«Знаю, почему пьют актеры». Евгений Стычкин о коварстве успеха и причинах недолговечности актерских браков

10 июня актеру Евгению Стычкину исполняется 50 лет

Когда-то его называли «русским Луи де Фюнесом», «надеждой поколения тридцатилетних». Но с тех пор много воды утекло. Полтинник – это уже серьезный возраст. И Евгений встречает эту дату достойно – пятеро детей, 120 картин. Он по-прежнему чертовски талантлив, ни на кого не похож, невероятно работоспособен. Каждый год стабильно радует новыми ролями в кино и театре. И по-прежнему совершенствуется в боевых искусствах, метании ножей – это его любимая фишка.

Е. Стычкин. Фото из открытых источников

Е. Стычкин. Фото из открытых источников

Е. Стычкин. Фото из открытых источников

Е. Стычкин. Фото из открытых источников

Предлагаю небольшое интервью Евгения Стычкина 2014 года.

«МЕЧТАЮ ХОРОШЕНЬКО ЗАГУЛЯТЬ»

— Евгений, у вас завидная по числу ролей фильмография. Приходилось играть роли, за которые сейчас стыдно?

— Было пару раз, когда, начиная проект, думал, что он выльется в одно, а он выливался в совершенно другое. И в этом есть доля моей ошибки. Но таких ролей, чтобы я потом сказал» «О, Господи! Лучше бы я этого не делал!», чтобы мне было противно или стыдно, у меня нет ни одной. Мне кажется, главное не идти на компромисс с самим собой, а делать то, что доставляет тебе удовольствие. Чтобы это совпадало с твоим вкусом, твоим представлением о прекрасном.

— Словом, вы не из тех, кто в самый разгар работы, может заявить, мол, «мне неинтересно» и хлопнуть дверью?

— Ну, что ж я барышня что ли?! Надо отвечать за свои поступки. Взялся – работай!

— А способны сорваться, сорвать съемки, загулять?

— Нет. То есть я очень хочу на это быть способным. Я умираю, как хочу, чтобы в какой-то момент я не смог себя сдержать и я бы – х-ха! – легко бы так загулял на три дня. Потом приехал, привез три ящика шампанского и повинился бы перед всеми, мол, простите, вот такой я козел. Не способен. Но я научусь! (Хохочет.)

— Ваш отец работал переводчиком-синхронистом в ООН, мама – прима, потомственная балерина Большого театра. Признайтесь: у вас, наверное, было «бурное и вольное» детство?

— Детство было неровным… У меня были сотни маленьких пластмассовых солдатиков в то время, когда мои друзья могли похвастаться одним… оловянным. Это я к тому, что, с одной стороны, меня растили в любви, и ни в чем не отказывали, а с другой, видимо, изначально родители не хотели, чтобы я превратился в избалованного придурка. И поэтому у меня было достаточно жесткое воспитание.

— Папа строгий был?

— Папа – да! Тем более, что он начал мной заниматься в тот момент, когда я уже мог отвечать ему с придаточными предложениями.

— Евгений Стычкин того периода….

— Хулиган – безусловно. Причем не только по складу характера, а еще потому, что это единственное, что у меня хорошо получалось. Бывало, и с приводами в милицию и с угрозами выгнать из школы, и с портвейном, и даже с брагой.

Учился я чудовищно, еле-еле переходя из класса в класс. Серьезно занимался только иностранным языком. Правда, еще читал я много, но, как правило, то, что либо опережало школьную программу, либо не соответствовало ей вообще.

В молодости. Фото из открытых источников

В молодости. Фото из открытых источников

«ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ РАБОТАТЬ. ОЧЕНЬ!»

— Почему, имея такого папу с перспективой поступления в МГИМО, интересной дипломатической работы, вы вдруг решили стать лицедеем?

— Случайно как-то. Просто жизнь вдруг выкинула фортель, который привел меня в эту профессию. А единожды попробовав этим заниматься, я, во-первых, понял, что ничего другого не умею, а во-вторых, — что только это доставляет мне самое большое удовольствие.

— А когда вы поняли, что стали известным?

— Вообще-то я не считаю себя таким уж известным. Вопрос надо сформулировать несколько иначе… Помню, однажды мне сказали: «Теперь, Женя, ты стал знаменитостью!» Оказалось, в журнале «Семь дней» одним из вопросов кроссворда была моя фамилия. (Смеется.)

