Декабрь 1981 года. На подходе юбилей Леонида Брежнева. Пресса наполнена сообщениями о Генеральном секретаре.
Но вся Москва шепталась о событии, которому не нашлось места в газетах. В своей квартире на Кутузовском проспекте выстрелом в голову была убита знаменитая актриса Зоя Фёдорова.
Расследованием убийства занимались лучшие сыщики, были отработаны десятки версий. Но преступник так и не был назван, а материалы дела засекречены до сих пор, но кое-какую завесы все же удалось приоткрыть.
Гибель звезды советского кино по-прежнему окутана мифами и множеством сплетен. В ходе расследования было опрошено около 4000 человек.
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961)
Большая часть творческой биографии Зои Фёдоровой писалась в стенах “Мосфильма”. Девяносто фильмов, хотя не всегда главные роли, но зрители Зою Фёдорову всегда выделяли даже в коротких эпизодах.
Стремительная карьера актрисы началась в 1936 году после выхода картины “Подруги”. В 1939 году за роль Варвары Власовой “На границе” ей вручили Орден Трудового Красного знамени. В 1941 году Сталинскую премию за Клаву из “Музыкальной истории”. На следующий год Сталинская премия присуждается еще на один фильм “Фронтовые подруги” с ее участием.
В те годы Зоя стала лицом своего поколения. В зрелые годы Зоя Федорова тоже не теряла своей популярности у зрителей. В советские времена артисты были особенно любимы и недоступны.
Казалось, они были защищены народным обожанием от любых посягательств. И вдруг… убийство. В центре Москвы, да в своей квартире. Немыслимо.
Зоя Фёдорова в фильме «Гармонь» (1934)
11 декабря 1981 года соседи увидели, что посреди дня в квартире Зои Фёдоровой горит свет и распахнута форточка. А был сильных мороз. Хозяйка не открыла дверь ни подруге, которой назначила встречу, ни племяннику. Тот сходил за своими ключами и сразу вызвал милицию.
Увиденная картина была страшной. Зоя Фёдорова сидела в кресле, немного завалившись на левый бок, с телефонной трубкой в руке. Рядом с пианино большая лужа крови.
Самой первой версией было ограбление. У Зои Фёдоровой была высшая актерская категория. Кроме съемок в кино она хорошо зарабатывала гастролями. За высшую категорию к зарплате добавляли 50 рублей. А за концерт артисты получали 50 процентов. Актриса совсем не бедствовала.
Родственники утверждали, что из квартиры ничего не пропало. Да и на месте преступления не было никаких следов борьбы. Любой конфликт предполагает нарушение определенной обстановки, следы борьбы. Но ничего такого не наблюдалось. Против версии с целью ограбления выступили соседи и редкие друзья актрисы.
Фёдорова жила замкнуто и посторонних не жаловала. Свою квартиру актриса превратила в неприступную крепость. Хотя она было доброжелательной, приветливой, открытой, душевной со зрителями, но домой к себе не пускала никого. Чувствовался в ней некий надлом и настороженность.
Однако, судя по всему, в тот день Фёдорова сама впустила в дом убийцу. Боялась чужих, но не убереглась от своих. Дверь никто не взламывал. Было видно, что они с гостем пили чай и немного вина.
Получается, что нелюдимая хозяйка пустила в дом кого-то, угостила чаем и вином. А потом получила пулю в затылок.
Жизненный путь Зои Федоровой был трудным — она высоко взлетала и падала
Этот выстрел громким эхом отозвался по всей стране. В записной книжке Зои следователи насчитали более 2000 номеров и полторы тысячи адресов по всей стране. Они шли списком подозреваемых. Первыми через допросы прошли коллеги по цеху, весь цвет советского кино.
-Я помню, меня тоже спрашивали. Зою Алексеевну ведь многое не любили. У нее характер был, мягко говоря, непростой.
Валентин Смирнитский.
Версия о причастности коллег не нашла подтверждения. Незадолго до убийства Фёдорова получила загранпаспорт и туристическую визу в Америку. Соседям проговорилась, что уезжает навсегда к дочери и внуку. “Я хоть на старости лет побуду с внуком, который мне приносит большую радость”, — говорила она.
Не исключено, что ее эмиграция — это была попытка побега, и она стремилась убежать, опасаясь каких-то неприятностей дома.
-Это произошло буквально за год до ее смерти. В одной из поездок она почему-то очень сильно нервничала. На площадку вошел какой-то мужчина и она стала дико кричать: -Вон! Вон! Уберите этого человека!
И просто впала в истерику. Мужчина оправдывался и говорил, что просто хотел поздороваться. Но она страшно восприняла его появление. Возможно, это было связано с тем, что произошло в дальнейшем.
