте Дали. И многие жители района встали на сторону нотариуса с такой высокой репутацией и отказали Сальвадору в проживании или же в аренде жилья. Лишь вдова рыбака – некая Лидия Сабана де Коста (годы жизни 1866-1946) – знавшая его с самого детства и всегда верившая в его талант – только она продала паре за бесценок одинокую хижину неподалёку от Кадакеса, в местечке под названием Порт-Льигата, использовавшуюся для хранения рыболовных снастей. А вот хижину в замок превратила уже любовь Сальвадора и Галы.
Комната общей площадью в шестнадцать квадратных метров была одновременно гостиной, спальней и творческой мастерской – всё в одном. На обед им иногда давали по одному фрукту на двоих. Этот период её и Дали за чертой бедности вряд ли соответствует популярному представлению о Гале как о жадной, скупой женщине. Хотя, когда она состояла в браке с Полем Элюаром, девушка вела гораздо более обеспеченный образ жизни в хорошо обставленных парижских квартирах. Но для тех, кто считает её холодной и расчётливой, данный факт является лишь ещё одним доказательством её видения богатства, которая она может уже вскоре получить вместе с начинающим живописцем.
Сальвадор Дали – «Обнажённая со Спины Гала Глядит в Невидимое Зеркало», 1960 год; 42 х 32 см.
Чтобы продать несколько картин и заработать немного денег на ремонт своей лачуги, пара направилась в Париж. Там Элюар заселил их в свою собственную квартиру. Дали продолжал рисовать, а Гала с рассвета и до заката стучала в двери каждой художественной галереи Парижа, держа в руках стопку его картин и предлагая их купить. Возвращаясь домой, она вела домашнее хозяйство, взяв на себя вообще всю работу по дому.
Один из их посетителей вспоминал образ жизни пары как очень далёкий от эксцентричности – они тогда банально просто не могли себе этого позволить. Гала считала каждый сантимо и покупала самую дешёвую еду. Зато ребята могли хорошо ладить со всеми. Дали был отлично воспитан и обладал прекрасными манерами. Так было и с Галой. Если бы не она, он мог бы отважиться на какие-нибудь выходки, но она понимала всю важность встреч и ценность личного общения, поэтому всячески их поддерживала. Именно она была пиар-менеджером Сальвадора.
Сальвадор Дали и Гала
В тот период пиком их общего успеха стала персональная выставка Дали, состоявшаяся в июне месяце 1931 года в Галерее Пьера Колле (годы жизни 1909-1948). Представленные публике 24 произведения искусства принесли художнику большую популярность среди покупателей и искусствоведов. Главным экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство Памяти». В собственном личном успехе живописец выразил особую благодарность своей возлюбленной, которая перевернула его мир вверх тормашками и поменяла местами небо и землю. В дальнейшем он будет подписывать свои полотна словом «Гала-Дали».
«Галарина»
Постепенно финансовое положение пары пошло на поправку. В 1934 году Дали и Гала отправились в путешествие в Соединённые Штаты Америки, раз и навсегда укрепившее их финансовое положение. Но ещё до этого они также успели официально оформить и свои отношения. Гала согласилась на это только после второго брака её первого мужа, хотя сам Элюар так и продолжал настаивать на том, чтобы она не думая выходила замуж за Дали. Её бывший опасался, что в противном случае Гала останется ни с чем, ведь они с Дали внезапно могут расстаться или же художник просто попадёт в автомобильную аварию.
Сальвадор Дали – «Галарина», 1945 год; 64 х 50 см.
Во время своей первой поездки в Америку семейному тандему удалось привлечь к себе внимание со стороны общественности, легко конвертируемое в доллары США. Однако прямо перед их отъездом из дома разразился скандал. Случайно или же намеренно, но Гала навсегда заклеймила себя жестокой и циничной женщиной.
Пара устроила помпезный прощальный вечер под названием «Бал Дали», на котором Гала была в шляпе с куклой наверху, изображавшей собой мёртвого ребёнка. Пресса восприняла это как намёк на недавнее похищение и убийство сына Чарльза Линдберга (годы жизни 1902-1974) – самого первого пилота в истории человечества, пересёкшего в одиночку на самолёте Атлантический океан. Позже Дали уверял, что костюм Галы не имеет ничего общего с трагедией, зато он плотно повязан с психоаналитическими теориями австрийского психолога Зигмунда Фрейда (годы жизни 1856-1939), которого он так почитал. Однако ему так и не удалось убедить общественность в том, что его супруга ни в коем случае не была жестокой и не имела никаких злобных намерений.
Сальвадор Дали – «Портрет Галы с Двумя Бараньими Отбивными на Плече», 1933 год; 68 х 88 см.
Тем временем, привязанность Дали к Гале или, скорее, одержимость ею только росла. Он считал её причиной всего самого хорошего, что с ним происходило и происходит. Художник никогда не скупился на эпитеты:
«Я сразу почувствовал покой и равновесие, почувствовал, что моя жизнь отныне стала гладкой и ровной. Могу сказать, что одного только взгляда жены уже было достаточно для того, чтобы привести в порядок мою параноидально-критическую деятельность. Все изолированные, выступающие, доминирующие элементы моей собственной жизни с ней приняли архитектурную форму».
Ничуть не меньше его боготворила и сама Гала. Когда во времена Второй Мировой войны её дочери Сесиль пришлось продать несколько произведений Дали, чтобы свести концы с концами, родная мать так и не простила ей этого. Более того, данный инцидент впоследствии лишил Сесиль и наследства. А Дали однажды прямо на своей фотокарточке написал признание:
«Я люблю Галу больше, чем собственную мать; больше, чем собственного отца; больше, чем Пабло Пикассо; и даже больше, чем деньги».