— Известность, популярность – это когда ты режиссерами нарасхват…

— (Перебивает.) Во-первых, вовсе не нарасхват, и работы у меня могло быть в десять раз больше. То есть сказать, что я какой-нибудь неудачник, меня жизнь бьет и макает все время в грязь лицом – нет. Но, безусловно, моя актерская судьба (я очень не люблю слово «карьера») могла складываться гораздо проще. За каждое мое достижение мне некому сказать «спасибо». Конечно, кроме друзей, которые меня поддерживают, да, и за каждую отдельную роль я благодарен режиссеру, партнерам, сценаристам или авторам…

Но так, чтобы мне что-то дано в подарок или авансом за какие-нибудь мои дальнейшие свершения, так нет. Кроме, может, моего кинодебюта в картине «Пчелка», когда в 17 лет на первом курсе ВГИКа я снялся в главной роли с Татьяной Догилевой. Вот это безусловное везение. В остальном… Я очень люблю работать. Очень. И работаю очень много. Практически всему на свете могу научиться. Наверное, иногда за это меня ценят.

В фильме "Пчелка", 1991 год

В фильме «Пчелка», 1991 год

В спектакле "Чарли Ча", 2000 год

В спектакле «Чарли Ча», 2000 год

— Готовясь к роли Чарли Чаплина (за которую в итоге вы получили свою первую награду), вы пересмотрели чуть ли не все его фильмы, перечитали массу литературы о своем герое. Вы к каждой роли так готовитесь?

— Стараюсь, насколько это возможно. Лгать не буду. Если играю, пусть даже небольшую роль, но, например, в таком великолепном произведении как «В круге первом» у Глеба Анатольевича Панфилова (роль Прянчикова), то, безусловно, я и само произведение прочел и попытался немножко почитать об этом времени.

Но сказать, что я настолько вникаю в его профессию инженера и теперь знаю, как собирать вакодер, как шифруются обертона нашего голоса… Нет, этого я нифигашечки не знаю. Это невозможно и, мне кажется, это не всегда правильно. Есть моменты, когда важно понимать, чем живет твой герой, а есть моменты, которые можно пропустить.

"Графиня де Монсоро", 1997 год

«Графиня де Монсоро», 1997 год

"В круге первом", 2006 год

«В круге первом», 2006 год

"Золото Глории", 2012 год

«Золото Глории», 2012 год

В роли Нестора Махно в сериале "Хождение по мукам", 2017 год

В роли Нестора Махно в сериале «Хождение по мукам», 2017 год

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РАБОТА НЕ БЫЛА ЦИРКОМ»

— Хотели бы прожить жизнь как Чаплин – сняться в десятках суперфильмов, получить кучу «Оскаров», стать папой множества детей от множества жен. То есть достичь…

— Адекватного успеха? Я вам честно скажу, что особенно признаваться в каких-то своих амбициях, и делиться ими, я не склонен. С другой стороны, было бы смешно, если бы я пошел в эту профессию, и при этом хотел, чтобы меня никто не знал, чтобы я был нищим и сидел бы где-нибудь под забором один-одинешенек – без детей, жен и так далее. Да, я хотел бы (если уж говорить совсем серьезно) позволить себе большую степень свободы, чем позволял до сих пор. Свободы в разглядывании жизни. Но делать это так, чтобы не причинять никому из окружающих никакого зла.

— Когда вас сравнивают с Луи де Фюнесом или де Вито, это приятно или коробит?

— Не коробит. Но быть ни тем, ни другим, ни кем-нибудь еще из известных комиков, я бы не хотел. Изо всех сил борюсь с тем, чтобы не стать актером слишком устойчивого и однообразного амплуа, пусть и великолепного. Мне кажется, это неинтересно и мне, как артисту, этого мало.

— И на сцене, и иногда в кино вы с легкостью применяете навыки владения боевыми искусствами. Особенно эффектно смотрится, как вы ловко метаете ножи и прочее холодное оружие. Откуда это?

— Я достаточно долго, лет с десяти, занимался разными боевыми искусствами. К сожалению, за счет лени, видимо, никаких особенных номинальных высот не достиг. Несколько лет ездил на сборы в Ялту, потому что там работал знаменитый советский каратист, тренер по киоку-шинкаю Николай Всеволодович Севцов. Кстати, его школа «Спарта» до сих пор существует. Всему остальному я обучался в Москве — в разных кружках я занимался разными вещами. А началось это все с того, что я пытался избавиться от астмы, потом уже естественно перетекло в какие-то серьезные боевые занятия.

