Супруга, с которой он вместе учился, работал в провинции и прожил 20 лет, очень тяжело переживала разрыв

В театре некоторые коллеги перестали с ним здороваться, что по наблюдению многих актёров было самым верным признаком успеха…

STAR VPN
Нет ограничений по скорости. Несколько дней, можно пользоваться бесплатно.

Грустный клоун

Этот актёр снялся в семи десятках фильмов и десяти телеспектаклях, ещё больше ролей сыграл в шести театрах, два спектакля поставил как режиссёр. Долгое время никто не знал, как его зовут, но после выхода на телеэкраны фильма «Покровские ворота», стоило сказать «Хоботов», и все сразу улыбались: о, Равикович!

В театре некоторые коллеги перестали с ним здороваться, что по наблюдению многих актёров было самым верным признаком успеха...

Детство

Родился Анатолий 24 декабря 1936 года в Ленинграде. Отец, Юрий Моисеевич, приехал в Ленинград из Чернобыля, после окончания промакадемии возглавлял артель «Призыв». Мама Любовь Нисоновна, приехала из города Глухов на Сумщине. Зарплаты мужа вполне хватало, чтобы жена занималась домашним хозяйством и воспитанием троих детей.

Толя пережил войну, голод, эвакуация с Украины, куда мама привезла детей на каникулы. Чтобы попасть на последний поезд, уходящий из города Белая Церковь, что в 80 км от Киева, мать закинула 5-летнего сына и двух его сестёр в окно вагона, а сама сесть не смогла. 6 часов дети в ужасе от того, что не знали, где мама, ехали, не понимая, куда. Мать каким-то чудом догнала поезд и нашла детей, но Толя потом ещё долго заикался, добравшись до места, два месяца просто не вставал с печи, а вокзалы с тех пор он просто возненавидел: они вызывали у него холод в животе. Когда он стал актёром, ему пришлось много ездить, и всякий раз, покупая билет, он вспоминал то чувство страха, которое испытал за те 6 часов по дороге в Сибирь.

В 1953-м Анатолий совершил очень смелый поступок, о котором потом ни разу не пожалел и даже им гордился. Он не побоялся признаться дворовой компании, что еврей. Родители умоляли 17-летнего Толю не выходить из дома, но он всё равно ходил по тёмным улицам, сжимая в кармане массивную дверную ручку вместо кастета.

Ленинградский театральный институт

Когда пришло время определяться с будущей профессией, ни о театре, ни о кино Толя даже не думал. Его больше привлекали мужские профессии, например, шофёр, или как в то время говорили, шофе́р большого грузовика. Идти в театральный институт посоветовала руководитель драмкружка, куда Толю привела мама, которая сама мечтала стать артисткой, но не сложилось. Как-то Толя увидел в кино Игоря Ильинского, и, придя во двор, очень точно изобразил товарища Бывалова из комедии Григория Александрова «Волга-Волга». Когда мама заметила, как хорошо сын выступает перед ровесниками прямо во дворе, как ему аплодируют даже взрослые, тут же решила, что такому таланту самое место в кино и на театральной сцене.

В театре некоторые коллеги перестали с ним здороваться, что по наблюдению многих актёров было самым верным признаком успеха...-2

Решение Толи поступать в Ленинградский театральный институт Юрия Моисеевича разочаровало, он был категорически против, и уверял, что сын на этом поприще ничего не добьётся. И, если уж Толя так хотел связать себя с кино, предложил ему поступить в институт киноинженеров. Толя спорить не стал, и даже отнёс на улицу Правды оригиналы документов, выяснив перед этим, что в театральный достаточно копий. Когда обман вскрылся, экзамены в киноинженерном институте уже закончились. Конфликт отцов и детей погасила мама, полностью поддержавшая сына.

На вступительных экзаменах в театральный институт Анатолий решил показать что-нибудь смешное. При его небольшом росте и неказистой внешности это было самым разумным решением. Но на свою беду в первый же день он наткнулся на двух оболтусов, только что окончивших этот институт, которые представились преподавателями, как Александр Ширвиндт и Юрий Белов в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра…», и убедили Толю, что показывать нужно только что-то героическое. Шутники даже позанимались с Равиковичем, и научили его читать стих и басню торжественным «левитановским» голосом. На финальном прослушивании Анатолий читал «Тараса Бульбу». До ключевой фразы «Я тебя породил» его не дослушали, оборвали на полуслове, и если бы не песня, которая довела комиссию до гомерического хохота, зрители так никогда бы не увидели самого не героического героя отечественного кино и сцены.

