«Думали, нам с Дедюшко — хана». Почему «Америкэн бой» Александр Песков не остался в Америке

Александр Песков. Фото из открытых источников

Александр Песков. Фото из открытых источников

Александр Песков снялся более чем в 120 фильмах, но для большинства зрителей так и остался «америкэн боем» — по названию одного из первых российских боевиков, где он сверкнул много лет назад. Не потому что не было ролей глубже, ярче и мощнее (как раз они-то были и есть). Просто таков уж наш стереотип мышления: как Борис Бабочкин – «Чапай», Александр Демьяненко – «Шурик», так и Александр Песков – это Коля Найденов, «русский Рембо» из «взорвавшего» российский прокат в 1992-ом фильма «Америкэн бой».

А. Песков. Фото из открытых источников

А. Песков. Фото из открытых источников

В день рождения Александра Пескова (19 мая) предлагаю небольшое его интервью 2014 года.

«ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ИГОРЬ СТАРЫГИН»

— Александр, тяжело пережили переход на возрастные роли?

— Нет, довольно легко. У любого возраста есть свои плюсы. С одной стороны, уже многое могу, а с другой, — еще способен чему-то научиться, более разнообразное сыграть. Ведь еще столько несыгранного. Хотя… Знаете, если честно, я иногда ловлю себя на мысли: будь я сегодня молоденьким, сопливым пацаном, я, быть может, не стал актером. А стал бы, как и мечтал, летчиком-истребителем.

— Серьезно жалеете?





— Да шучу я, шучу! Куда я сейчас без своей профессии?! (Смеется.) Тем более, что именно благодаря ей, я однажды реально сидел за штурвалом самолета. Ощущения невероятные! Но полетал во время съемок и — успокоился.

— Итак, вы хотели стать военным летчиком…

— Причем, очень сильно. Мне нравились скорость, немыслимые мужские риски, я любил смотреть, как взлетают самолеты, как делаются всевозможные виражи. Поэтому одновременно с учебой в школе в родной Сызрани я три курса отучился в Школе юных космонавтов — тренировался, прыгал с парашютом с 14 лет.

Но параллельно я учился в музыкальной школе по классу фортепиано, играл и пел в вокально-инструментальных ансамблях, участвовал в агитбригадах, даже успел поиграть в народных театрах. То есть со сценой был знаком.

С мамой. Фото из открытых источников

С мамой. Фото из открытых источников

— Как же вы решили недетскую дилемму: небо или сцена?

— Все вышло довольно спонтанно. Однажды я пошел в кино на «Трех мушкетеров». Перед началом сеанса выступил Игорь Старыгин – исполнитель роли Арамиса. Он так захватывающе рассказывал о съемках, о жизни артистов, о своем пути на сцену, что я в один миг «загорелся» и сразу после школы поехал в Москву поступать в театральное.

Самое смешное, что, когда много лет спустя мы с Игорем познакомились, и я ему рассказал эту историю, он виновато улыбнулся и сказал: «Ну, если что не так, Саш, извини — я не виноват». (Смеется.)

В фильме "Отряд", 1984 год

В фильме «Отряд», 1984 год

В фильме "Зеркало для героя", 1987 год

В фильме «Зеркало для героя», 1987 год

ПАДАЛ С КРЫШИ ЧЕТЫРЕХЭТАЖНОГО ДОМА

— Кто из актеров старшего поколения повлиял на вас?

— Евгений Урбанский. Он погиб в том году, в котором я родился, — в 1965. Я знаю его только по фильмам, но то, что я видел – как он жил в кадре, как выкладывался… Урбанский был для меня настолько интересен, притягателен, что я с детства считал его своим кумиром. Еще до сих пор считаю своим кумиром Марлона Брандо

— Несмотря на солидный список ролей за плечами, народ в первую очередь любит вас за «Америкэн бой». Удивительно, но эта картина и в 21 веке смотрится с большим интересом! Как сами думаете, почему?

— Между прочим, «Америкэн бой» — это был уже мой пятый по счету фильм. Тогда все тащились от боевиков со Стивеном Сигалом, Ван Даммом и им подобными. Вот и мне самому захотелось поиграть в войнушку, побегать с автоматом, пистолетом, поделать трюки самому. Я ведь был хорошо спортивно подготовлен: занимался каратэ, боксом, борьбой, гимнастикой. Мне все очень легко давалось. Например, такой гимнастический элемент как «шпагат с провисом» – делал легко.

"Америкэн бой"

«Америкэн бой»

В боевике "Америкэн бой", 1992 год

В боевике «Америкэн бой», 1992 год

Почему фильм до сих пор смотрится с интересом? Во-первых, это была реальная история из жизни, очень трогательная. Во время войны в Афгане бывший детдомовец попадает в плен, потом судьба заносит его в Америку, где он обретает вторую родину. Спустя годы он приезжает в Россию навестить семью боевого друга, и сталкивается здесь с криминальным беспределом… Сценарий мне сразу понравился.

Во-вторых, картину снимали очень просто: без всякой нынешней идиотской компьютерной графики, «клипового способа» съемки и монтажа. Горжусь, что в «Америкэн бой» все трюки сделал сам. Даже падал с крыши четырехэтажного дома… И обошелся практически без травм, ну разве что сильно грудью ударился о борт моторной лодки-казанки, когда нужно было въехать в берег на полном ходу. Но в целом с задачей справился. Сейчас этот фильм часто показывают по разным телеканалам. Эх, если бы еще с каждого показа актерам платили процент те, кто владеет правами на этот фильм! Во всем мире актерам платят, только у нас такой практики нет.

— Неужели им платят пожизненно? Разве, скажем, Ричард Гир получает свой процент с каждого показа по ТВ фильма «Красотка»?

— Конечно, получает! Извините, я снимался на Западе многократно. Играл, например, в фильме «Миротворец» компании DreamWorks Стивена Спилберга, вместе с Александром Балуевым, Джорджем Клуни, Николь Кидман, в «Полицейской академии-7». Снимался в Австрии, Германии, Франции, Польше. Разве не нонсенс: даже в Польше эпизодники получают свой процент с любого телепоказа картины?! А в России мы, актеры, перед съемками подписываем договора с компаниями, где нам навязывают отказы от эксклюзивных прав. Актер порой не понимает, выйдет ли этот фильм вообще на экран? Получает гонорар за съемочные дни – и все. А дальше эта компания получает деньги за многолетние показы картины по телевидению. Что с этого актер имеет? Ничего!

Именно поэтому сейчас многие заслуженные старые актеры бедствуют, умирают в нищете, хотя фильмы, где они блестяще играли, каждый месяц крутятся по всем каналам. У них сейчас нет возможности работать – ни в театры не берут, ни в кино не приглашают, либо такие копейки предлагают, за которые даже студенты не согласятся работать. А так бы хоть с повторных показов какая-то денежка старикам капала.

— Что еще ценного вы вынесли из съемок за рубежом?

— Не буду говорить о тамошнем профессионализме, скрупулезном внимании к каждой мелочи – об этом уже давно все знают. Поражает другое: сценарии там пишут такие, чтобы снятые картины можно было демонстрировать во всем мире.

Кадр из фильма "В той области небес", 1992 год

Кадр из фильма «В той области небес», 1992 год

В сериале "Тайны дворцовых переворотов", 2000-2011 гг

В сериале «Тайны дворцовых переворотов», 2000-2011 гг

В сериале "Бандитский Петербург", 2005 год

В сериале «Бандитский Петербург», 2005 год

КИНОШНИКИ НЕ ХОДЯТ В ТЕАТР
— Александр, а сколько стоит ваш съемочный день?

— Это коммерческая тайна. Но давайте смотреть в корень системы оплаты. Тут дело не в том, сколько я получу за конкретный съемочный день. Как часто я снимаюсь – вот вопрос? Если раз в год и один съемочный день принесет мне 100 тысяч рублей, разве на эти деньги можно прокормить семью?

— Но вы ведь снимаетесь много!

— Я не жалуюсь, но знаю, что могу быть более востребованным, могу сделать в искусстве намного больше. Но это зависит не только от меня. Если бы я лежал на диване и плевал в потолок, мне могли бы сказать: что ж ты гробишь свой талант, бездельник!

Я же наоборот – готов работать. В течение многих лет играл и героев, и бандитов, и нормальных интересных людей, и параноиков-шизофреников. А в театре, в антрепризах, играю, между прочим, только комедийные роли, потому что в этом есть свобода куража, можно вволю побаловаться. Но киношники не ходят в театры, используют меня в одном амплуа. Никто ничего не знает, например, что я пою – у меня есть готовая песенная программа. Поэтому мне в основном приносят ментовские репортажи, наскоро переделанные в сценарий.

— Не ваше?

— Зачем они нужны, кого там играть? Сейчас, какой сценарий ни возьми, хочется плеваться от языка, читать это невыносимо. Так разговаривают в передаче «Дом-2». Вы, прежде чем за сценарий браться, почитайте русскую литературу, посмотрите кино, где разговаривают прекрасным, красивым русским языком. А если вам кажется, что этот язык уже непонятен людям, значит, мы превратились в оленей, свиней. И только хрюкаем и хрюкаем, и главное – начинаем понимать друг друга на языке хрюканья.

А я ведь учился на классике. Полтора года в Щепкинском училище, потом окончил Школу-студию МХАТ. В Щепке моим педагогом был великий Михаил Иванович Царев. Старик держался прекрасно. Приходил на курс, великолепно читал стихи, потрясающе рассказывал истории из жизни знаменитых артистов… Мы не вылезали из театров. Наверное, та школа крепко сидит во мне до сих пор.

