«Гурченко обматерила мужика в ресторане за «Люсю». Александр Михайлов о том, как Меньшов водил его к алкашам, а Иван Грозный чуть не убил

Он ПОИСТИНЕ Человек-ГЛЫБА, чьё имя является символом эпохи советского кино. Фильмы с его участием — «Любовь и голуби», «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие» и многие другие — стали по-настоящему культовыми.

В гостях у «Жизни» народный артист РСФСР Александр Михайлов.

Кадр из фильма "Любовь и голуби", 1985, реж. Владимир Меньшов

Кадр из фильма «Любовь и голуби», 1985, реж. Владимир Меньшов

ЧАСТЬ 2

– «Любовь и голуби». Зачем Вас режиссёр Владимир Меньшов ещё до начала съёмок водил по пивнушкам?

– Когда я пришёл первый раз к нему, я ему не очень понравился, по его глазам это почувствовал. Ну, нет так нет, и я ушёл. Но его попросили посмотреть меня ещё. Пришёл я во второй раз, был в чём-то спортивном. И снова – ни то ни сё. Потом он вдруг говорит: «Слушай, Сань, давай походим по злачным местам, поищем характеры, посмотрим, где «синеглазки», алкаши. Сходим в одну пивнушку, другую». Ну и ходили. И эти люди, которые «О-о-о, давай к нам» курят, пьют. А он меня в бок толкает: «Смотри, смотри, какой характер, как он смотрит, глаз какой у него». А я ему говорю: «Володя, я среди них вырос, я деревенский мужик, всё это я видел. Ещё был интересный момент – вызвали Нину Дорошину. Нина тоже напряглась, она на десять лет старше была, но очень подошла на роль. Сидит, шепчется с Володей. Спрашиваю у него, чего это вы? А Меньшов говорит: «Да она всё переживает, что ты моложе выглядишь. Ну, сделаем так, чтобы не выглядел». Фиксу поставили мне справа, подкрасили лаком, состарили в общем. Володя, когда увидел пробы, аж подпрыгнул: «Всё нормально!» И всё – роль в кармане. И мы работали потрясающе.

АКТЕРЫ ФИЛЬМА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОДРУЖИЛИСЬ НА СЪЕМКАХ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ". ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

АКТЕРЫ ФИЛЬМА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОДРУЖИЛИСЬ НА СЪЕМКАХ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ». ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

– Это правда, что Вы все подружились на съёмках?

– Да, даже намёка на конфликты не было. Меньшов рассказывал, как Людмила Марковна Гурченко пришла к нему и говорит: «Володя, я прочитала сценарий, очень понравилось, я хочу работать, чтобы обо мне не говорили – мол, хулиганка, матерщинница. Утверждай, и никаких проб не надо». И он утвердил. Она, кстати, сама очень много сцен написала, и Володя утвердил эти сцены. Сидели мы однажды в ресторанчике. Подошёл какой-то тип к Гурченко и говорит: «Привет, Люся!» Причём так вальяжно, как старой знакомой. Ну и тут Людмила Марковна показала свою мощь: «Да пошёл ты!.. Какая я тебе Люся?» Он аж отшатнулся: «В чём дело, в чём дело…» И отошёл. Но когда Гурченко чувствовала уважение к себе, она просто расцветала. Это чудо просто, это стихия! Стихия, которая требует зрителей. Пластика у неё была великолепная. До 11.00 она никогда не снималась – занималась на станке. Вот такая она была Людмила Марковна.

ГУРЧЕНКО СЫГРАЛА ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ РАИСУ ЗАХАРОВНУ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ", 1985, РЕЖ. ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ

ГУРЧЕНКО СЫГРАЛА ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ РАИСУ ЗАХАРОВНУ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ», 1985, РЕЖ. ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ

– Из фильма «Любовь и голуби» цензура вырезала очень много сцен. О какой Вы жалеете больше всего?

– Была одна, снимали её в Сочи у бара. Главный герой увидел бар, и сбылась мечта Васи – коктейль, трубочка, сигара тонкая в руке. Женщина танцует. Он поворачивается, а возле бара тётя Шура и дядя Митя сосут коктейль из трубочки и смотрят на него укоризненно. Ещё поворачивается – и уже вся семья вдоль бара стоит, коктейль пьют и на Василия осуждающе смотрят. Так смешно было! А у него под пиджаком была леска привязана, и там был голубь. И голубь по этой леске поднимался и бил его по щекам. Такая вот сцена. Три или четыре сцены ещё вырезали, и мне до сих пор до слёз обидно. И Володя переживал очень. Помню, худсовет был, практически единогласно не приняли эту картину. А потом Володю отстранили от монтажа – другой стал монтировать. Но увидели, что получается вообще полная фигня, и Володю вернули, он смонтировал, но… Заставили резать, потому что мы попали как раз в антиалкогольную кампанию…

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ НА СЪЕМКАХ КАРТИНЫ "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ". ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ НА СЪЕМКАХ КАРТИНЫ «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ». ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

– Вы снялись в огромном количестве фильмов. Самая сложная роль на Ваш взгляд?

