И любил ли он вообще Наташу? Если да, почему не бросил всё? Если нет, зачем давал ложную надежду, которая в итоге стала неприятным и никак не красящим мужчину воспоминанием?
Поздняя встреча (1978)
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Итак, дано: двое с большой разницей в возрасте из разных городов страны.
- Сергей Иванович Гущин (Алексей Баталов)
48 лет, фронтовик, блокадник. Сейчас авиационный инженер-испытатель, который в 1970 году приезжает из Свердловска в Ленинград в командировку, в качестве приглашенного консультанта на съемки фильма «Полёт в неведомое».
Сергей Иванович любит искусство, в частности, увлекается архитектурой. Гущин интеллигентен, успешен в карьере, талантлив, на работе в НИИ его ценят. Чего нельзя сказать о жизни семейной – с женой давно не то, что поговорить не о чем, но даже молчать не получается. Оба привыкли друг к другу и просто сосуществуют на одной территории. Гущин в кресле с книгой по архитектуре, Мария (Маргарита Володина) на вечеринках с мужчинами, заявляясь ночью «навеселе».
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Мария смотрит на мужа, как на пустое место, автоматически лишь интересуясь, яичницу он будет или омлет. Гущин же задается вопросом, куда же делась та девчонка с большими глазами, которую он полюбил?
«Неужели человек сбрасывает образ своей юности, как змея кожу и ничего не уносит в последующую жизнь»?
У них очень взрослая дочь (Татьяна Догилева), которая прекрасно понимает, что их семья – это имитация жизни, видимость благополучия, отравляющая жизнь родителей, которые зачем-то тянут лямку брака до какой-то одной им известной точки.
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
- Наташа Проскурова (Лариса Луппиан, бесподобно здесь прекрасная и очаровательная)
Молодая актриса, чей возраст точно не обговаривается, но Гущин в разговоре с ней упоминает «у меня дочь примерно вашего возраста». Актриса Наташа неудачная, из тех, кому предлагают роли пятого лебедя в седьмом ряду.
Наташа обожает свой Ленинград, своих интеллигентно-творческих друзей и свою работу. А вот с личным, как и у Гущина – «всё сложно». Несколько лет она встречается с неким Борисом, не преуспевшим ни в одном деле, за которое брался. Замуж её Боря также не зовёт, но к Гущину ревнует.
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
И вот случается встреча – недалеко от киностудии Наташа и Гущин знакомятся. Девушка стоит с оригинальным объявлением, мимо которого Сергей пройти не мог: «Срочно требуются седые человеческие волосы» (для съемок). Собственно, это очень правильное название, которое красной нитью проходит через весь фильм, снятый по повести Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы», и посвященной его жене Алле, которая была моложе на пятнадцать лет. Баталов с седыми прядями, молоденькая Наташа…и тихое, мимолетное счастье, при воспоминаниях о котором всю жизнь щемит в груди.
«— Не бойтесь, это же добровольно. Вашей седине ничего не грозит…
— Хорошо хоть, что им не требуются наши зубы…»
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Наташа и Сергей гуляют по Ленинграду, показывая друг другу «свой город», заходят в гости к знакомым, обедают в кафе и не могут расстаться. Наташа так впечатлена и уже влюблена, что даже предлагает остаться у неё на ночь. Гущину надо отдать должное – никаких откровенных намеков не делал, вел себя прилично. Правда, отказаться от предложения не смог и пал жертвой юности, соблазнился красивыми словами. Наташа постоянно говорит какой он умный, интересный, необычный. Как много значит для неё. Жена же не говорит ничего.
«– Обычно, провожая, напрашиваются на чашечку кофе, поэтому я его не держу.
– Я Вам даже этого предложить не могу, потому что не пью на ночь кофе.
– Тогда будем пить чай.»
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Они проводят вместе всего полдня и ночь. За столько короткое время можно понять, что это ТВОЙ человек? Твой человек навсегда? Наташа явно влюблена и искренне верит, что будущее, их совместное будущее возможно. При этом она не рыдает, не устраивает истерик на вокзале при расставании. Она просто смиренно готова ждать, столько, сколько потребуется. Гущин сдержан, но ему очень льстит такое внимание, да и как личность Наташа ему очень нравится.
«Я был с вами целый день, я видел ваш дом. Теперь мне есть, чем жить».
Они расстаются, чтобы никогда больше не встретиться. Почему же, если Гущин уже собрал чемодан, предварительно отправив Наташе телеграмму, он вернулся к жене?
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Мария, конечно же, осознала, что вот такой никудышний мужик как Сергей, оказывается, кого-то мог заинтересовать до такой степени, что можно «уйти из семьи». То, что семья номинальная, тут же как-то забылось. Мария ведет себя как собака на сене – вроде и не уговаривает остаться, понимая, что уход – самое правильное решение, но тихо пускает скупую слезу в уголке, зачем следует драматичная сцена – покинутая супруга смотрит вслед уходящему к другой женщине мужу с балкона. И Серёжа быстренько бежит назад, к привычному «семейному счастью».
Если всё так просто, зачем была эта телеграмма, зачем сборы, зачем выяснение отношений? Зачем, в конце концов, спустя почти десять лет лететь в Ленинград и искать там Наташу? Что бы что? Сообщить ей, что случайная встреча с ней изменила всю его жизнь, он осознал, что его жена самая лучшая и теперь они вернули себе «образ юности»? Эгоизм это.
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Нежелание причинять боль близким мне понятна. Непонятна эта ампутация частями. Такой вот брак – это же не птица-феникс, способная восстать из пепла. Там всё было плохо. И? Стало хорошо? Все внезапно осознали, как были не правы и изменились? Не верю.
«Странно, люди не могут создать не то, что счастья, а хотя бы порядка на Земле. А уже стремятся на другие планеты».
Более правдоподобный вариант: Гущин просто испугался. Испугался возможного счастья, необходимости перемен, принятия сложных решений. Как и где работать в Ленинграде опять же. А ну как надоест Наташе через пару лет? Просто решил жить по привычке, по накатанной колее. Вполне допускаю, что первое время у них с женой даже был второй медовый месяц, который и длился примерно месяц. Дальше то что? Гущин стал приглашать мужиков жены к ним домой на чай и читать им вслух книге об архитектуре старого Петербурга?
Кадр из фильма «Поздняя встреча», 1978 год, режиссер Владимир Шредель
Или не захотел портить молоденькой девочке жизнь? Сильно старше, те самые седые волосы. Но. Такие вопросы решаются совместно – это раз. Почему он посчитал, что уйти по-английски – лучший вариант и для Наташи тоже – это два. Ну и три – всё та же телеграмма. Зачем было баламутить воду? Надо же, какая эмоциональность у столь сдержанного мужчины на пороге пятидесятилетия. А что при этом пережила потом Наташа? Она же ждала его еще несколько лет, после чего уехала из Ленинграда. Значит, несмотря на его седины, был нужен, был важен.