Руководителем курса был актёр и режиссёр, Народный артист СССР Константин Хохлов, игравший в немом кино ещё с легендарной Верой Холодной. Фамилии 24-х принятых на курс были напечатаны на машинке, а Равикович вписан от руки последним, 25-м: Хохлов запомнил пение Равиковича на экзамене, и решил, что из него может выйти прекрасный комедийный актёр. Мастер не ошибся: Равикович был единственным с курса, кто не ушёл из актёрской профессии. Впрочем, с амплуа обаятельного идиота, которое помогло ему поступить в институт и так понравилось Хохлову, Равикович боролся всю свою актёрскую жизнь, и в повседневности старался быть совсем другим.

Комсомольск-на-Амуре

Окончив институт, Равикович совершил крайне нелогичный шаг: вместо того, чтобы всеми силами бороться за устройство в ленинградские театры, он, искренне считая, что актёрскую карьеру нужно начинать в провинции, попросил распределить его в Комсомольск-на-Амуре. В тамошнем драмтеатре актёров не хватало, условий для нормальной работы не было: актёры переодевались прямо за сценой в холодных помещениях, ни о каких гримёрках даже речи не было. Жилья артистам тоже не предоставили, и Равикович с молодой женой однокурсницей Еленой Добросердовой снимал угол в чёрном бараке, в котором жили ещё строители города. Равикович играл множество ролей: Режиссёр Евгений Белов практически каждый месяц ставил новый спектакль. Объяснялось это просто: население в городе было специфическим, театралов было не много, и уже через месяц спектакли шли при пустых залах. Но Равикович был уверен, что ни один театр Москвы и Ленинграда его не возьмёт, и даже не ездил показываться: бессмысленно и дорого. Также он думал и о своей кинокарьере, и на большой экран попал уже в 30 лет, да и то в эпизод: в ленфильмовской картине Анатолия Граника «На диком бреге» Равикович сыграл прораба Марка Бершацкого. До «Покровских ворот» он снялся в десятке картин, и даже сыграл в великом фильме Элема Климова «Агония» но это снова был всего лишь 15-секундный эпизод: его герой даже не имел имени, хотя в титры Равиковича внесли.

"На диком бреге" (1966)

«На диком бреге» (1966)

Волгоград

Отслужив три года на дальнем Востоке, Равикович с женой переехал в Волгоград, и местный драмтеатр, предоставивший молодой семье комнату в коммуналке, показался молодой семье, намаявшиеся в Комсомольске, пределом мечтаний. Одним из партнёров Равиковича и Добросердовой в театре был прекрасный актёр театра и кино Иван Лапиков. Летом 1961 года они впервые в жизни поехали к тёплому морю, и там произошла встреча, в корне изменившая судьбу Равиковича.

"Сказка о Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки" (1967)

«Сказка о Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки» (1967)

Случайный собеседник

Рядом с ялтинским пляжем, куда парочка обнявшись ходила по утрам, был актёрский санаторий, откуда обитатели тоже приходили на этот пляж. Как-то раз Анатолий забыл взять с собой маску для подводного плавания, и одолжил её у интеллигентного мужчины, который загорал по соседству. Когда Равикович возвращал маску, хозяин почему-то поинтересовался: не актёр ли он? Равикович не таился, и зачем-то добавил, что окончил Ленинградский театральный. Случайный собеседник обрадовался, и спросил, не знает ли он артиста Равиковича? Он много хорошего о нём слышал и хотел бы пригласить его в труппу своего театра. Равикович признался, что это он и есть, и увидев в глазах собеседника недоверие, даже хотел предъявить паспорт. Так состоялось знакомство Равиковича с худруком театра им. Ленсовета Игорем Владимировым. Оказывается, Владимиров по рекомендации московского критика звонил в Комсомольск, но Равиковича не застал, а то, что они с женой уехали в Волгоград, ему не сказали.

"Агония" (1975)

«Агония» (1975)

Владимиров тут же пригласил Равиковича в Ленинград, и после отпуска они с женой приехали в свой родной город. Показ у Владимирова прошёл успешно, Равикович получил предложение стать артистом театра им. Ленсовета, но в труппу поступил не сразу: они с женой доигрывали сезон в Волгограде, потому, что не хотели подвести коллектив и главного режиссёра.

