«Влюблённые» — один из самых светлых, нежных и чистых фильмов советского кинематографа, от которого бегут мурашки

Бывают такие фильмы, когда на титрах понимаешь, что хочется включить еще раз, сразу же. Вспоминаются в первую очередь черно-белые, советские. Городской романс, Я шагаю по Москве, Три тополя на Плющихе, Доживём до понедельника, Начало, Летят журавли, Дело было в Пенькове, Зося.

Вот и с «Влюбленными» у меня так же. Удивительно скупой на диалоги фильм, но смотрится на одном дыхании и боязно пропустить хоть мгновение. И не будь этих диалогов вовсе, как в немом кино – ничего страшного. Ведь всё понятно и без слов.

Один из самых чистых, искренних и нежных фильмов советского кинематографа.

«Влюблённые» (1969)

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Ташкент, 60-ые. Многослойность, многогранность и многонациональность. И вместе с тем, на фоне изнуряющей жары, блеска воды в фонтанах, купающихся мальчишек в тех же фонтанах, кафе с зонтиками, скопления людей в белоснежных одеждах на улочках и узбекского гостеприимства — это простая и теплая история о дружбе и любви, разочарованиях и страшных потерях, молодости и опыте, встречах и разлуках. О жизни, одним словом.

И, наверное, во «Влюбленных» для каждого есть что-то своё, личное. Любовь к стране. Любовь к девушке. Любовь к другу. Любовь к работе. Любовь к матери. Любовь к собственной молодости. Каждый герой влюблен. В первую очередь — в саму жизнь.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

«Влюбленные» словно фильм-атмосфера, фильм-воспоминание, фильм-мгновение. И каждый его кадр похож на паутинку, в которой запутался солнечный зайчик.

Выделить можно несколько сюжетных линий, тесно сплетенных между собой:

  • Родин и Таня
  • Рустам и мама
  • Тасос и мужская дружба

Подрывник Родин (Родион Нахапетов) любит красавицу-студентку Таню (Анастасия Вертинская).

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Родин как образец какого-то сдержанного мужского обожания. Страшно ревнует, устраивает драки, но на вопрос Тани, снится ли она ему, не врет и отвечает, что нет. Женщина, как известно, любит ушами. И если для Родина кроме Тани других девушек в принципе не существует, настолько сильны его чувства, то для Тани он вроде как эпизод на практике.

Таня благосклонно позволяет себя любить, иронично подшучивает и упивается вниманием и Родина, и других мужчин. Таня вовсе не плоха, нет. Просто так сложилось, что больше, чем Родин ей нравится другой человек. Другой вопрос, как такого со всех сторон положительного и влюбленного Родина можно было заменить романтиком Шухратом? А вот так. Таня счастлива здесь и сейчас, и Родин отступает в тень с болью потери и раной в душе. Два красивых молодых человека встретились, чтобы расстаться. Так бывает.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Я не виню тебя. Наверно нельзя было подругому. Когда нет настоящего, рано или поздно приходится врать. Но я не хочу так. Всё должно быть по человечески. Иначе не стоит жить! Понимаешь?

Рустам (Рустам Сагдулаев) – обаятельный Рустам (между прочим, то самый Ромео из «В бой идут одни старики») с трогательной заботой о больной матери и раной в сердце от того, что не нужен отцу. Рустам сочиняет для матери истории о теплых встречах с папой, об их разговорах, советах, которые отец дает сыну. На деле же родитель даже не помнит, сколько Рустаму лет. И когда мама умирает с просьбой, чтобы бывший супруг пришел на её похороны, а тот, конечно, не приходит, для Рустама это становится одним из самых страшных и горестных потрясений, справиться с которым отчасти помогают друзья и любовь к девушке Гузаль.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Всё пройдет, пройдет и это. И новая жизнь Рустама после потерь – как луч надежды. Как то самое счастье, которое нужно заслужить, если верить печальным теориям некоторых философов и мудрых тётушек с лавочек у подъезда.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

А настоящая, классическая, преданная дружба ребят? Как в книгах. Проходит сквозь весь фильм, превращая ещё мальчишек в мужчин, в одну большую семью, где каждый находит поддержку и в горе, и в радости.

А слезы Тасоса (Карен Хачатурян) при расставании с товарищами на подножке поезда, увозящего его в родную Грецию? И не ехать невозможно, ведь там мама, сестра и манящее надеждами светлое будущее, и прощаться с самыми близкими людьми и Ташкентом, который стал родным домом – невозможно тоже.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

«Влюбленные» удивительный фильм еще и потому, как он снят. Отдельные сцены просто шедевр, на мой взгляд.

Вот Родин и Таня едут по воде на мотоцикле, поднимая от тихой глади бриллиантовые брызги. Белый купальник. Крошечный островок посреди реки. Прядь волос, взмах ресниц. И такое нежное и тихое счастье, что страшно дышать, лишь бы не спугнуть.

Стремительная река с раскалывающимися о подводные камни арбузами. И непонятно, то ли арбуз навсегда испорчен, то ли жизнь Родина. Очень метафорично и напоминает какие-то древние легенды от старейшин, которые хочется передавать из поколения в поколение. А когда Рустам и Родин встречали из роддома Гузаль? Это же до мурашек.

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов

Веришь каждому слову, каждому взгляду. И спектр чувств – от грусти до радости. И наоборот. Такие вот эмоциональные качели исключительно для влюбленных в жизнь.

В 2004 году Эльёр Ишмухамедов решил снять продолжение своего фильма и снял. Но это уже совсем другая история и говорить о «Влюблённые. Фильм второй», где рассказывается о том, что было с героями 25 лет спустя, мне не хочется.

Зато с удовольствием послушаю ваше мнение о работе режиссера образца 1969 года.