– Из драматических – это «Дожить до рассвета» по повести Василя Быкова. Играл лейтенанта Ивановского. Ситуация была очень тяжёлая, я чуть не простился с жизнью. Сюжет сам по себе очень непростой. Мой герой лейтенант Ивановский в первых кадрах, сильно раненный, выползает в тылу врага на зимнюю колею. Маскхалат обливали красной жидкостью, имитирующей кровь. Привозили ветродуй – и меня заметало снегом. Пока не коченели пальцы, режиссёр не снимал. Он был талантливый человек, но такой полусадист, не буду называть фамилию (режиссёры фильма Михаил Ершов и Виктор Соколов. – Прим. ред.). И поэтому я сильно заболел – двустороннее воспаление лёгких, туберкулёз. Отключён был на полгода из жизни. Сказали вообще забыть о своей профессии. Будь режиссёр постарше, он бы не допустил такого. А тут молодой парень. Говорил: «Так надо в кино! Так надо!» Вот я и пошёл… Ну а из классических ролей – «Очарованный странник» и спектакль «Иван Грозный».

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА", 1977, РЕЖ. ВИКТОР СОКОЛОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЕРШОВ

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА», 1977, РЕЖ. ВИКТОР СОКОЛОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЕРШОВ

– Мистическая история. Пять актёров, сыгравших Грозного, до того как его стали играть Вы, трагически скончались. И Вы трижды отказывались – почему?

– Потому что на меня давили авторитет Эйзенштейна и царь Иван Грозный в исполнении Черкасова. Я думал, что у меня не хватит темперамента, а может, и здоровья.

– То есть Вы не из-за этих мистических событий отказывались?

– Нет. Это уже в процессе, когда стал работать. Мы подружились со Свиридовым Георгием Васильевичем, который писал музыку в Малом театре к «Грозному». Он меня часто вызывал к себе, как-то тепло ко мне относился. Приходил на репетицию, зажигал лампу и что-то писал. Однажды в очередной раз вызвал, сидим и пьём кофе-чай. Он сказал: «Хочешь, Саша, я тебе подарок сделаю?» И попросил включить музыку. Это что-то космическое было! У меня аж мурашки по коже поползли. И я, можно сказать, с ужасом спрашиваю: «Что это было, Георгий Васильевич?» А он: «Хочешь верь, хочешь нет, это стихира самого Грозного (молитва-песнопение, написанная Иваном Грозным. – Прим. ред.). Так что царь этот у нас был один из самых образованных среди монархов. В совершенстве знал Библию, много реформ проводил. Я к нему отношусь с огромной симпатией. И не только потому, что он увеличил территорию России в два с половиной раза.

– И когда Вы начали играть роль Грозного, с Вами тоже случилась трагедия…

– Мы долго репетировали и пришли с Георгием Васильевичем к мысли, что из названия спектакля «Смерть Иоанна Грозного» надо убрать слово «смерть». Я чувствовал – что-то нехорошее может случиться. И я стал просить администрацию убрать это слово из названия. Ну, пошутили надо мной, похохмили. А через шесть спектаклей у меня в горле пошла кровь… И только потом я узнал, что действительно пятеро актёров, сыгравших Иоанна Грозного, трагически умерли. Мистики очень много здесь…

ЧЕРКАСОВ В РОЛИ ИВАНА ГРОЗНОГО. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ИВАН ГРОЗНЫЙ", 1944, РЕЖ. СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

ЧЕРКАСОВ В РОЛИ ИВАНА ГРОЗНОГО. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИВАН ГРОЗНЫЙ», 1944, РЕЖ. СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

– В той ситуации Вас спас друг. Как это произошло?

– Лежу, из меня уже литра полтора вышло, встать не могу. И вдруг слышу – машина едет. Потом топанье ног, он ко мне подходит, слышу голос: «Ты что, Сань, выпил, что ли? Ты что лежишь?» Поднимает меня, а из меня очередная порция крови… Он испугался, побелел. Посадил меня в машину и сразу в Склиф. Всю машину я ему залил кровью. И врач в Склифе сказал тогда такую фразу: «Пятнадцать минут – и вашего друга бы не было».

– А как Ваш друг там оказался как раз в этот момент?

– Вот это и есть мистика! Хотите верьте, хотите нет. Он был в Москве, Даниловский рынок, подходит к нему женщина в тёмной одежде и совершенно спокойно говорит: «Срочно выезжайте туда, где вы строите свой дом». А мы рядом дачи строили. Ну, он туда и рванул.

– То есть он не знал, зачем едет?

– Конечно, не знал. Мистика полная.

– Вы двое суток были в коме, потом полгода лежали в больнице. Говорят, после комы человек сильно меняется. Как эта история Вас изменила?

– Суета ушла. Волнение прибавилось, а суета ушла…

Продолжение следует…

Из третьей (заключительной) части интервью с Александром Михайловым вы узнаете, как его постоянно «женили» с Гундаревой и почему режиссер Самсонов прятал его от женщин- коллег на съемках ленты «Одиноким предоставляется общежитие».

Автор: Юлия Ягафарова