В 2003 году режиссер Станислав Говорухин отошел от «чернухи» 90-х и решил изменить направление своего творчества. В нашей стране его знали, как постановщика классных приключенческих фильмов и детективов, мастера экранизаций зарубежной классики и философа-документалиста.
Оказалось, Станислав Сергеевич умеет снимать и трогательные мелодрамы о непростой женской судьбе. Хоть я поклонник старых фильмов Говорухина, но отдаю ему должное и в качестве «лирика». Он сумел стильно и с хорошим вкусом снять мелодраматическую историю с христианским названием «Благословите женщину».
Встреча семнадцатилетней белокурой красавицы Веры и взрослого офицера-орденоносца Александра Ивановича Ларичева состоялась в небольшом приморском поселке. Девушка впервые в жизни по-настоящему влюбилась, а у возлюбленного раньше была семья, но сейчас он в разводе. Военный предложил Вере выйти за него замуж и она согласилась.
Молодая семья переезжала из одного гарнизона в другой. Армейская жизнь выматывала Верочку, но она любила мужа и покорно следовала за ним. Супруги пережили войну и послевоенную разруху.
Позже Ларичев умер. Молодая вдова думала, что больше не сможет никого полюбить, но в родном приморском городе встретила человека, который сделает ее счастливой.
Говорухин снял фильм по повести, которую в 1970-х годах написала И. Грекова. Советские любители романтической литературы запоем читали эту крепкую интеллигентскую беллетристику, получившую культовый статус. В ней присутствуют некоторые недоговоренности, которые без слов понятны умному читателю, выросшему в СССР.
Но цензоры дали добро на печать неоднозначной повести, в которой все же было больше лирики, чем крамолы. Главной героиней произведения стала верная жена, беспартийная домохозяйка, которая не совершает героических поступков и трудовых подвигов, но любит от души и предана своему мужчине.
Для многих коллег Говорухина было непонятно, почему он решил экранизировать чистую мелодраму. Но, мне кажется, Станислава Сергеевича заинтересовал исторический контекст.
Он решил снять фильм в духе хорошо знакомого ему оттепельного кино, которое в 60-х снимали Марлен Хуциев и Михаил Калик, а также продолжить традиции «бытописания», заложенные Алексеем Германом в фильмах «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин». Только у Говорухина получилось свое лирическое кино о простом человеческом счастье, о сложном, извилистом пути к нему.
Фильм прекрасно снят оператором Ломером Ахвледиани, который тоже перенял манеру советских оттепельных фильмов. В начале 2000-х это смотрелось с одной стороны архаично, а с другой – стильно. Говорухин позже снимет еще несколько картин-нуаров, например, «Конец прекрасной эпохи».
Работа художников Валентина Гидулянова и Регины Хомской тоже на высшем уровне. Им удалось в деталях возродить советскую эпоху 30-40-х годов.
Для главной женской роли Говорухину была нужна настоящая русская красавица. Он пробовал многих актрис и остановился на Марии Мироновой. Когда кастинг уже почти завершился, Станислав Сергеевич решил еще посмотреть первокурсницу Светлану Ходченкову, которая надеялась, что ей достанется роль младшей сестры Веры, но натуральная русая коса и девичий стан девушки впечатлили Станислава Сергеевича. Он провел полноценные пробы и утвердил начинающую актрису на главную роль.
В своем кинодебюте Светлана участвовала в сценах, где на ней нет одежды. Говорухину была нужна пышнотелая красавица, поэтому он попросил Ходченкову набрать вес. После окончания съемок она снова села на диету, но, по моему мнению, от этого только проиграла. В ней пропала изюминка. Она стала очередной актрисой-моделью, которых в кино очень много.
Александр Балуев ранее неоднократно играл военных. Талантливый драматический артист и на этот раз справился с ролью, но мне кажется, что на его месте мог быть и любой другой актер. Образ Ларичева довольно стереотипный. Куда интереснее второстепенные, особенно женские персонажи.
Чтобы вжиться в роль матери Веры, Ирина Купченко в типичном «бабском» платке гуляла по одесскому Привозу и общалась с простыми женщинами. Старая актриса в исполнении Инны Чуриковой – еще одна творческая удача талантливой личности. Она даже была награждена «Никой», как исполнительница лучшей женской роли второго плана.
Второстепенные мужские персонажи тоже получились колоритными. Александр Михайлов проникновенно сыграл нового возлюбленного Веры, а сам Говорухин весело, азартно и яростно исполнил роль комдива.
Фильм «Благословите женщину» пользуется популярностью у зрительниц старшего поколения, выросших в СССР. Современная молодежь вряд ли его поймет и примет. С этой картины начался другой Говорухин.
А какие поздние фильмы выдающегося режиссера нравятся вам?