«Гала Против Света»
Однако под Луной ничто не вечно. В то время как слава и богатство художника росли в геометрической прогрессии, его отношения с Галой начали ухудшаться. Главной причиной стал обычный физический износ супруги. Она старела – и не могла мириться с неумолимым ходом времени, именно от этого её характер, и без того достаточно скверный и проблемный, лучше не становился.
Сальвадор Дали – «Портрет Галы Против Света», 1965 год; 37 х 34 см.
Всячески пытаясь удержать ускользающую сквозь пальцы молодость, Гала начала лихорадочно менять молодых любовников и делать многочисленные пластические операции, а все эти дорогостоящие удовольствия требовали немалых денег. Ходили слухи, что она даже дошла до того, что заперла Дали в комнате, дабы тот всё время работал и буквально не сходил с места. Однако ситуация была не так уж и проста: Дали тоже почувствовал вкус огромных денег. Отныне он будет зарабатывать их всеми возможными способами, в том числе и весьма нечестными. К примеру, он был совсем не прочь поставить свою подпись на десятках тысяч чистых листов, использованных для литографической печати и купленных мошенниками по сорок американских долларов за штуку.
Но даже тогда Дали и Гала, судя по всему, всё равно превосходно дополняли друг друга. Вице-президент Художественной Галереи Нодлер в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США) по имени Джон Ричардсон (годы жизни 1924-2019) говорил, что в бизнесе Дали был хитрым псом и абсолютно безжалостным. Гала же просто умно манипулировала им, хотя с ней он делал то же самое. Обычно художник – это свободная, мечтательная личность, но жена художника должна быть совершенно прагматична – она должна быть самой настоящей бой-бабой. И действительно, Гала была одной из них. Она могла бы ударить кого угодно, если бы не могла получить то, что очень сильно хотела и желала. А Ричардсон был уверен в том, что единственное, чего она сильно хотела – это власть, деньги и роскошь.
Сальвадор Дали и Гала в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США), 1945 год
В 1969 году Дали решил сдержать своё давнее обещание и подарил жене самый настоящий замок. Гала стала владелицей Пуболя – очаровательного средневекового замка. Ему самому не разрешали посещать его без предварительного письменного уведомления. Однако Сальвадора подобное отношение ничуть не огорчало. Напротив, для него это было своего рода мазохистским удовольствием, добиваться аудиенции у своей королевы.
Сальвадор Дали и Аманда Лир
О художнике тогда уже заботилась молодая французская топ-модель по имени Аманда Лир (родилась в 1939 году). Дали любил наблюдать, как она принимает ванну, но, кроме этого, другого физического контакта у них и в помине не было. Тем временем Гала нашла себе очередного возлюбленного за океаном. Её новой и одновременно давней страстью, достаточно молодой, чтобы стать её внуком, стал американский рок-певец Джефф Фенхолт (годы жизни 1950-2019), сыгравший главную роль в бродвейской музыкальной постановке «Иисус Христос – Суперзвезда». Парень был почти на шестьдесят лет моложе спутницы. Она пригласила его погостить в своём замке, подаренном Дали, и златовласый юноша это предложение с удовольствием принял.
«Галатея со Сферами»
В начале 1980-ых годов здоровье мужа и жены резко ухудшилось. У Дали начались приступы депрессии и, по иронии судьбы, приступы паранойи – он всегда делал её краеугольным камнем своего так называемого «параноидально-критического метода». 85-летняя Гала жаждала воссоединения с бросившим её Фенхолтом. А свою агрессию она вымещала непосредственно на художнике. Их ссоры заканчивались даже драками и серьёзными травмами.
Сальвадор Дали – «Галатея со Сферами», 1952 год; 65 х 54 см.
В 1982 году Гала упала и получила перелом бедра, вскоре после этого она умерла от сердечной недостаточности.
Дали ни в коем случае не был готов потерять свою возлюбленную. Поначалу он так и продолжал отрицать её смерть. Он утверждал, что никто не сможет заменить её и что он так и останется одиноким.
Гала и Сальвадор Дали
Год спустя, работая над вступлением к каталогу своей ретроспективы, Дали дал ей название «Божественная Гала». Он по-прежнему боготворил теперь уже покойную супругу, уверяя всех, что любил её ещё до своего собственного рождения. По его словам, на пике этого чувства, произошла мутация, которая и привела к его уникальности. Результатом этого стало появление его знаменитого на весь мир параноидально-критического метода, позволявшего критическому разуму регистрировать галлюцинации с максимальной точностью.
Последние годы своей жизни он провёл в Башне Галатея в городе Фигерасе. Первоначально это историческое сооружение XIII столетия, позднее оно было тщательно отреставрировано и стало частью Театра и Музея Дали. Он переименовал башню конструкции в честь своей Галы. В ту пору, когда она была жива, никто, кроме неё, не мог дать согласия на впуск посетителей в эту достопримечательность.
Сальвадор Дали – «Дали, Повернувшись Спиной, Пишет Портрет Галы, Отвёрнутой Спиной и Увековеченной Шестью Виртуальными Роговицами, Временно Отражёнными в Шести Зеркалах», 1973 год; 60 х 60 см.
Художник предсказал, что в тот день, когда умрут «близнецы» Дали и Гала, огромная статуя, символизировавшая собой эксцентричную пару в их доме в Порт-Льигате, начнёт плакать. В день, когда Дали скончался (23 января 1989 года), местные рыбаки внимательно наблюдали за статуей. Однако слёз на ней они так и не увидели.