Вы как-то признались, что танцевать и петь не умеете…

— Я сказал, что не танцую и не пою?! Видимо, в тот момент я был в каком-то несвойственном мне самобичующем состоянии. (Смеется.)

— Кроме универсальности, трудолюбия, что еще, по-вашему, что нужно уметь актеру, чтобы добиться признания, народной любви, славы?

— Вы понимаете, какая штука! Мы все-таки люди подневольные, поэтому очень много зависит от везения. Если тебе никогда не предложат играть интересные, большие, разноплановые роли, ты никогда не докажешь, что ты большой и разноплановый. Были великолепные артисты (как Гердт, например), которые всю жизнь играли эпизоды, и в них были совершенными виртуозами. Но мы никогда не узнаем, как бы они сыграли большие роли…

А высший пилотаж, мне кажется, — это обладание великолепной, максимально разнообразной формой и умение там, где нужно, наполнить ее содержанием. Чтобы работа не была цирком… Кстати, когда меня спрашивают, что для меня важнее кино или театр, я отвечаю: «Для меня важнее роль, в которой я могу большего достичь и интереснее «расковырять» свой актерский аппарат». Так мне правильней работать на данный момент.

Евгений Стычкин в документальном фильме "Луи де Фюнес. Человек-оркестр", 2014 год

Евгений Стычкин в документальном фильме «Луи де Фюнес. Человек-оркестр», 2014 год

"Чернобыль. Зона отчуждения", 2014 год

«Чернобыль. Зона отчуждения», 2014 год

Евгений все-таки снялся в роли Ленина - в сериале "Троцкий", 2017 год

Евгений все-таки снялся в роли Ленина — в сериале «Троцкий», 2017 год

«ПОКЛОННИЦЫ НЕ КАРАУЛЯТ МЕНЯ У ПОДЪЕЗДА»

— Вы успели сыграть Чаплина, Пушкина, Лермонтова, императора Николая Второго и даже Гитлера. Кого бы еще с удовольствием сыграли? И вообще существует ли «список любимых несыгранных ролей Евгения Стычкина»?

— Он бесконечен. Например, Ленина я бы сыграл с удовольствием. По-прежнему считаю, что это моя роль. Другое дело, что должен быть какой-то невероятно талантливый сценарий, он не должен быть политагиткой. Потому что сниматься про то, какой Ленин был ничтожество или дурак, так же, по-моему, глупо, как сниматься про то, какой он был хороший. Ни ничтожеством, ни гением он не являлся, как мне кажется. А написать какую-то правдивую историю, чтобы она была интересна, очень трудно. Снять – тем более и сыграть трудно. Но если такой сценарист появится, я с удовольствием возьмусь за эту работу.

— Почему большинство актеров предпочитают играть негодяев? Они что, как материал, интереснее, тоньше, глубже, сложнее?

— Я не могу сказать, что предпочитаю играть злодеев, хотя за последнее время что-то я много понаиграл отрицательных персонажей. Просто очень хорошего, доброго героя, без страха и упрека и без каких бы то ни было переживаний играть вообще неинтересно.

— Последнее время вы — частый герой бульварных таблоидов. Приходилось сталкиваться с тем, что вам приписывали небывалые похождения, писали откровенные гадости?

— Гадости – нет! Ерунды собачьей — туча!!! Я даже примеров приводить не буду, потому что объясняю всю эту ерунду либо непрофессиональностью ваших коллег, либо некой халатностью: мол, напишу, а народ схавает. А Стычкин, мол, газет не читает и этого не увидит. Что, кстати, правда…

— Кстати, несколько лет назад была в моде тема — про ваш резкий развод и быструю женитьбу…

— (Перебивает.) Лучше давайте еще о работе поболтаем, иначе, я знаю себя. Может, я сейчас что-нибудь и наговорю под вашим обаянием, под разговор, а потом, когда мы будем читать то, что получилось, я буду все это вычеркивать, потому что я очень не люблю разговоры про семью, жену, детей.

— Но почему?!

— Мне не хочется всем этим делиться, потому что если ты все время отдаешь это в разговоре, это перестает быть твоим. Я скуп на откровенности.