Лариса Лужина.
Кого-то Зоя Фёдорова очень сильно боялась. Она боялась открывать дверь незнакомцу. Теперь известно, что за страхи преследовали ее в последние годы. Всенародно любимая актриса была в шаге от ареста. Но ее убили раньше.
Оказывается, за кинозвездой давно следило спецподразделение уголовного розыска по борьбе с вывозом за границу памятников истории и культуры. В 70-е годы в СССР стремительно развивалась охота за иконами и другим антиквариатом.
-Их воровали из церквей, музеев, частных коллекций и старались сбыть за рубеж. Одним из каналов сбыта похищенного за рубеж по оперативным данным, которым мы располагали, была Зоя Фёдорова и ее окружение.
Дмитрий Медведев. В 1981 году начальник пятого отдела главного управления уголовного розыска МВД СССР.
Зоя Фёдорова с дочерью
В СССР, особенно в столице, крепла так называемая бриллиантовая мафия. Советская элита и подпольные миллионеры начали вкладывать деньги в драгоценности и антиквариат.
Но в то, чтобы 70-летняя женщина была в преступной группировке, поверить было невозможно. Кто-то связывал это с тюрьмой. Так как просидеть 9 лет за решеткой и не обрасти связями при всем желании нельзя.
Миллионы зрителей даже не заметили долгого отсутствия своей любимицы. На экране все выглядело просто. Сначала актриса играла молоденьких, а потом женщин постарше. В жизни все было гораздо сложнее и трагичнее. И творческая пауза Федоровой затянулась на девять долгих лет заключения.
Роковой поворот в судьбе звезды экрана начался 23 февраля 1945 года. В Доме приемов Министерства иностранных дел советская элита вместе с иностранными дипломатами отмечала День Советской армии. Была приглашена и Зоя Фёдорова. Если на этот вечер у Фёдоровой и были какие-то поручения от Лубянки, то она их безнадежно провалила. Причиной тому стал заместитель военного атташе посольства США Джейсон Тейт.
Стоял 1945 год. Война на исходе, а американцы — союзники. Казалось, ничто не может помешать счастью людей, влюбившихся друг в друга. В январе 1946 года у Зои родилась девочка. Ее имя родители обговорили заранее. Виктория или Виктор, если будет мальчик. В честь общей победы. О рождении своей дочери Тейт узнает только много лет спустя. Его выслали из СССР, пока возлюбленная была на гастролях.
Сразу после окончания одной войны начинается другая. Холодная. В которой СССР и США из союзников превратились в главных противников. Роман теперь стал поводом для подозрений.
Согласно Постановления об аресте от декабря 1946 года Фёдорова изобличалась как агент иностранной разведки. Приговор был предельно суров: 25 лет. Тогда Фёдоровой было уже сорок. Для нее это все равно, что пожизненное заключение.
Годовалую дочь Вику со старшей сестрой Александрой отправили на вечную ссылку в Северный Казахстан. В камере актриса попыталась повеситься на собственных чулках, но ее спасли.
Тейт в ответ на свои настойчивые запросы получил подложное письмо, якобы от Зои. Она счастлива, замужем, двое детей и просит оставить ее в покое.
Смерть Сталина принесла Фёдоровой свободу и полную реабилитацию. Так она снова, как в молодости, стала отражением судьбы своего поколения. Многие ее ровесники прошли этот путь. От кремлевских почестей до лагерной пыли.
-Однажды она пришла ко мне и попросила: -Слушай, у тебя ведь есть машина. Дай мне ее. Я хочу съездить в одно место под Свердловском, где в молодости провела ужасные дни. Там женская колония. Если бы ты поехал со мной, было бы еще лучше.
-Хорошо. Конечно поедем. А почему? — спрашиваю.
-Знаешь. Мне до сих пор страшно.
Эдуард Машкович. Заместитель директора Дома киноактера.
Казалось, все беды позади. Снова любимая работа. Из ссылки вернулась дочь. Но пройдет время и Зоя Фёдорова опять окажется под присмотром спецслужб.
А давний роман с Джексон Тейтом получил неожиданное продолжение. Сюжет любовной драмы начнет разворачиваться как в жанре криминального детектива.
«Лос Анжелес Таймс» опубликовала статью о Джеке Тэйте: «Все это правда. Адмирал рассказывает историю тридцатилетней давности»
Сегодня следователи по делу Фёдоровой подтверждают, что их работа проходила под жестким контролем высших партийных чинов. И не только из-за громкого резонанса в обществе. Понятно, что Зоя Фёдорова опять не угодила властям. Но в этом сюжете главную роль играла уже другая актриса. Виктория Фёдорова.