Александр Тютин, Геннадий Матвеев и Александр Песков на съёмках сериала "Тюрьма особого назначения", 2006 год

Александр Тютин, Геннадий Матвеев и Александр Песков на съёмках сериала «Тюрьма особого назначения», 2006 год

В сериале "Жуков", 2011 год

В сериале «Жуков», 2011 год

В сериале "По законам военного времени. Победа!", 2020 год

В сериале «По законам военного времени. Победа!», 2020 год

«ИЗ РОССИИ НЕ УЕХАЛ, И НЕ УЕДУ»

— Интересно, а у вас когда-нибудь был свой бизнес, не касающийся актерства?

— Нет, я всегда был наемным человеком. Студентом подрабатывал и дворником, и грузчиком, и сторожем, и охранником, и поломойщиком в кафе. Даже, будучи уже известным актером, в 1990-е годы, «бомбил» на своем «жигуленке», развозил журналы и газеты по точкам в крупные супермаркеты. Кино тогда в России сдохло. Но я не уехал из страны, не остался на Западе. И не уеду, хотя такая возможность была. Другое дело, что и сегодня интересной работы мало. В кино – конвейер, мы, к примеру, фактически не репетируем, все снимается с первого дубля.

— А почему так?

— Есть такие нечистоплотные продюсеры, которые уже все украли, снимать не на что, поэтому дополнительных съемочных дней быть не может. Поэтому снимаем вот так сразу. Некоторые продюсеры иногда даже удивленно спрашивают, а что, вас еще и обедом кормить нужно? А в экспедиции и суточные платить? Еще спросите: нужен ли нам туалет и гостиница! Они совсем офигели, откуда пришли эти люди – непонятно!

А. Песков. Фото из открытых источников

А. Песков. Фото из открытых источников

— Кстати, в сериале «Жуков» вы сыграли министра госбезопасности Виктора Абакумова, окунались в «ту» эпоху. Как считаете, нам нужна, как было в те времена, чья-то жесткая рука, чтобы прекратить весь этот бардак в стране?

— Я не сторонник репрессий, но человек должен отвечать за определенные нарушения закона. Есть закон или нет? Виновен или не виновен? Вот что важно.

Если бы сегодня была такая дисциплина и исполнительность, как тогда, – пускай даже под страхом смертной казни, экспроприации всего нажитого, коррупция не достигла бы таких масштабов, люди бы просто опасались брать взятки! А закручивать гайки или не закручивать? Не в этом дело, есть середина.

С А. Дедюшко в сериале "Сармат", 2004 год

С А. Дедюшко в сериале «Сармат», 2004 год

«ДУМАЛИ, НАМ С ДЕДЮШКО ХАНА»

— Вы часто снимались в экшн-боевиках, триллерах, в военных драмах. В экстремальные, опасные для жизни ситуации часто попадали?…

— А как без этого? Помню, на сериале «Сармат» нас с Александром Дедюшко сцепили по сюжету наручниками и отправили на плоту по огромной бурной реке. И вот мы как будто въезжаем в некие мистические «горные врата». Тут сдерживающие бревна тросики лопаются, и наш плот улетает в неизвестном направлении. Как потом выяснилось, это был многокилометровый оросительный канал… И вот мы бултыхаемся с Сашкой в сплошном потоке воды, как в фильме «Индиана Джонс». Темнотища кромешная — хоть глаз выколи! Хлебаем ртом грязную воду. Думаем оба – все, хана нам…

Хорошо, я вспомнил, что ключик от наручников еще на берегу прихватил. С трудом нашарил его в кармане, открыли замки, стали выбираться. Ну, а если бы там, чуть впереди, нас ждал крутейший Ниагарский водопад?! (Смеется.)

В фильме "Ивин А.", 1990 год

В фильме «Ивин А.», 1990 год

— Какую свою работу в кино вы цените больше всего?
— Больше всего мне дорог фильм «Ивин А.» режиссера Черницкого, где я сыграл главного героя – Андрея. Не потому, что в свое время он взял множество призов, в том числе «За лучшую мужскую роль» на фестивале «Созвездие». Там мой персонаж, охранник зоны особого режима, искренне не считает себя вправе распоряжаться жизнью другого человека и отказывается стрелять в сбежавшего из зоны зэка, за что вынужден пойти под трибунал. Роль сложная, психологическая… Жаль, что картина прошла по телевидению как-то не очень заметно, ее почти не показывают.
— Александр, о вашей личной жизни почти ничего неизвестно. Это – запретная тема?

— Я был дважды женат, но оба брака оказались кратковременными. От второго брака у меня дочь Ева. Вижусь иногда. Но о личной жизни я действительно не люблю распространяться.

— Еще не могу не спросить вот о чем: вы почти такой же стройный, подтянутый как в 1992-ом. Как удается сохранять спортивную форму?

— Стараюсь поддерживать. Правда, в спортзал не хожу, терпеть не могу заниматься в душном помещении. Другое дело — свежий воздух, люблю пробежаться по лесной тропинке, поотжиматься, поприседать…

А. Песков. Фото из открытых источников

А. Песков. Фото из открытых источников