— Тема поклонниц тоже закрыта?

— А у меня их нет. И никогда не было. Нет таких, которые каждый раз приносили бы мне на спектакли цветы, караулили возле подъезда или звонили по ночам. И слава Богу!

С второй женой актрисой Ольгой Сутуловой. Фото из открытых источников

С второй женой актрисой Ольгой Сутуловой. Фото из открытых источников

«АКТЕРСТВО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ШИЗОФРЕНИИ»

— Вы четырежды пробовали себя в роли телеведущего, но… Что не срослось?

— Действительно мне часто предлагают вести телепередачи. Думаю, одна из причин – я могу долго или быстро абсолютно на любую тему разговаривать, и при этом у меня всегда радостная русопятистая морда. Но я отказываюсь из последних сил. Да, всем хочется зарабатывать много денег и быть знаменитым, но пока я держусь.

Причина? Я твердо уверен, что серьезная телевизионная карьера несовместима с серьезной театральной и кинематографической. А я надеюсь, что мое упорство даст мне возможность играть роли, о которых я с юности мечтал. Соответственно просто так взять и все свои труды, старания, все отказы от каких-то выгодных с финансовой и любой точки зрения работ взять и предать ради того, чтобы заработать немножко денег и стать немножко известным – было бы как-то пошло, глупо.

— Вам что – на самом деле не нужны деньги и слава?

— Почему? Наверное, я хотел бы быть богатым и знаменитым, но, приглядываясь к своей жизни, я как-то слишком много делаю шагов в другую сторону. Были и есть гораздо легкие способы заработать гораздо большие деньги и гораздо быстрые и простые способы стать знаменитым. Поэтому, покопавшись в себе, я не сочту и то и другое для себя какой бы то ни было важной целью.

— Причина в характере?

— Пускай господин Фрейд разберется. Не знаю.

— Говорят, актерство – это некая шизофрения. А вы как считаете?

— Актерство, к сожалению, может привести к шизофрении – это правда. Потому что у тебя все равно есть некое раздвоение личности, твои герои оставляют в тебе кусочки тобой придуманных персонажей. И ты иногда принимаешь решения сообразно тому, как поступил бы твой герой. В некоторой степени. Это не то, что, сыграв в фильме «Бесы» по Достоевскому Верховенского, я буду делать революцию, а, сыграв уголовника, кого-нибудь зарежу, оболью серной кислотой. Нет! Но при этом ни одна роль не проходит бесследно. И поэтому актеры выпивают, и поэтому крайне редки долгие актерские браки…

Для того, чтобы производить впечатление на зрителя, ты должен свою психику расшатать. Расшатав, ее не просто остановить. Да и плюс… профессия вообще тяжелая. Ведь это на Западе артист может позволить себе сняться в какой-то роли, а потом полгода или год готовиться к следующей. Учиться ездить на лошади, стрелять, нырять или просто поехать на два месяца в Индию, гулять по Гималаям. Для того, чтобы набрать эмоциональный и творческий багаж. Но ведь это надо и нашим артистам. Ведь мы все равно чем-то делимся, что-то отдаем, когда входим в кадр. А чем делиться, если в душе и сердце все пусто, бессмысленно, когда одолевает усталость? А зритель прекрасно чувствует фальшь.

— Вы нашли свой собственный способ релаксации?

— Спасают семья и мои дети. Кстати, хотя я депрессиям и не подвержен, скажу вам честно, дети – мощная поддержка мысли, что жизнь прекрасна, и она продолжается.

— Что еще помогает?

— Спорт, баня, камин, рюмка водки. И безусловно – общение.

— Круг общения большой?

— Просто огромный. Очень приятный, которому тоже нужно уделять много времени. Другое дело, что к отдыху это не имеет никакого отношения. К расслаблению, к борьбе с депрессивными настроениями или наоборот какой-то излишней возбужденностью от работы – да! Отдых – это когда ты лежишь, и тебе омывает пятки море, у тебя нету с собой телефона, и есть только книжка. А вокруг люди, которые ни бельмеса не понимают из того, что ты говоришь. Вот что такое отдых!

— А что такое счастье?

— Для меня? Ты не должен делать того, чего тебе делать не хочется. Это касается всего. И наоборот – если ты что-то хочешь делать – это делать необходимо. По-моему, именно в такой гармонии и есть счастье. И в этом смысле я вполне счастливый человек.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников