Сегодня будет рассказ о жизни и творчестве советского и американского актёра, писателя, художника, автора-исполнителя Александра Калецкого, который, опасаясь ареста за свою подпольную творческую деятельность, в 1975 году вместе с женой-актрисой эмигрировал в США, где он потратил 20 лет жизни, чтобы утвердиться в качестве художника и писателя за границей.
На фотографии: Александр Калецкий и Елена Брацлавская
Александр Семёнович Калецкий (настоящая фамилия: Халецкий) родился 21 апреля 1946 года в Мончегорске, Мурманской области, РСФСР, СССР. Родители Александра переехали в Тулу, где он и окончил среднюю школу.
Калецкий играл в любительском оркестре на маракасах, а позже он освоил и гитару. Учился в Тульском политехническом институте, но после окончания первого курса решил поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина, в которое Александра приняли в 1965 году со второй попытки.
Однокурсниками Калецкого были такие знаменитые артисты, как Иван Дыховичный, Нина Русланова и Леонид Филатов, которого Александр учил играть на гитаре. В 1969 году, после окончания театрального вуза, Александр Калецкий стал работать в Центральном детском театре.
В кино талантливый актёр дебютировал в 1970 году, снявшись в киноальманахе “Город первой любви”, где он исполнил роль молодого человека на старом катамаране.
Затем Александр Калецкий сыграл в пяти фильмах-спектаклях, среди которых следует отметить “Пушкинские сказки” (1973), и в двух кинокартинах: “Где вы, рыцари?” (1971) и “Чудо с косичками” (1974), имевших зрительский успех.
В этих двух художественных фильмах снялась и девушка Александра Калецкого, актриса Елена Брацлавская, в дальнейшем ставшая его женой.
Александр был известным автором-исполнителем в московской андеграундной тусовке. С детства увлекался живописью, во взрослом возрасте тяготел к абстрактным, сюрреалистическим картинам, отказавшись писать в стиле социалистического реализма. Работал в московском метро и устраивал выставки своих картин, продавая их иностранцам, что по тем временам было незаконно.
В 1975 году Александр со своей невестой Еленой Брацлавской покинул Советский Союз, чтобы избежать политического преследования и угрозы ареста со стороны КГБ. Из интервью с Александром Калецким:
В некоторых моих песнях критиковалась советская действительность, хотя я не считал их политическими. Но для цензуры они были именно такими. Многие из моих друзей оказались под арестом. Мой арест тоже был не за горами — органы мною пристально интересовались, пару раз меня даже били.Еще одна причина, возможно, главная, которая явилась катализатором моего бегства, — девушка Лена (актриса Елена Брацлавская), которая стала впоследствии моей женой. Она вообще задыхалась, умоляла уехать на Запад.
Но вот что самое странное. В СССР я был счастливым человеком, несмотря на полное несогласие с советской системой и ту опасность, которой подвергался каждый день. А вот на Западе я многие годы был очень несчастлив, хотя полностью согласен с существующей там системой. Видимо, важнее всего найти счастье и покой в своей собственной душе. Система вокруг тебя — это лишь фон.”
На фотографии: Александр Калецкий и Елена Брацлавская
Александр и Елена вначале уехали в Вену, затем в Рим, а потом они оказались в Нью-Йорке, где долгое время жили в отеле. Чтобы как-то заработать на жизнь, советские эмигранты создали музыкальный дуэт Sasha & Lena и начали гастролировать по Соединённым Штатам с подпольными московскими песнями. Поначалу семейному дуэту Калецкого и Брацлавской сопутствовала удача — они даже появились на популярном американском телешоу Мерва Гриффина.
В США дуэт Sasha & Lena дал несколько концертов и выпустил две авторские грампластинки: Good-bye, Russia (1976) и A Letter from the USSR (1978), куда вошли такие песни, как “До свиданья,Россия!”, “Эмигрантская”, “Молитва”, “Крематорий”, “Арест Осипа Мандельштама”, “Памяти Бориса Пастернака”.
По свидетельству одного советского эмигранта по имени Рудольф Фукс, закончилось это все довольно быстро — уже в начале 1980-х в США невозможно было достать пластинки дуэта, а также нельзя было выяснить кто их напел. Из интервью с Александром Калецким:
Я думал, что в Америке меня встретят как героя борьбы с коммунизмом. Оказалось, что там никому не было никакого дела до коммунизма. Мы с Леной стали выступать с песнями московского андеграунда. О нас стали писать в газетах, а однажды пригласили на одно из самых больших телешоу Америки Мерва Гриффина.
Впервые на телевидении вместе с нами появился и Арнольд Шварценеггер, демонстрировавший мышцы. Наше выступление понравилось больше! Гриффин предложил написать о нас книгу и снять фильм на студии “XX век Фокс”.
Нам дали писателя из лучшего агентства, однако многие уникальные вещи, которые я рассказывал, он игнорировал. Обратился в агентство с просьбой подыскать другого, на что мне ответили: «Это лучший, он пишет для “Плейбоя”.
Я решил помочь ему и стал писать сам. Одна глава, вторая, третья – и я понял, что могу написать книгу сам. Правда, отказавшись от писателя, я потерял всяческую поддержку Гриффина. Семь лет прошло, прежде чем роман “Метро” увидел свет и стал популярным в мире.
После полу-автобиографического романа “Метро” (1985), который стал бестселлером, Александр Семёнович написал романы “Темнота света”, “Воровка любви”, а также выпустил сборник стихов “Падший ангел”. Калецкий снимался в рекламе и сыграл небольшую роль в картине Тони Скотта “Шпионские игры» (2001), где на съёмочной площадке он познакомился с Робертом Редфордом и Брэдом Питтом.
Приехав в середине 1970-х в Нью-Йорк, Калецкий выставил свои акварели в нескольких университетах, и его произведения очень понравились тамошней публике.
А когда у Александра в течение нескольких лет не было денег на холсты и подрамники, то в качестве материала для картин он использовал картонные упаковки и коробки.
Как ни странно, получившиеся произведения имели крупный успех. Калецкий продолжает писать картины и выставляет их в США и за рубежом, представляя восхищённой публике разнообразие стилей, техник и концепций
На фотографии: Александр Калецкий
Александр Калецкий по-прежнему живёт в Нью-Йорке. Иногда приезжает в Россию и в Белоруссию, в частности в Минск, куда пришлось перебраться его родственникам, после того, как артист покинул СССР.
Супруга Александра, актриса Елена Брацлавская, так и не стала счастливой в Америке. В начале 2000-х она ушла в монастырь. О её дальнейшей судьбе доподлинно ничего не известно.