"Воздухоплаватель" (1975)

«Воздухоплаватель» (1975)

Театр им. Ленсовета

Когда Равикович с женой приехали в Ленинград, театр жилья им не предоставил, они ещё шесть лет скиталась по родительским коммуналкам, и лишь в 1968 году накануне рождения дочери Маши они переселись в свою первую квартиру – кооперативную, на которую с трудом насобирали денег. В том же году Равикович сыграл свою самую дорогую и самую любимую в жизни роль Дженнаро Сиа в пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен». Её он играл 20 лет.

"Капитан Соври-голова" (1979)

«Капитан Соври-голова» (1979)

В 70-е годы Равикович стал одним из ведущих актёров театра, наравне с самим Владимировым, его супругой Алисой Фрейндлих и Алексеем Петренко. В 1973-м Равикович стал Заслуженным артистом РСФСР.

"Магистраль" (1982)

«Магистраль» (1982)

«Покровские ворота»

В 1979-м в жизни Равиковича произошло событие, отчасти напоминавшее сюжет из «Покровских ворот»: 40-летний актёр влюбился в девушку, которая была в два раза младше него. Ирина Мазуркевич только что окончила Горьковское театральное училище, но уже успела сняться в главных ролях в картинах «Чудо с косичками» у Виктора Титова и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» у Александра Митты. В театр её тоже пригласил Владимиров. С Равиковичем они вместе играли в спектакле «Малыш и Карлсон»: он – Карлсона, она – Малыша. В 1981 году у Анатолия и Ирины родилась дочь Елизавета.

"Покровские ворота" (1982)

«Покровские ворота» (1982)

Новая жизнь начиналась для Равиковича не просто: уход из первой семьи был мучительным. Супруга, с которой он вместе учился, работал в провинции и прожил 20 лет, очень тяжело переживала разрыв, а он остро чувствовал свою вину перед ней и 11-летней Машей. Снова начались общаги и съёмные комнаты в коммуналках. Жена придумала ему забавное прозвище Равик, которое быстро перекочевало в театр, заставило его перестать прятать лысину и коротко постричься. В этом новом образе Равикович и отправился на пробы к Михаилу Козакову, ставившему лирическую комедию «Покровские ворота» по одноимённой пьесе Леонида Зорина.

"Блондинка за углом" (1984)

«Блондинка за углом» (1984)

Сначала роль Хоботова Козаков хотел отдать Геннадию Хазанову, необычайно популярному в то время в образе нелепого студента кулинарного техникума, но на кинопробах Хазанов «не потянул». Хотел сыграть эту роль и Андрей Миронов, но Козаков вспомнил про своего давнего знакомого Равиковича, и понял, что лучше него обаятельного интеллигентного идиота, никто не сыграет. Это и была первая большая роль, на которую Равиковича утвердили, а вместе с Леонидом Броневым, игравшим эстрадного исполнителя Аркадия Велюрова и Инной Ульяновой, сыгравшей роль Маргариты Павловны, он стал, пожалуй, самым ярким персонажем замечательной картины.

Приморский бульвар" (1988)

Приморский бульвар» (1988)

Однако работа оказалась настоящей мукой. Козаков не выпускал из рук сценарий, и требовал, чтобы актёры его неукоснительного соблюдали. Он, сам прекрасный актёр, показывал, как надо играть любую мелочь. Фразу Хоботова, обращённую к Людочке, которую играла Елена Коренева, после сделанного ею укола, «О, как вы это делаете!», снимали почти весь день. Примерно столько же длилось озвучание: Козакову не нравилась интонация, и он просто извёл обоих актёров. Равикович, привыкший, что в театре он наравне с Владимировым создаёт роль, терпел из последних сил, а потом возненавидел Хоботова, и всю жизнь считал, что сыграл какого-то карикатурного недотёпу, которого и в правду совсем не за что любить. Но самое главное, с момента выхода фильма все и всегда отождествляли его с Хоботовым, а он очень боялся стать актёром одной роли.

