Это была история любви в кругу советской «золотой молодежи» 60-х годов. По 19-летней красавице Анастасии Вертинской сходил с ума весь Союз. В начале 60-х Вертинская, безусловно, была актрисой №1, особенно для молодых людей. Именно в те годы благословенного покоя, когда страна отряхнулась после войны и пошла в будущее уверенными шагами, и стала возможна история любви молодых Вертинской и Михалкова…
Мы привыкли, что Никита Сергеевич (а мэтру в этом году «стукнуло» 77 лет) много десятилетий женат на одной женщине. Но так было не всегда: первая любовь и первый брак будущего народного артиста были никак не связаны с Татьяной Соловьевой (Михалковой).
Мы привыкли видеть рядом с Михалковым его бессменную супругу Татьяну Михалкову (в девичестве – Соловьеву). Они вместе вот уже почти 50 лет.
***
Итак, в 1963 году 18-летний Никита, сын Сергея Михалкова (обласканного советской властью поэта, автора гимна СССР, а позже и РФ) становится студентом московской «Щуки» – Щукинского Театрального училища. Кстати, спустя 4 года он был отчислен за съемки в кино, ведь студентам театрального запрещалось сниматься, но это его не огорчило и он стал студентом ВГИКа.
Но и Анастасия была, как говорится, «не пальцем деланная». Ее отцом был легендарный певец-шансонье, поэт Александр Вертинский. За год до рождения младшей дочери он вернулся в Союз из эмиграции (Китай). В детстве капризная и ревнивая Настя называла сестру Марианну «Шанхайкой», потому что та успела пожить с родителями в Китае.
Настя получила наилучшее образование, которое на тот момент могла предложить Москва. Упор был сделан на музыку и изучение иностранных языков. В 16-летнем возрасте Анастасия получила роль в «Алых парусах», а чуть позже ей дали роль Гуттиэре в «Человек-амфибия». Ее красотой восхищался весь Союз, ее глаза сравнивали с небесами.
«После «Алых парусов» по Насте сходила с ума вся страна, стоило ей появиться где-нибудь, тут же вокруг нее образовывались восторженные толпы.»
На первом курсе «Щуки» Никита встретил Настю. Она была на год старше, была избалована мужским вниманием. Парень, конечно, влюбился, но вполне здраво оценивал свои шансы на взаимность – олни были в районе нуля.
Вот как сам Никита Сергеевич спустя 50 лет вспоминал те золотые годы молодости и свои чувства к Вертинской:
«Признаться, эта недосягаемость Насти тогда сильно меня «обломала», внутренне осадила. Там не было и призрачного шанса на победу!.. Я мог разве что набить морду кому-нибудь из очередных Настиных ухажеров. Так сказать, «для самоутешения». И бил.
Хотя многочасовое ожидание с букетом цветов у подъезда в надежде на случайную встречу не мой жанр, под Настиными окнами я выстоял достаточно. Не знаю, любила ли она меня когда-нибудь так, как я в нее был влюблен. В то время у нее был такой выбор! Такой пасьянс лежал перед ней… Она могла «снять с полки» любого. Но именитость ей была не важна и не нужна, она сама была дочкой Вертинского.»
По рассуждениям Михалкова сразу видно, что циничность и здравый смысл был присущ парню даже в молодости. Он не строил воздушных замков и прекрасно понимал, на что ему не стоит рассчитывать.
«А кем был я? Мальчиком из «Приключений Кроша» и «Туч над Борском»? Смешно! Несопоставимые величины!» (с) Н.Михалков
***
Но молодость на то и молодость, что в этот период жизни возможны самые внезапные события. Так вышло и в жизни наших героев.
Вот как Михалков вспоминал впоследствии тот вечер, который стал переломным в их с Анастасией отношениях:
«Когда вечеринка была уже в полном разгаре, раздался звонок в дверь, и в комнату вошла Настя в сопровождении Андрея Миронова. Они сели за стол. Внешне все было чрезвычайно спокойно. Но случайно глаза наши встретились, потом еще раз… И вот я снова почувствовал ее взгляд – теперь долгий и пристальный. Дальше провал, потеря сознания наяву.
Я очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Мы стояли у окна, обнявшись, и целовались, бесконечно и неудержимо… Если бы это было летним днем, я назвал бы случившееся солнечным ударом. Я никогда потом не спрашивал Настю, что тогда произошло, как не спрашивал ее и о том, почему она пришла туда – намеренно или случайно. Смешанное чувство удивительного счастья и страшного греха меня не покидало.» (с)
Когда они стали встречаться, молодой Михалков сильно ревновал и даже неоднократно дрался за косые (по его мнению) взгляды мужчин на Вертинскую.
***
Ревность и сильные чувства немного сгладились лишь тогда, когда молодой темпераментный Никита Сергеевич узнал, что Анастасия ждет ребенка. Новый каскад эмоций, но уже более спокойных. Шел по ночной Москве с идиотской улыбкой на лице и знал: теперь уж она точно никуда не денется! Анастасия отвечала взаимностью. В 1966 году родился сын Степан, спустя несколько месяцев после его появления на свет родители расписались и официально стали мужем и женой.
А потом начался быт. Банально, но именно пресловутый быт разрушил то волшебство чувств, которое было между молодыми людьми. Гениальность, известность, творчество – далеко не те факторы, что могли помочь в ведении совместного быта. Притереться не получилось.
Анастасия рвалась к новым ролям, к сцене. И режиссеры заваливали ее интересными предложениями. А дома – малыш Степан, готовка и требовательный муж. Достоянием общественности стали семейные ссоры: Никита заставлял жену чистить и готовить рыбу, и это выливалось в скандалы. Никита любил рыбалку, рыбы привозил много. Расправляться с уловом приходилось Насте. Но это последнее, чем Вертинской хотелось заниматься.
Молодую семью разрушил быт.
***
Они развелись через три года. Причем последний год сын уже фактически был «сброшен» на нянь и бабушек с дедушками.
Спустя несколько лет Вертинская вышла замуж за Александра Градского. Но и с ним вскоре развелась. После в ее жизни были романы с Олегом Ефремовым, Павлом Слободкиным, Борисом Эйфманом.
Никита Михалков же после этой первой влюбленности и брака стал подходить к выбору спутницы жизни серьезно. Он больше не хотел обжигаться, и выбирал не только сердцем, но и головой. Он женился на Татьяне Соловьевой в 1973 году, и они вместе по сей день.
После развода Вертинская и Михалков не общались 20 лет, но позже в их отношениях наметилось потепление. В последние годы Анастасия Александровна говорит о бывшем муже, как о человеке её близкого круга. Она молится за его здоровье в церкви, как и за благополучие его детей и внуков.