Девушка дебютировала в фильме “Двое”. В 1975 году из Штатов пришло письмо от нашедшегося отца, Контр-адмирала в отставке. По законам того времени для поездки за границу Виктории нужно получить одобрение трудового коллектива. Но на “Мосфильме” ей отказали.
В ответ молодая актриса устроила громкую пресс-конференцию для иностранных журналистов. Властям пришлось идти на попятную и выпустить скандалистку за рубеж. Откуда она уже не вернулась.
В конце 70-х Виктория была замужем за пилотом американских авиалиний. Зоя Алексеевна поехала к дочери в гости. После долгой разлуки они с Тейтом вновь нашли друг друга. История любви, преодолевшая все преграды холодной войны и железного занавеса, обрела новую жизнь.
Еще не сойдя на землю, Зоя Алексеевна увидела огромную толпу встречающих и репортеров. Она в растерянности оглянулась: возможно в самолете была какая-то знаменитость, а она не заметила. Из самолета она вышла последней. И вся эта толпа хлынула к ней. Это было для нее потрясением. Она снова почувствовала себя настоящей звездой.
Зоя Фёдорова с дочерью и внуком
Свидание постаревших влюбленных получилось коротким. Жизнь их уже развела и прошлого не вернуть. Вскоре Тейт умер, а Виктория выпустила автобиографическую книгу “Дочь адмирала”. Это предельно откровенный рассказ о репрессиях в СССР.
История этой семьи вызывала все большее раздражение в Кремле. Репрессированная, отсидевшая, да еще пишет гадости, которые порочат честь Советского Союза. Возможно, смерть актрисы была последней точкой в затянувшемся романе, продолжение которого должно было развернуться в Америке.
Виктория просто была одержима идеей сыграть свою мать и рассказать всю трагическую историю, которая была действительно достойна Голливуда. К тому же и Зоя решила уехать навсегда.
Комитет безопасности мог воспринять это как попытку идеологической диверсии. По мнению коллег, Зою таким образом остановили и дали понять Вике, чтобы она не лезла с экранизацией этого фильма.
Сыщики вспоминали еще одну важную деталь с места преступления. Крепко зажатая в руке телефонная трубка. Следователи уверены еще в одном, что Зоя Федорова стала жертвой собственных связей в криминальном мире. Каждую поездку к дочери актриса вывозила за границу не только драгоценности, но и знание устройства криминальных связей советской знати.
А эта контрабанда куда опаснее спекуляцией антиквариатом. Такие сведения нельзя допустить к вывозу за границу. И оставить в открытом деле тоже.
-Считать это преступление раскрытым не приходится. Может быть к этому делу был причастен кто-то из сильных мира сего. Доказано ничего не было. Конкретные лица и были определены, но до суда дело не дошло.
Дмитрий Медведев. В 1981 году начальник пятого отдела главного управления уголовного розыска МВД СССР.
По всем законам жанра такое убийство напоказ для устрашения должно остаться безнаказанным. Чтобы и другим было неповадно заходить за опасную черту. Так и вышло.
Похороны знаменитой актрисы, любимицы миллионов устроили скромно. Гражданская панихида прошла на территории “Мосфильма”, куда посторонние не могли попасть. Ее похоронили только на восьмой день. Дочь не пустили проститься с матерью. Власти старались не привлекать излишнего внимания к траурной церемонии.
В памяти зрителей Зоя Фёдорова осталась веселой комедийной актрисой. И мало кто знал, какой силы трагический сюжет разыгрывался по другую сторону экрана.
Неразгаданные тайны жизни и смерти Зои Фёдоровой продолжают волновать
Даже близким людям она не рассказывала, что тогда произошло в Свердловске, у ворот так знакомой ей женской колонии.
-Зоя Алексеевна вышла. Я остался в машине. Она подошла ближе к воротам. Я видел только вздрагивающие плечи и понял, что она не просто плачет, а рыдает. Я вышел, подошел к ней. Успокоил ее.
-Вот здесь закончилась моя жизнь, — сказала она мне тогда. -Знаешь, мне снова стало страшно, вдруг меня опять заберут туда.
Эдуард Машкович. Заместитель директора Дома киноактера.
Этот страх преследовал Зою Фёдорову до конца дней. Она хорошо усвоила, как одним разом может перевернуться вся жизнь. Она пыталась обезопасить себя и высокими связями и авторитетом в криминальном сообществе.
Но в какой-то момент актриса в своем эпизоде взяла неверный тон. А главных ролей ей никто не давал.