"Тайна золотого брегета" (1988)

«Тайна золотого брегета» (1988)

Наконец, мучения закончились: картину сняли, озвучили, и всё стихло. Через три месяца Равикович позвонил Козакову, и тот с горечью сообщил, что фильм не выпускают по идеологическим соображениям. В телеэфир он вышел только через год уже при новом генсеке Юрии Андропове, да и то несколько сокращённый и исправленный. После того, как фильм впервые показали по телевидению, никаких отзывов на работу Равиковича не было. Лишь Эльдар Рязанов, посмотревший картину в Доме кино, позвонил и поздравил Равиковича с великолепной игрой.

Повторили фильм через пару месяцев, и вот тогда Равиковичу стали обрывать телефон, узнавать на улице и просить автографы, а в театре некоторые коллеги перестали с ним здороваться, что по наблюдению многих актёров было самым верным признаком успеха.

«Загадка Эндхауза»

После обрушившейся на Равиковича славы жизнь не стала намного лучше: в родном театре заканчивалось золотое время, в кино предлагали только эпизоды, и Равикович всё чаще стал задумываться, как жить дальше. Лишь спустя 7 лет после «Покровских ворот» Вадим Дербенёв предложил ему главную роль детектива Эркюля Пуаро в картине «Загадка Эндхауза». Выбор актёра удивил многих: Равикович у всех ассоциировался с образом советского интеллигента неудачника, но Равикович сыграл прекрасно, и доказал, что он не только Хоботов, однако по популярности Пуаро Хоботова не затмил. Фильм вообще почти не заметили. Тем не менее, Равиковичу стали предлагать разноплановые роли. Одного только кардинала Мазарини в эпопее Георгия Юнгвальд-Хилькевича про мушкетёров Равикович сыграл трижды: на эту роль его «сосватал» Козаков. Одной из партнёрш Равиковича в этом фильме была Алиса Фрейндлих, с которой он очень любил работать в театре. В 1988 году Равикович получил звание Народного артиста РСФСР.

"Загадка Эндхауза" (1989)

«Загадка Эндхауза» (1989)

90-е

В 90-е годы, когда многие артисты жаловались на отсутствие работы, Равикович недостатка в предложениях сниматься не испытывал: за 10 лет он сыграл в 25 фильмах. Не отказывался он и от сериалов, за съёмки в которых неплохо платили, а театралы ходили «на Равиковича» в театр комедии им. Акимова, кода он ушёл вместе с женой. Первая же роль в спектакле «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову, где он играл вместе с Ириной, произвела фурор. В этом театре Равикович стал играть трагикомические роли. И всё же новый театр он считал, скорее, местом службы, чем родным домом, которым был для него театр им. Ленсовета. Он стал говорить, что сцена – удел молодых, а ему было уже за 60, да и здоровье пошаливало. Но без театра он своей жизни не представлял.

"Мушкетёры двадцать лет спустя" (1992)

«Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992)

"Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя" (1993)

«Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993)

Подлинного героя для себя Равикович нашёл в спектакле «Свидание в предместье» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», и выбрал его для своего бенефиса на 70-летие. Играл он, конечно, Андрея Сарафанова. В телефильме Виталия Мельникова, вышедшем в 1975 году, эту роль играл Евгений Леонов. В этом спектакле Анатолий и Ирина снова играли вместе.

Здоровье

В 2000-е, несмотря на уже весьма солидный возраст, Равикович продолжал играть в кино всё тот же полюбившийся зрителю образ странного эксцентричного недотёпу, у которого всё валится из рук. Таким же был его Тартарен из Тараскона в фильме Дмитрия Астрахана по роману Альфонса Доде. Его герой был влюблён в девушку, которая была моложе него на целую жизнь, и ради неё он готов на любые подвиги, любые безумства.

"Неодинокие" (2008)

«Неодинокие» (2008)

В 1995-м у Равиковича случился первый инфаркт: он попросту загнал себя работой, но останавливаться не привык и не собирался, он просто боялся остановиться. Выйдя из больницы, он ехал в театр или на съёмки. В 2011 году Равикович пережил клиническую смерть: у него остановилось сердце. Врачи вытащили его с того света, и в ходе сложнейшей операции ему в сердце установили 9 шунтов. После этого он прожил всего год.

"Не бойся, я с тобой! 1919" (2013)

«Не бойся, я с тобой! 1919» (2013)

Последним фильмом, где сыграл Равикович, был сиквел популярного в 80-е годы боевика «Не бойся, я с тобой!», снятый Юлием Гусманом в 2011 году.

8 апреля 2012 года Анатолий Равикович умер в возрасте 75 лет.